Урок литературы по теме "Искусство Серебряного века в контексте культурного пространства". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Техническое оснащение урока: Колокольцев Е.Н. “Литература. Русская словесность: Произведения изобразительного искусства” – учебно-наглядное пособие, интерактивная доска, ЭОРы.

С № 1.

Тема: “Искусство “серебряного века” в контексте культурного пространства”.

Эпиграф: Искусство – это посредствующее звено между нами и Вечностью.

С № 2.

”Культура – это … (степень духовного и интеллектуального развития)”

Ответы учащихся.

”Единство культурного пространства – это … (все, что связывает время: вечные образы, вечные проблемы, вечные ценности)”

Ответы учащихся

Учитель: культура многолика – но едина. Цель урока – убедиться в этом.

В завершении слов появляется С № 3.

С № 3.

Картины М. Якунчиковой, А. Бенуа. Звучит музыка Рахманинова или Скрябина.

Учитель: – Стихи Н. Гумилева.

С № 4.

Постепенно появляются портреты, фотографии Блока, Цветаевой, Ахматовой, Гумилева, Пушкина, Высоцкого, Пастернака, Николая II.

Учитель: Назвать имена данных поэтов, указать, к какому веку они принадлежат.

1) Один учащийся выполняет это задание у доски, остальные – в тетради. Правильные ответы закрыты.

2) Учитель: какое концептуальное понятие может быть объединяющим звеном для этих лиц, поэтов.

Обсуждение, мозговой штурм, работа у доски. Ответ – составлением тезауруса (СВОБОДА).

Учитель: Гераклит сказал, что из контрастов рождается прекраснейшая гармония.

С № 5.

Заголовок: “Серебряный век русской поэзии”.

Картина Н. Смирнова “Серебряный век”. Звучит музыка.

Учитель: Стихотворение Ахматовой “Серебряный век”.

С № 6.

Появляются стихи:

Пой сладкозвучный гимн священной красоте!
Она одна живет безгрешна и извечна.
Смерть может разбросать миров дрожащий рой,
Но красота горит, рождаясь бесконечно.
Фр. поэт Леконт де Лиль.

Учитель: Что характерно для искусства эпохи Возрождения, почему часто к ней обращались поэты “серебряного века”.

С № 7.

Появляется картина Тициана “Кающаяся Мария Магдалина”.

1) Учитель: О стихотворении Б. Пастернака “Магдалина”.

Чтение стихотворения учащимся.

2) Задание: сравнить стихотворение и картину. Общая мысль, идея?

Ответ: два своеобразных решения одного евангельского сюжета.

С № 8.

Появляется картина Джорджоне “Юдифь”

Краткое сообщение ученика об истории картины.

Чтение стихотворения учащимся.

Учитель: Рассказ о Гумилеве и его стихотворении “Юдифь”: время создания стихотворения, перекличка эпох, причина обращения к сюжету.

С № 9.

Появляются картины Врубеля “Демон сидящий”, “Демон поверженный”.

Рассказ ученика о картинах.

Учитель: Стихотворение В. Брюсова.

С № 10.

Учитель: Часть поэзии Блока – отражение живописи.

Стихотворение “Демон”.

Задание: Сравнение стихотворения и картины. Выводы.

С № 11.

Картина В. Васнецова “Сирин и Алконост”.

Стихотворение Блока “Сирин и Алконост “.

Задание: рассмотреть картины в пособии и ответить на вопросы (стр. 73).

С № 11.

Появляется картина “Прометей, прикованный к горе”.

Звучит музыка Скрябина “Поэма огня”. Рассказ учащегося и учителя о версии Скрябина о подвиге Прометея.

Все мы – единый
Ток, устремленный,
К мигу от вечности,
В путь человечности.

Учитель. Возвращение к цели урока. Удалось ли нам убедиться в единстве культурного пространства? …

Приложение.