Урок литературы по теме "Идеальный образ святого в «Житии преподобного Сергия Радонежского»". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Оборудование: презентация, проектор, экран.

Форма организации занятия: групповая.

Цели:

  1. Повторить жанровые особенности житийной литературы.
  2. Определить особенности образа святого в жанре жития.
  3. Совершенствовать умение анализировать текст с точки зрения образа героя.
  4. Развивать умение строить устное высказывание.
  5. Воспитывать милосердие, доброту, любовь к ближнему, уважение к историческому прошлому России.

На доске:

  1. Епифаний Премудрый
  2. Троице-Сергиева Лавра
  3. Куликовская битва 8 сентября 1380 г.
  4. Князь Дмитрий Донской

Словарь

Святой – 1.В религии: обладающий божественной благодатью. 2.В христианстве: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.

Идеал – совершенное воплощение чего-либо.

Предлагается план работы:

  1. Вступление. Слово учителя.
  2. Работа учащихся в группах с текстом произведения.
  3. Выступление групп.
  4. Образ святого Сергия в живописи.

Эпиграф Святой Сергий глубочайше русский, глубочайше православный.

Б.Зайцев

Вступительное слово учителя (звучит колокольный звон).

В жизни каждого человека, государства есть вечные понятия: святой, святыня, священный. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?

Обращение к теме урока. Поиск ключевых слов в теме урока: “святой”, “идеальный”, “образ”, обращение к их значению. Сегодня на уроке мы обратимся к жизнеописанию святого Сергия Радонежского. Постановка целей. Запись эпиграфа.

Повторение изученных ранее понятий. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Что такое житие? Кто является его героями? Что представляет собой жизненный путь святого?

Житие – жанр древнерусской литературы – повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости.

Задача жития – дать образцы праведной христианской жизни.

Героями жития могли быть самые разны люди: князья, горожане, крестьяне и др.

Жизненный путь святого: рождение от благочестивых родителей, в детстве трудности в учении, в отрочестве – дар благодати, период испытаний, известность, прижизненные чудеса исцеления людей, ежечасный молитвенный подвиг, дар предвидения в награду.

Групповая работа учащихся с текстом жития.

Задача: проанализировать предложенные отрывки, выявить характерные черты героя, подготовить устное выступление.

Результатом работы в группах должно стать составление схемы-кластера “Черты характера преподобного Сергия Радонежского”.

1 группа

Задание:

1.Какой путь выбирает для себя отрок Варфоломей после кончины родителей? Как можно объяснить его выбор?

2.Прочитайте отрывок “Родители его переселились…”. Подумайте, какая черта характера героя проявилась в его отношении к наследству

( материальным благам)?

3.Что, по-вашему, помогло монаху Сергию в преодолении трудностей? Дайте толкование слова “великодушие”, пользуясь толковым словарем.

2 группа

Задание:

1.Прочитайте отрывок: “Братья же, страдая от голода. Начали роптать…”. Определите его тему.

2.Какой жизненный урок преподал монахам Сергий в трудный час?

3.Какя черта характера святого проявилась в его поступке.

3 группа

Задание:

1.Что такое чудо? Каким образом это понятие соотносится с жизнью святого Сергия?

2.Подготовьте выразительное чтение отрывка: “Творил же преподобный наш Сергий и иные различные чудеса…”.

3.Какя черта характера героя проявилась здесь особенно ярко? Объясните.

4 группа

Задание:

1.Как по-новому раскрывается образ святого в отрывке: “Некий же поселянин, земледелец из дальней стороны…”.

2.Какой урок преподал Сергей поселянину? Выявите ту черту характера преподобного, которая проявилась в этом поступке.

3.Что такое смирение? Пользуясь словарем, объясните значение этого слова.

5 группа:

Задание:

1.Прочитайте отрывок: “В тот год попущением Божием за грехи наши…”.

2.Какая страница истории нашей Родины нашла в нем свое отражение? Какую роль сыграл в победе русских воинов святой Сергий? Объясните выражение “молитвою вооружил”?

3.Какую черту характера святого вы можете выделить?

Обращение к историческому прошлому России.

Сергий Радонежский обладал даром предвидения. У него, известного на всей Руси своей святостью, решил испросить благословения Дмитрий Иванович, князь Московский, прежде чем идти на битву с Мамаем. Старец благословил великого князя Дмитрия, молитвою вооружил и о победе пророчествовал: “Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе.”. Вместе с Дмитрием старец послал на правый бой двух монахов – Пересвета и Ослаблю. На Куликовом поле 8 сентября 1380 года сошлись рано поутру русская рать и ордынское войско. “Великий князь, на помощь Божию и на молитвы святого надеясь, вступив в битву с татарами, победил их”. Преподобный Сергий, обладая прозорливостью, видел битву издали и, стоя на молитве с братией, возвестил о победе русских воинов.

Выступление групп. Составление схемы-кластера.

В результате анализа предложенных отрывков текста “Жития” учащиеся выделяют следующие черты характера Сергия: великодушие, доброта, бескорыстие, трудолюбие, долготерпение, милосердие, смирение, патриотизм, духовность, нравственная чистот

Святой Сергий предстает как воплощение черт идеальных, образцовых. Его жизнь – образец праведного пути. Герой жития идеален. Житие, как икона. Показывает образец святости, не лицо человека, а лик. И лик этот чист и прекрасен. По словам писателя Б.Зайцева, “Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного”.

Обращение учащихся к эпиграфу, предваряющему урок, объяснение его смысла.

Русский – относящийся к русскому народу, его языку, национальному характеру, культуре. Православный – последователь православия.

Святой Сергий является носителем лучших черт русского характера.

Образ преподобного Сергия Радонежского в живописи.

Образ святого Сергия нашел свое яркое отражение не только в литературе. Это образ привлекал многих талантливых художников.

Сергий Радонежский особое место занимал в творчестве русского художника М.В.Нестерова. Святой был особо почитаем в семье Нестеровых. Сам художник считал, что Сергий спас его от смерти в младенчестве. Самая известная картина Нестерова с образом преподобного – “Видение отроку Варфоломею” - была написана в 1890 году. М.Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. “Жить буду не я, - говорил живописец. – Жить будет отрок Варфоломей”. Во время работы над будущей картиной М.Нестеров живет в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, посещает места, связанные с жизнью Сергия. Впервые картина была выставлена на передвижной выставке и, по словам очевидцев, “действовала ошеломляюще”. Это был настоящий триумф.

Н.К.Рерих также обращался в своем творчестве к образу святого Сергия, которому отводил особую роль спасителя, заступника России. Во всех трагических поворотах ее истории. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, - есть картина с образом Сергия Радонежского. Опираясь на традиции древнерусской иконы, вдали от Родины, Рерих пишет картину “Святой Сергий”. По словам, Е.И.Рерих, жены художника, святой явился Николаю Рериху в видении незадолго до кончины.

Обобщение, подведение итогов работы на уроке.

Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь – образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. “Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем. Он ушел одной из величайших слав России. Подвиг его человечен”.( Б.Зайцев).

Проводится рефлексия.

Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему “Притягательная сила личности святого Сергия Радонежского”.