Техническое оснащение урока: Колокольцев Е.Н. “Литература. Русская словесность: Произведения изобразительного искусства” – учебно-наглядное пособие, интерактивная доска, ЭОРы.
С № 1.
Тема: “Искусство “серебряного века” в контексте культурного пространства”.
Эпиграф: Искусство – это посредствующее звено между нами и Вечностью.
С № 2.
”Культура – это … (степень духовного и интеллектуального развития)”
Ответы учащихся.
”Единство культурного пространства – это … (все, что связывает время: вечные образы, вечные проблемы, вечные ценности)”
Ответы учащихся
Учитель: культура многолика – но едина. Цель урока – убедиться в этом.
В завершении слов появляется С № 3.
С № 3.
Картины М. Якунчиковой, А. Бенуа. Звучит музыка Рахманинова или Скрябина.
Учитель: – Стихи Н. Гумилева.
С № 4.
Постепенно появляются портреты, фотографии Блока, Цветаевой, Ахматовой, Гумилева, Пушкина, Высоцкого, Пастернака, Николая II.
Учитель: Назвать имена данных поэтов, указать, к какому веку они принадлежат.
1) Один учащийся выполняет это задание у доски, остальные – в тетради. Правильные ответы закрыты.
2) Учитель: какое концептуальное понятие может быть объединяющим звеном для этих лиц, поэтов.
Обсуждение, мозговой штурм, работа у доски. Ответ – составлением тезауруса (СВОБОДА).
Учитель: Гераклит сказал, что из контрастов рождается прекраснейшая гармония.
С № 5.
Заголовок: “Серебряный век русской поэзии”.
Картина Н. Смирнова “Серебряный век”. Звучит музыка.
Учитель: Стихотворение Ахматовой “Серебряный век”.
С № 6.
Появляются стихи:
Пой сладкозвучный гимн священной красоте!
Она одна живет безгрешна и извечна.
Смерть может разбросать миров дрожащий рой,
Но красота горит, рождаясь бесконечно.
Фр. поэт Леконт де Лиль.
Учитель: Что характерно для искусства эпохи Возрождения, почему часто к ней обращались поэты “серебряного века”.
С № 7.
Появляется картина Тициана “Кающаяся Мария Магдалина”.
1) Учитель: О стихотворении Б. Пастернака “Магдалина”.
Чтение стихотворения учащимся.
2) Задание: сравнить стихотворение и картину. Общая мысль, идея?
Ответ: два своеобразных решения одного евангельского сюжета.
С № 8.
Появляется картина Джорджоне “Юдифь”
Краткое сообщение ученика об истории картины.
Чтение стихотворения учащимся.
Учитель: Рассказ о Гумилеве и его стихотворении “Юдифь”: время создания стихотворения, перекличка эпох, причина обращения к сюжету.
С № 9.
Появляются картины Врубеля “Демон сидящий”, “Демон поверженный”.
Рассказ ученика о картинах.
Учитель: Стихотворение В. Брюсова.
С № 10.
Учитель: Часть поэзии Блока – отражение живописи.
Стихотворение “Демон”.
Задание: Сравнение стихотворения и картины. Выводы.
С № 11.
Картина В. Васнецова “Сирин и Алконост”.
Стихотворение Блока “Сирин и Алконост “.
Задание: рассмотреть картины в пособии и ответить на вопросы (стр. 73).
С № 11.
Появляется картина “Прометей, прикованный к горе”.
Звучит музыка Скрябина “Поэма огня”. Рассказ учащегося и учителя о версии Скрябина о подвиге Прометея.
Все мы – единый
Ток, устремленный,
К мигу от вечности,
В путь человечности.
Учитель. Возвращение к цели урока. Удалось ли нам убедиться в единстве культурного пространства? …