Оборудование: презентация, проектор, экран.
Форма организации занятия: групповая.
Цели:
- Повторить жанровые особенности житийной литературы.
- Определить особенности образа святого в жанре жития.
- Совершенствовать умение анализировать текст с точки зрения образа героя.
- Развивать умение строить устное высказывание.
- Воспитывать милосердие, доброту, любовь к ближнему, уважение к историческому прошлому России.
На доске:
- Епифаний Премудрый
- Троице-Сергиева Лавра
- Куликовская битва 8 сентября 1380 г.
- Князь Дмитрий Донской
Словарь
Святой – 1.В религии: обладающий божественной благодатью. 2.В христианстве: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Идеал – совершенное воплощение чего-либо.
Предлагается план работы:
- Вступление. Слово учителя.
- Работа учащихся в группах с текстом произведения.
- Выступление групп.
- Образ святого Сергия в живописи.
Эпиграф Святой Сергий глубочайше русский, глубочайше православный.
Б.Зайцев
Вступительное слово учителя (звучит колокольный звон).
В жизни каждого человека, государства есть вечные понятия: святой, святыня, священный. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?
Обращение к теме урока. Поиск ключевых слов в теме урока: “святой”, “идеальный”, “образ”, обращение к их значению. Сегодня на уроке мы обратимся к жизнеописанию святого Сергия Радонежского. Постановка целей. Запись эпиграфа.
Повторение изученных ранее понятий. Учащимся предлагаются следующие вопросы:
Что такое житие? Кто является его героями? Что представляет собой жизненный путь святого?
Житие – жанр древнерусской литературы – повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости.
Задача жития – дать образцы праведной христианской жизни.
Героями жития могли быть самые разны люди: князья, горожане, крестьяне и др.
Жизненный путь святого: рождение от благочестивых родителей, в детстве трудности в учении, в отрочестве – дар благодати, период испытаний, известность, прижизненные чудеса исцеления людей, ежечасный молитвенный подвиг, дар предвидения в награду.
Групповая работа учащихся с текстом жития.
Задача: проанализировать предложенные отрывки, выявить характерные черты героя, подготовить устное выступление.
Результатом работы в группах должно стать составление схемы-кластера “Черты характера преподобного Сергия Радонежского”.
1 группа
Задание:
1.Какой путь выбирает для себя отрок Варфоломей после кончины родителей? Как можно объяснить его выбор?
2.Прочитайте отрывок “Родители его переселились…”. Подумайте, какая черта характера героя проявилась в его отношении к наследству
( материальным благам)?
3.Что, по-вашему, помогло монаху Сергию в преодолении трудностей? Дайте толкование слова “великодушие”, пользуясь толковым словарем.
2 группа
Задание:
1.Прочитайте отрывок: “Братья же, страдая от голода. Начали роптать…”. Определите его тему.
2.Какой жизненный урок преподал монахам Сергий в трудный час?
3.Какя черта характера святого проявилась в его поступке.
3 группа
Задание:
1.Что такое чудо? Каким образом это понятие соотносится с жизнью святого Сергия?
2.Подготовьте выразительное чтение отрывка: “Творил же преподобный наш Сергий и иные различные чудеса…”.
3.Какя черта характера героя проявилась здесь особенно ярко? Объясните.
4 группа
Задание:
1.Как по-новому раскрывается образ святого в отрывке: “Некий же поселянин, земледелец из дальней стороны…”.
2.Какой урок преподал Сергей поселянину? Выявите ту черту характера преподобного, которая проявилась в этом поступке.
3.Что такое смирение? Пользуясь словарем, объясните значение этого слова.
5 группа:
Задание:
1.Прочитайте отрывок: “В тот год попущением Божием за грехи наши…”.
2.Какая страница истории нашей Родины нашла в нем свое отражение? Какую роль сыграл в победе русских воинов святой Сергий? Объясните выражение “молитвою вооружил”?
3.Какую черту характера святого вы можете выделить?
Обращение к историческому прошлому России.
Сергий Радонежский обладал даром предвидения. У него, известного на всей Руси своей святостью, решил испросить благословения Дмитрий Иванович, князь Московский, прежде чем идти на битву с Мамаем. Старец благословил великого князя Дмитрия, молитвою вооружил и о победе пророчествовал: “Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе.”. Вместе с Дмитрием старец послал на правый бой двух монахов – Пересвета и Ослаблю. На Куликовом поле 8 сентября 1380 года сошлись рано поутру русская рать и ордынское войско. “Великий князь, на помощь Божию и на молитвы святого надеясь, вступив в битву с татарами, победил их”. Преподобный Сергий, обладая прозорливостью, видел битву издали и, стоя на молитве с братией, возвестил о победе русских воинов.
Выступление групп. Составление схемы-кластера.
В результате анализа предложенных отрывков текста “Жития” учащиеся выделяют следующие черты характера Сергия: великодушие, доброта, бескорыстие, трудолюбие, долготерпение, милосердие, смирение, патриотизм, духовность, нравственная чистот
Святой Сергий предстает как воплощение черт идеальных, образцовых. Его жизнь – образец праведного пути. Герой жития идеален. Житие, как икона. Показывает образец святости, не лицо человека, а лик. И лик этот чист и прекрасен. По словам писателя Б.Зайцева, “Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного”.
Обращение учащихся к эпиграфу, предваряющему урок, объяснение его смысла.
Русский – относящийся к русскому народу, его языку, национальному характеру, культуре. Православный – последователь православия.
Святой Сергий является носителем лучших черт русского характера.
Образ преподобного Сергия Радонежского в живописи.
Образ святого Сергия нашел свое яркое отражение не только в литературе. Это образ привлекал многих талантливых художников.
Сергий Радонежский особое место занимал в творчестве русского художника М.В.Нестерова. Святой был особо почитаем в семье Нестеровых. Сам художник считал, что Сергий спас его от смерти в младенчестве. Самая известная картина Нестерова с образом преподобного – “Видение отроку Варфоломею” - была написана в 1890 году. М.Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. “Жить буду не я, - говорил живописец. – Жить будет отрок Варфоломей”. Во время работы над будущей картиной М.Нестеров живет в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, посещает места, связанные с жизнью Сергия. Впервые картина была выставлена на передвижной выставке и, по словам очевидцев, “действовала ошеломляюще”. Это был настоящий триумф.
Н.К.Рерих также обращался в своем творчестве к образу святого Сергия, которому отводил особую роль спасителя, заступника России. Во всех трагических поворотах ее истории. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, - есть картина с образом Сергия Радонежского. Опираясь на традиции древнерусской иконы, вдали от Родины, Рерих пишет картину “Святой Сергий”. По словам, Е.И.Рерих, жены художника, святой явился Николаю Рериху в видении незадолго до кончины.
Обобщение, подведение итогов работы на уроке.
Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь – образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. “Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем. Он ушел одной из величайших слав России. Подвиг его человечен”.( Б.Зайцев).
Проводится рефлексия.
Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему “Притягательная сила личности святого Сергия Радонежского”.