Урок литературы по теме "Историческая основа стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога". Картины подневольного труда. 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


ЦЕЛИ:

  • обеспечить в ходе урока знакомство с фактами биографии Н.А. Некрасова, необходимыми для понимания стихотворения «Железная дорога» и с историей строительства Николаевской железной дороги;
  • создать условия для анализа картин подневольного труда в стихотворении «Железная дорога»;
  • продолжить формирование умения грамотно выражать свои мысли, отстаивать свои позиции; искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
  • ставить цель и планировать действия для её достижения;
  • продолжить познавать нравственные основы жизни человека, социальные, общественные явления и традиции.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация по теме, видеозапись, аудиозапись стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога», песня бурлаков «Эх, дубинушка…».

УМК: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х ч. Ч. 1. Под ред. Беленького, - М. 2008.

ПЛАН.

  1. Организационный момент.
  2. Страницы биографии Н. А. Некрасова.
  3. Строительство Николаевской железной дороги.
  4. Николаевская железная дорога в стихотворении Н. А. Некрасова.
  5. Анализ эпизодов стихотворения Некрасова «Железная дорога», изображающих подневольный труд строителей.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Мотивация.

Назовите фамилии русских поэтов и писателей, произведения которых вы читали.

Прозвучали не все фамилии даже из школьной программы.

А как бы отнеслись к человеку, который живёт в России и не знает, кто такой А.С. Пушкин и никогда не читал его произведений? … Почему?

Итак, исходя из того, что вы сказали, можно сделать вывод о том, что знания о жизни и творчестве писателей и поэтов являются показателем уровня культурного развития человека. Именно поэтому я предлагаю сегодня изучение страниц жизни и творчества малоизвестного вам поэта. Давайте познакомимся.

II. Страницы биографии Н. А. Некрасова. Актуализация темы. Целеполагание.

Слайд 1. (фамилии появляются по щелчку).

Прошу вас назвать имена, отчества и фамилии тех писателей, портреты которых вы видите на слайде.

Слайд 2.

Прочитайте тему. Как вы думаете, о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке? Чему мы должны научиться в результате нашей работы?

Слайд 3.

(Вывод на доску или в презентации после того, как дети назвали цели сами).

Знакомимся с Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Слайды 4-6.

Это дом, в котором жил поэт, в деревне Грешнёво (ныне не сохранился). Подумайте, к какому социальному слою принадлежал Некрасов?

Слайды 7-10. (слайды сопровождает песня «Эх, дубинушка», включается по щелчку, слайды 7-10 переключаются автоматически). Великая русская река Волга дарила поэту много радостных и печальных чувств: на её берегу была расположена усадьба, в которой провёл детство Николай Алексеевич.

С ранних лет столкнулся будущий поэт с социальной несправедливостью и каторжным трудом бедноты.

Слайд 11.

Откройте учебник на странице 217, прочитайте статью о Н.А. Некрасове. Найдите в статье слова о том, чему поэт посвящает свои стихотворения в сборнике 1856 года.

Этой теме посвящено всё творчество Николая Алексеевича.

III. Строительство Николаевской железной дороги.

Одно из стихотворений Некрасова называется «Железная дорога».

Слайд 12.

Что изображено на слайде? До какого времени передвигались по суше только с помощь такого транспорта?

Слайд 13.

Что изображено на слайде? Почему так важно было связать эти два города?

Видеосюжет (Вокзал станции Тверь из окна поезда). Какой путь показан в видеосюжете? Кто знает, как называется эта дорога сейчас? А как она называлась в 19 веке?

IV. Николаевская железная дорога в стихотворении Н.А. Некрасова.

Слайды 14-21. (слайды сопровождает аудиозапись стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога», включается автоматически после 16 слайда, слайды 17-21 сменяются сами).

В апреле 1843 года изыскательские экспедиции отправились в глухие леса и непроходимые болота, чтобы наметить трассу будущей магистрали. По желанию царя она должна была быть максимально прямой, не считаясь с рельефом местности.

Общее руководство строительством дороги было возложено на К. Ф. Толя, генерал-адъютантов А. X. Бенкендорфа, П. А. Клейнмихеля и других высших чиновников царского правительства. При комитете была учреждена Строительная комиссия, в состав которой вошли П. П. Мельников, назначенный начальником Северной дирекции (Петербург — Бологое), и Н. О. Крафт, возглавивший Южную дирекцию (Бологое — Москва). Общий объем земляных работ на железной дороге составил 45,5 млн куб. м, или в среднем 71 тыс. куб. м на 1 км пути. На линии прорезывались глубокие выемки (до 15 м) и сооружались высокие насыпи (до 40 м), большей частью из глины. Работы велись вручную. Грунты доставляли с помощью тачек и конной тяги, за исключением двух выемок на Валдайской возвышенности (Северная дирекция), где применялись экскаваторы,

На строительстве железной дороги в основном использовался труд крепостных крестьян, причем условия труда были ужасными. Рабочий день длился 16-18 часов. При осушении болот (всего было осушено 160 верст) приходилось, стоя по пояс в воде, рыть отводные канавы, засыпать болото землей, подвозить эту землю на тачках. Жили в основном в землянках, не лучшего качества была еда. На строительстве регулярно вспыхивали эпидемии опасных болезней: цинги, тифа, дизентерии. Умерших хоронили здесь же вдоль трассы. На строительстве железной дороги одновременно работало до 60 тыс. человек.

V. Анализ эпизодов стихотворения Некрасова «Железная дорога», изображающих подневольный труд строителей.

Обратимся к тексту. Сколько частей в стихотворении?

О чём первая часть? Найдите эпитеты в тексте к словам: воздух, речка, Русь. (С выводом на интерактивную доску). Есть ли сходство в стилистической окраске этих эпитетов? Мог бы так сказать генерал, отец Вани?

Обратите внимание на фразы: «Воздух усталые бодрит» и «…в мягкой постели выспаться можно…».

Кто с первых строк становится героем произведения? Кому нужен бодрящий воздух и отдых, кто употребляет в речи слова разговорного стиля?

Итак, герой стихотворения – труженик, уставший от тяжёлой работы. Поэт сразу настраивает читателя на раздумья о родине, доле народа, труде.

Перейдём ко 2 части.

Как называет Некрасов строителей дороги?

Кто такие ратники?

Почему дано такое определение: воины и мирные дети труда?

Обратите внимание на то, что автор-рассказчик хочет не рассказать, а показать правду. Почему?

Какое впечатление производят на читателя картины стройки?

Что стало причиной решения людей участвовать в строительстве?

Какой эпитет использует автор в определении голода? Почему?

Обратимся к песне мертвецов.

Для чего поэт использует ряд глаголов? (мерзли, мокли, болели, грабили, секло, давила – с выводом на интерактивную доску).

Чей образ становится самым ярким портретом строителей дороги?

Как выглядел белорус?

В чём причина такого состояния труженика?

Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к строителям?

VI. Итог урока.

Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? (Вывод на доску или в презентации после того, как вспомнили дети).

Достигли ли мы их?

VII. Домашнее задание.

Стр. 224-225 вопросы.