Прочёл "Вечера близ Диканьки", они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужден-ная, без жеманства, без чопорности.
А местами такая поэзия! Какая чувственность!
А.С.Пушкин.
Цели: дать учащимся представление о страницах жизни Н.В.Гоголя, о неповторимом национальном колорите повести "Ночь перед Рождеством", развивать речь учащихся, воображение; воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование:
- мультимедиаппаратура,
- интерактивная доска,
- видеофильм,
- учебник литературы для 6 класса "Год после детства" и рабочая тетрадь под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
- СD-диск с оперой Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством".
Ход урока
I. Чтение эпиграфа.
Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки" неведомого в Санкт-Петурбурге "пасичника Рудого Панько". Под этим именем скрывался молодой писатель Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу.
II. Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.
- Детство писателя.
- Годы учебы в гимназии.
- Петербург.
- Выход в свет "Вечеров :"
III. Беседа.
- В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Первое апреля - день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.
- Где родился писатель?
На Украине, которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь.
- Выразительное чтение отрывка из повести "Сорочинская ярмарка" со слов "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!" до слов "Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!"
- Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".
- Познакомимся с историей создания повести "Ночь перед Рождеством" (задание I.1 стр11 в рабочей тетради).
- Как вы поняли выражение "порядочно обработать"?
Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. "Картины народной жизни и родной природы в повести "Ночь перед Рождеством" - тема нашего урока.
IV. Анализ текста.
1. Проверка домашнего задания.
Вы прочитали повесть "Ночь перед Рождеством".
- Понравилась вам повесть?
- Какие эпизоды вам запомнились и почему?
- Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).
- Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).
(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).
2. Словарная работа.
Какие слова вы не сразу поняли? Давайте вместе выясним их значение и заполним кроссворд.
По горизонтали:
- Праздничный обряд накануне Рождества.
- Каша с изюмом, подаваемая накануне Рождества.
- Дом
- Шапка с ушами.
- Вид женской обуви.
По вертикали:
- Клецки.
- Трубка.
- Парень.
- Девушка.
- С какой целью употребляет автор украинские слова и выражения в повести, написанной им на русском языке? (Для создания неповторимого национального колорита).
3. Чтение и анализ эпизодов.
- Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит "колядовать"? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)
- А теперь послушайте фрагмент оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". Как вы думаете, сумел ли композитор передать национальный колорит праздника?
- Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?
Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы - достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запиши ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради. (На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.)
- Посмотрите фрагмент фильма о встрече Вакулы с запорожцами.
- Сумел ли Гоголь придать героям какие-либо национальные черты?
- Какова манера их речи?
- Как автор относится к своим героям? (Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры парубков, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад).
- Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж становится средством выражения настроения автора, его состояния души.
- Прочитайте вслух описание ночи перед Рождеством
- Какой цвет в пейзаже доминирует? Какую обстановку создаёт этот цвет?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует Гоголь для описания ночи? (эпитеты, сравнения, олицетворения)
(Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - Рождения Иисуса Христа. В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло.)
V. Домашнее задание.
Выполните задание III.1 из рабочей тетради.
Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?
Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.
VI. Подведение итогов урока.
Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: "Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их".