Урок литературы проводится как урок внеклассного чтения. От восприятия поступков действующих лиц, от осознания временных и причинно-следственных связей событий, лежащих в основе сюжета, ученики переходят к уяснению психологических мотивов и внутренних побуждений поведения и поступков изображаемых в художественных произведениях людей.
Изучение литературы Алтая является одним из средств создания историко-культурного контекста, связанного с задачами воспитания чувства патриотизма и любви к истории родного региона.
Изучение литературы Алтая направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, знающей и любящей культуру родного края;
- развитие навыков историко-культурного анализа художественного текста;
- освоение текстов художественных произведений отечественной и региональной литературы в единстве формы, содержания и в контексте социально-исторических проблем;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений в соотнесении основных историко-литературных фактов региона и тенденций отечественной литературы.
Материалы и оборудование.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Раздаточный материал с текастом рассказа Шукшина “Дядя Ерморлай”.
- Газета посвященная жизни и творчеству писателя.
- Записи песен о Шукшине.
Вид урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: Жил человек родом с Алтая (В.М. Шукшин и его рассказ “Дядя Ермолай”).
Эпиграф к уроку:
Боль моя и тревога – о юных душах, о тех, кто может оказаться на опасном пути. В.М. Шукшин
Формы организации учебной деятельности на уроке:
- фронтальная работа;
- словарная работа;
- инсценирование;
- составление сопоставительной характеристики героев;
- творческие задания;
- чтение наизусть.
Методы обучения
По источникам знаний:
- словесные;
- практические;
- наглядные.
По степени взаимодействия:
- беседа;
- самостоятельная работа;
- метод выразительного чтения.
По характеру познавательной деятельности и участия учителя и учащихся в учебном процессе:
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный.
По принципу расчленения и соединения знаний:
- сравнительный;
- аналитический;
- обобщающий.
Методическое обоснование.
В национальном образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Образовательный процесс – это процесс субъективного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, с одноклассниками. Работа над освоением учениками определённого минимума ЗУН заменяется созданием активной речевой среды, способствует развитию познавательных и эмоциональных способностей.
Работая более 30 лет в школе, я пришла к выводу, что эти способности формируются в большей мере в процессе работы с текстом. Специальные упражнения с текстами позволяют развивать коммуникативные умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи.
Во время работы с текстом учащиеся используют знания и опыт жизни, правда, пока небольшой.
Работа на таких уроках предусматривает создание мотиваций поиска. В ходе урока учащиеся исследуют текст. Взаимосвязь исследования и творчества развивает и пробуждает интеллектуальные способности ребят.
При отборе содержания текстов я руководствуюсь также принципом воспитывающего обучения.
Данный урок способствует воспитанию интереса к творчеству писателя-земляка, воспитанию чувства гордости за свой край, за родину В.М. Шукшина.
Д.С. Лихачёв говорил: “Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной земле и могут быть поняты только в связи со своей родной страной”. Эти слова говорят о том, какое важное значение имеет в школе организация работы по изучению творчества поэтов и писателей-земляков.
Творчество Шукшина актуально и сегодня. Поэтому для анализа на уроке я взяла текст рассказа “Дядя Ермолай”.
Поддержать положительный эмоциональный климат на уроке при изучении этой темы позволило соблюдение принципов наглядности материала, доступности, учёта уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, обеспечивающих развитие коммуникативной, личностной, ценностно-смысловой компетенции учащихся.
Использование ИКТ позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить её восприятие. Применение графических иллюстраций и записей к уроку способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление, даёт возможность экономить рабочее время на уроке, т.к. необходимые материалы заранее оформлены мной в виде слайдов.
При подготовке урока я также учитывала особенности класса: умение анализировать, иллюстрировать, проявлять актёрские способности.
По типу это комбинированный урок. Он позволяет показать многие возможности урока литературы, совместную работу учителя и учащихся, использование различных методов и приемов при изучении художественного произведения.
Хороший эмоциональный настрой помогает учащимся быть активными на протяжении всего урока, а значит, способствует лучшему усвоению материала. На протяжении всего урока учащиеся сами находят ответы, отстаивают свою точку зрения, учатся признавать свои ошибки. А выработка этих умений важна в дальнейшей самостоятельной жизни.
Основные принципы данного урока:
- интерес к уроку;
- востребованность темы (понимание, зачем, где, когда она пригодится учащимся;
- урок должен стать уроком сотрудничества, уроком-диалогом;
- данный урок - это сочетание четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества.
Этапы урока:
- Мотивация.
- Целеполагание.
- Литературная композиция о жизни В. М. Шукшина. Рассказ об Алтае, о родине В. М. Шукшина с. Сростки, о жизни писателя-земляка (слово учителя; чтение стихов о селе Сростки, о горе Пикет, о Шукшине учащимися).
- Словарная работа.
- Пересказ рассказа. Диалог-инсценировка.
- Беседа с учащимися по рассказу.
- Составление “психологического этюда” поведения героев, их чувств, состояний.
- Беседа с учащимися.
- Заключительное слово учителя.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
Подготовка к уроку учащихся. Должны прочитать рассказ Шукшина “Дядя Ермолай” и подготовить близкий к тексту пересказ.
Индивидуальные задания:
- приготовить инсценировку отрывка из рассказа;
- сделать газету, посвящённую жизни и творчеству писателя;
- выучить наизусть стихотворения “Разметалось село в предгорьях”, “На горе Пикет”, “Шукшин и Пушкин”, “О Шукшине непросто говорить”;
- подготовить рассказ о Шукшине.
Подготовка к уроку учителя.
Дать индивидуальные задания и провести их
предварительную проверку.
Ход урока
1. Мотивация. Слово учителя. Звучат песни о Шукшине, об Алтае.
- Знаете ли вы что-нибудь о жизни и творчестве нашего земляка В.М.Шукшина?
- Может быть, вы читали рассказы Шукшина? Смотрели фильмы, снятые по его произведениям, или фильмы с участием его самого?
- Были ли вы на горе Пикет? На Шукшинских чтениях в Сростках?
2. Целеполагание. (1 слайд: портрет Шукшина, тема урока, эпиграф к уроку)
3. Литературная композиция о жизни В. М. Шукшина.
Алтай - это широкие степи, могучие горы, голубые озера и реки. На этой благодатной земле не могут не рождаться композиторы, художники, писатели, поэты. Природа нашего края способствует рождению прекрасных произведений искусства. Мы с вами живем там, где жил Василий Макарович Шукшин, именно Алтай он считал своей Родиной.
(2 слайд со словами писателя: “Алтай- это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива”)
(3 слайд. Василий Шукшин). Мы гордимся тем, что именно у нас родился и вырос этот большой национальный писатель, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный деятель искусств РСФСР.
(4 слайд. Шукшинские чтения в Сростках). Каждый год тысячи и тысячи людей в день рождения писателя приезжают на родину Шукшина, чтобы отдать дань таланту этого человека.
(Стихотворение о Шукшине читает ученик) (5, 6, 7 слайд. Окраины села Сростки).
Кумандинцы основали Сростки
В давние седые времена.
Здесь доныне русские раскосы,
Хоть село меняло имена.
В горы здесь вздымается долина.
Жил здесь парень.
Вам он сын, мне – брат.
Горькая ты ягода, калина!
Красным цветом деревца горят.
С пращуров слились, еще издревле,
Азия и Русь в его крови…
Русский духом,
Пел он о деревне, о крестьянской доле, о любви,
С детства о большой судьбе, мечтая,
Исходил он множество дорог,
Но за кровной правдою Алтая –
Возвращался на родной порог…
Зорким сердцем видел он с предгорий
Всю Россию…Множество судеб,
Истинных и горестных историй,
Где равны любовь, страданье, хлеб.
Но сгорело сердце.
Стало тихо на земле, в голубизне святой.
Вслед калине красной
Облепиха
Над Катунью встала золотой…
Ягоды прозрачны от печали,
Светятся и плачут от тоски.
Кони встрепенулись и заржали
На осеннем берегу реки…
(8 слайд. Родители Шукшина). Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в семье крестьянина на берегу Катуни в большом сибирском селе Сростки, что в 35 километрах от города Бийска. Здесь прошло его детство.
(Стихотворение о Сростках читает ученик). (Слайд 9, 10 слайд).
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пряный ветер вдыхал с лугов,
В огороде копал картошку,
На Катуни тягал чебаков…
Край сибирский, пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это родина Шукшина.
Учился в школе, хулиганил, любил с горы Пикет (вы, наверное, слышали про эту гору) любоваться красотой Катуни.
(Ученик читает стихотворение). (Слайд 11. Гора Пикет )
На горе Пикет
Покатый взлобок. Голь. Потрава.
Свистящий ветер верховой.
Мне так и видится застава,
Казачий пост сторожевой.
И ныне холм в краю предгорном,
Где сказочно земля щедра,
Стал совести постом дозорным,
Пикетом Правды и Добра.
Высь Шукшина…
Хлеба резные,
Лесок, покос, родник во мху.
Да что там степь, ему – Россия
Вся на виду и на слуху!
В подлеске ветер быстр и юрок.
След сапога росой не смыт.
Он был здесь только что. Окурок
В сырой траве еще дымит.
Где ж уголек его согревы,
Тепла, которым дорожил?
Спуститесь вниз, а там – налево,-
Кивает некий старожил.
Травинка на зеленом ворсе,
В низине - дом. И он в дому.
Но не спускаться надо вовсе,
А подниматься нам к нему.
Слово ученика о жизни В. М. Шукшина.
В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. (12 слайд.
Шукшин – моряк). После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором.
Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (Института культуры).
Шукшин- это писатель, актер, режиссер. (13 слайд. Семья Шукшина). Первую роль он сыграл в фильме “Два Федора”. Первое его произведение – сборник рассказов “Сельские жители”. По собственному сценарию Василием Макаровичем поставлены фильмы “Калина красная”, “Печки-лавочки”, “Живет такой парень”.
Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится, словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма “Они сражались за Родину”.
Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог.
Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина. (14 слайд. Памятник Василию Макаровичу в селе Сростки).
Слово учителя.
Порой мы завидуем людям, что живут на земле великого Пушкина. Но многие завидуют нам, землякам В. М. Шукшина.
Мы очень мало знаем о Шукшине, немногие были в Сростках в доме-музее писателя.
Пусть этот урок будет первым шагом на пути к творчеству славного нашего земляка, чье имя тесно связано с историей культуры нашего края.
Работать мы с вами сегодня будем над рассказом Шукшина “Дядя Ермолай”.
Все рассказы писателя, в основном, очень короткие.
Как решает Шукшин проблемы человеческой памяти, совести, смысла человеческой жизни – все это мы узнаем из рассказа “Дядя Ермрлай”.
4. Словарная работа (15 слайд).
Дома вы уже прочитали рассказ “ Дядя Ермолай”. В тексте вам встретились слова, лексическое значение которых я попрошу вас объяснить.
Страда – напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая.
Скирда – большой, обычно продолговатый стог сена, соломы или сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.
Ток – расчищенная или специально оборудованная площадка для предварительного хранения и первичной обработки зерна.
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями.
5. Пересказ рассказа. Диалог-инсценировка.
(Проверка домашнего задания.)
6. Беседа с учащимися по рассказу.
- Определите тему рассказа. (Постыдный случай, произошедший с мальчиками)
- Подумайте, почему рассказ назван “Дядя Ермолай”? (Дядя Ермолай – один из героев рассказа).
В основе рассказа лежит случай, который на самом деле произошел с автором, когда ему было 10-12 лет. Шукшин даже имен не изменил. Емельянов Ермолай Григорьевич – земляк, совхозный бригадир. В рассказе – это дядя Ермолай. Васька – сам Василий Макарович Шукшин. Рассказ был напечатан в 1971 году, то есть, примерно, через 30 лет после этого.
Неприятный случай – ребят уличили во лжи, а они упорно стояли на своем: отказывались.
В коротком вступлении к рассказу Шукшин написал: “Вспоминаю из детства один случай”.
- Почему не вспомнился мне, не я вспомнил, а вспоминаю? (Не дает покоя этот случай, о нем он помнит постоянно).
- Но ведь ребята не совершили преступления. Подумаешь, обманули. Зачем же всю жизнь об этом помнить? (Чтобы жить честно, по совести).
Память Шукшина навсегда запечатлела этот проступок, и через много лет писатель создает рассказ “Дядя Ермолай”.
7. Составление “психологического этюда” поведения героев, их чувств, состояний.
Центральную часть рассказа составляет разговор дяди Ермолая с мальчиками. Это своеобразный психологический поединок героев. Давайте проследим за их поведением, чувствами, которые они испытывают. Разделите тетрадь на 2 части, напишите: (Слайд 16)
Дядя Ермолай | Дети |
“смотрит пытливо…” | “смотрит, не мигая” |
“дядя Ермолай взвился...” | “решил стоять насмерть” |
“аж за голову взялся и болезненно сморщился” | “это нас не смутило” |
“взвизгнул дядя Ермолай” | “были…” |
“ошалел” | |
“посмотрел с мольбой…” | |
“стал терять терпение” | “мы убежали” |
“из последних сил крепился” | |
“опять сморщился, сорвался…” |
Вывод.
- попытка пробраться к совести; | - стоят стеной; |
- раздражение и гнев; | |
- боль, мольба; | |
- незнание, как достучаться до мальчишеской совести | - раз это поединок, то кто победил? |
Время рассудило.
8. Беседа с учащимися.
- Почему, солгав, мальчики так упорно стояли на своем? (Боятся, а потом стыдно ведь)
- Сознаются ли они во лжи потом?(Нет, не сознаются).
- Почему дядя Ермолай так упорно добивается, умоляет, чтобы дети сказали правду?(Добраться до их совести)
Вывод:
Дети не сознались, что не были на точке, куда их отправил дядя Ермолай.
Не сознались они в своем проступке и позже.
- Не потому ли случившееся не отпускает всю жизнь, снится ночами?
- Может быть, муки совести…О чем они нам, читателям, говорят? (Что самое страшное в жизни то, когда совесть мучает)
- В чем, по-вашему, главная мысль рассказа? (Главное – жить по совести)
- Почему рассказ назван “Дядя Ермолай”? (В данном случае дядя Ермолай – это совесть Шукшина. Муки совести. А вернуть уже ничего нельзя)
- Вспомните эпилог рассказа. (Учитель читает). В нем Шукшин размышляет о смысле жизни.
- В чем же смысл жизни таких людей, как дядя Ермолай? (Жить по совести. Пусть горькая, обидная, но правда. И работать, работать, не жалея себя)
- А как же сам автор относится к своему герою, т.е. к дяде Ермолаю? (Он его помнит, любит, жалеет, ему стыдно перед ним. И в то же время он его не понимает, потому что в жизни не может дойти до истины)
9. Заключительное слово учителя.
Дядя Ермолай в рассказе Шукшина – простой, обыкновенный человек. Но Шукшин не понимает слова “простой”. “Нет простых людей, в каждом есть что-то необыкновенное”. Такая честность особенно в наши дни, как драгоценный камень.
- Так как же вы понимаете слова Шукшина: “Боль моя и тревога – о юных душах, о тех, кто может оказаться на опасном пути”? (17=1 слайд)
- Какой урок получили мы, читая рассказ В.М. Шукшина “Дядя Ермолай”? Выскажите своё мнение.
Не стоит на месте время, летят годы, проходят века… Нет дяди Ермолая, нет самого Василия Макаровича.
Но вечны такие понятия, как совесть, честность, уважение к человеку, любовь. И вечной должна быть память о человеке, прославившем наш край. С ним нам предстоит встретиться ещё на уроках литературы.
(Стихотворение М. Борисова “О Шукшине непросто говорить” читает ученик)
И облака плывут над головой,
И небо обнимается с Пикетом,
А мне опять на круче вековой
Недужить наступающим рассветом.
В настроенной сторожкой тишине
Душа горит, корёжась, как берёста.
Непросто говорить о Шукшине,
Живое слово подобрать непросто.
Всё это происходит от того,
Что сам бывал раним слепым зарядом,
Что бунтари и “чудики” его
По всей земле со мною жили рядом.
Ещё держу связующую нить,
Но и о спуске думаю отлого.
О Шукшине непросто говорить,
О нём бы петь
И петь высоким слогом!
Ребята, если вы всю жизнь будете жить по совести, то из вас вырастут “настоящие” люди.
10. Домашнее задание. (18 слайд).
Дома вы письменно ответите на вопрос: “Жить по совести… Как я это понимаю?”.
11. Рефлексия.
“Я”
- Как я себя чувствовал на уроке.
- Было ли мне комфортно.
- С каким настроением я работал.
- Доволен ли я собой.
“Дело”
- Достиг ли я цели учения.
- Нужен ли мне этот учебный материал для дальнейшей учёбы, для практики или он просто интересен.
- В чём я затруднялся.
- Как мне преодолеть свои проблемы.
12. Выставление оценок. (19 слайд)
Литература
- Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. – М. 1986.
- Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. – Л.1983.
- Журнал “Литература в школе” №3,2006 год.
- Куляпин А.И. Левашова О.Г. В.М. Шукшин и русская классика. – Барнаул 1998.
- Не просто говорить о Шукшине: Стихи. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. – 96 с.
- Толчёнова Н. Слово о Шукшине. – М. 1982.
- Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти и бессмертии. – М. 1989.