ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть любовную коллизию романа как основу сюжетного действия и проследить, как раскрываются герои, их характеры в любви.
Оборудование урока:
- Портрет А.С.Пушкина
- Толковые словари разных авторов.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя:
В.Г. Белинский назвал роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни” еще в I четверти XIX века. И мы сегодня продолжаем видеть в романе все грани “русской жизни” того периода, но содержание произведения шире, оно ставит вечные общечеловеческие проблемы. Одной из них является любовь.
2. Работа с таблицей:
Сила любви, способность испытать это чувство зависит от личности человека. В романе “Евгений Онегин” представлена пушкинская концепция любви. Цель нашей работы – попытаться понять ее. Основу сюжетного действия составляет история взаимоотношений Онегина и Татьяны. Но автор вводит в роман взаимоотношения еще двух героев Ольги Лариной и Владимира Ленского. Как вы думаете, с какой целью автор вводит в роман еще и эту пару? (Пара Ольга Ларина и Владимир Ленский введена автором в роман для того, чтобы читатель мог увидеть и сравнить силу любви, способность к этому великому чувству)
Ученикам предлагается составить и заполнить таблицу, сопоставляющую историю взаимоотношений двух пар:
Этапы развития взаимоотношений |
Татьяна Ларина Евгений Онегин |
Ольга Ларина Владимир Ленский |
Знакомство |
Приезжает с Ленским познакомиться |
Знакомы с детства (II, XXI главы романа) |
Взаимоотношения |
Безответная любовь (письмо, диалог с няней) |
Взаимная симпатия, планы не совместное будущее |
Кульминация отношений |
Объяснение на скамейке |
Помолвка (главы романа IV, L) |
Финал |
Первая встреча в Петербурге после отъезда Онегина |
Гибель Ленского, скорое замужество Ольги |
Вывод и обобщение: Все в отношениях Ольги Лариной и Владимира Ленского банально, что объясняется заурядностью их характеров, именно поэтому роман этой пары не вызывает повышенного интереса читателей и критиков. Давайте еще раз обратимся к авторскому тексту (несколько слов и строчек из романа о Ленском и Ольге)
Отношения же Евгения Онегина и Татьяны Лариной являются полной противоположностью. Необычная завязка, влюбленность Татьяны, странная реакция Онегина на искреннее признание, сцена объяснения на скамейке – все это нетрадиционно для романов того времени и даже поэтому привлекает к себе внимание критиков.
3. Анализ эпизода:
Обратимся к эпизодам, в которых раскрывается история взаимоотношений Татьяны и Онегина и их характеры.
(Ученикам предлагается самостоятельно назвать эпизоды, по которым можно проанализировать историю отношений главных героев).
Обратим внимание, что даже в словах Онегина (последняя строфа отповеди) автор подчеркивает насколько разные героини, а как следствие разные чувства, сила чувств. (Выразительное чтение отрывка). Это тяжелое для героев объяснение, не смотря ни на что, не является финалом для взаимоотношений Онегина и Татьяны, их финал еще впереди!
Составляя таблицу, мы назвали кульминационной сцену объяснения на скамейке, но в тексте романа можно увидеть и еще одну кульминацию. Какую? (сцену объяснения после письма Онегина) Эта кульминация переходит в финал. Обратимся к тексту (выразительное чтение последней сцены романа)
Каким оставляет автор финал романа? (открытым)
Как вы думаете, почему?
Согласны ли вы с Татьяной, которая предполагает, что Онегиным движет циничный расчет, а не искреннее чувство?
Изменился ли Онегин, его внутренний мир? (Отвечая на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту романа).
Изменилась ли героиня?
Как, какими словами автор передает нам состояние героев?
Можем ли мы однозначно ответить на вопрос о том, что движет Евгением любовь или расчет?
В начале урока, мы уже говорили о том, что любовь и все ее проявления зависят только от личности человека. Обратимся к толковым словарям разных авторов. Дайте толкование слову любовь.
Давайте вспомним стихотворения Пушкина о любви. (можно использовать аудиозапись, можно попросить учеников вспомнить стихи, которые они учили наизусть) Как вы думаете, что такое любовь для Пушкина? (Это огромная сила, способная восстановить душевные силы человека даже в самые критические ситуации, способная возродиться из пепла, словно птица Феникс и преодолеть любые трудности и обстоятельства, это всепобеждающее чувство).
Целью нашего урока сегодня было рассмотреть любовную коллизию романа как основу сюжетного действия и проследить, как раскрываются герои, их характеры в любви. Как вы думаете, нам это удалось?
Подводя итог сегодняшнему уроку, нам необходимо выполнить еще одно очень важное задание.
Исходя из авторского текста, словарных статей, наших выводов, сформулировать тему сегодняшнего урока. (все предложенные варианты записываются на доске, выбирается наиболее соответствующий)
Домашнее задание: выучить отрывок из романа наизусть.