Урок литературы по теме "Жизнь А.В. Кольцова в стихах, песнях и памяти народной"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • учить анализу лирического произведения;
  • развивать эстетическое чувство учащихся, расширять кругозор учеников;
  • воспитывать у учащихся патриотическое чувство и гордость за своего соотечественника;

Оборудование:

  • портреты: А.В. Кольцова, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича;
  • выставка книг А.В.Кольцова;
  • газеты, посвящённые биографии и творчеству А.В.Кольцова;
  • презентация с видеофрагментами (Приложение);
  • мультимедийное оборудование для демонстрации презентации к уроку.

Словарная работа: прасол – в 19 в. – торговец, скупавший оптом в деревнях рыбу или мясо для розничной торговли и производивший их засол, в 60-е годы 19 в. – скупщик скота.

Пишу не для минутной славы:
Для развлеченья, для забавы,
Для милых, преданных друзей,
Для памяти минувших дней.

А.В.Кольцов.

План урока:

I. Заочная экскурсия «Кольцовские места г. Воронежа».

II. Выдающиеся деятели 19 в., оказавшие влияние на развитие творческих способностей Кольцова.

III. Автобиографические моменты лирики Кольцова:

1. «...Расскажу по-дружески повесть о самом себе...»

2. «...Отец мой всех был богатей,
Всяк знался с нашей хатой,
Обширен был наш круг полей, –
Был хлеб,был скот рогатый...»

3. «...сердце в первый раз
Так пламенно, так нежно полюбило –
И полюбило не на час...»

4. «...Напрасно, девы милые,
Цветёте красотой,
Напрасно добрых юношей
Пленяете собой, –
Когда обычьи строгие
Любить вас не велят...»

5. Кольцов – песенник.

6. Народно-поэтическая основа лирики А.В.Кольцова.

7. «Ах, ты степь моя,
Степь широкая...»

8. «Певец страданья и полей –
Чьи песни, как река,
В сердца вливаются людей
Любовно, на века».
Григорий Иванович Люшнин.

IV. Итоги урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Заочная экскурсия «Кольцовские места г. Воронежа»

Слово учителя: Тема нашего урока – «Жизнь А.В.Кольцова в стихах, песнях  и памяти народной». Сегодня мы познакомимся с личностью и поэтическим наследием Алексея Кольцова; поговорим о темах лирики поэта и автобиографическом характере его творчества; ответим на вопрос: современен ли Кольцов сегодня и что привлекает читателя 21 века в стихах Алексея Васильевича?
2009 год – год А.В.Кольцова в Воронежской области. 15 октября 2009 исполняется 200 лет со дня рождения поэта. Поэтому именно памяти Кольцова мы посвящаем наш урок (слайд 3).
Улицы, скверы, здания Воронежа хранят память о великом земляке. Сегодня мы отправимся на литературную экскурсию по местам нашего города, неразрывно связанным с именем поэта.

Ученица: Я приглашаю вас на экскурсию по Кольцовским местам нашего города (слайды 4-21) .

  1. Дом, где родился А.В.Кольцов. К сожалению, само здание не сохранилось. Об этом напоминает только мемориальная доска.
  2. Живописная Ильинская церковь, где крестили будущего поэта.
  3. Здание Воронежского уездного училища, где учился Кольцов. Оно было разрушено во время Великой Отечественной войны.
  4. Дом Тулинова, где Кольцов встречался с В.А. Жуковским, который специально для этого приехал в Воронеж. Местные обыватели с удивлением наблюдали, как воронежский мещанин гуляет по городу с самим воспитателем наследника престола.
  5. В 1868 г. был открыт памятник Алексею Кольцову в сквере, названном Кольцовским. Бюст был изготовлен из белого каррарского мрамора  петербургским скульптором Антонио Трискони. Памятник был создан на пожертвования горожан. Сначала памятник находился в центре сквера, а при реконструкции сквера в 30-е г.г. памятник передвинули на несколько метров от границы сквера и развернули на 180 градусов.
    В 1942 г. фашисты, оккупировавшие Воронеж, устроили в сквере кладбище для немецких солдат и офицеров. Так  Кольцовский сквер выглядит сегодня.
  6. Драматический театр им. А.В. Кольцова – один из старейших в России. Сейчас он находится на реставрации. Здесь выступали Щепкин, Мочалов, Комиссаржевская, Остужев, звучал голос Маяковского.
  7. В 1996г. здание старого театра пришло в аварийное состояние, а труппа театра справила новоселье. Современное здание театра им. Кольцова знакомо всем жителям города.
  8. В 1976г. в Воронеже появился ещё один памятник Кольцову. Это 10-метровая фигура, высеченная из серого гранита. Установлен памятник на Советской площади. Автор – народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР П.И. Бондаренко.
  9. Центральная улица города носит имя Кольцова. Кольцовская – старинная и современная – хранит память о поэте.
  10. Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем Кольцова. Здесь нас встречает запах конфет с символичным названием «Песни Кольцова».
  11. Рядом со зданием цирка находится литературный некрополь, где покоится прах А.Кольцова. Здесь ежегодно проводятся Кольцовско-никитинские чтения.
  12. На улице Володарского, д.41 уютно расположилась гимназия им. Кольцова.
  13. В городе работает библиотека, носящая имя Кольцова. Сотрудники библиотеки познакомят вас с книгами о жизни и творчестве поэта.
  14. В Воронеже существует музыкальная гостиная «Кольцовский уголок», где студенты и выпускники музыкального училища им. Ростроповичей  исполняют свои произведения

На этом наша экскурсия закончена. Спасибо за внимание!

II. Выдающиеся деятели 19 в., оказавшие влияние на развитие творческих способностей Кольцова.

Слово учителя:Судьбу любого человека определяют люди, его окружающие. В полной мере это верно и для людей творческих. Неизвестно, как сложилась бы судьба Кольцова, если бы на его жизненном пути не было В.Г.Белинского, Н.В.Станкевича, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, А.С.Пушкина (слайд 22).

Сообщение учащегося: В.Г. Белинский – лучший судья произведений Кольцова, поэт с благодарностью принимал советы критика. Белинский много писал о творчестве Кольцова, их связывала большая сердечная дружба. Получив известие о смерти любимого им поэта, Белинский писал: «...пал друг и брат». Белинский пишет о стихах Кольцова как о примечательном явлении в нашей литературе. Кольцов жил в квартире Белинского в октябре-ноябре 1840 года. Обращение Белинского «мой милый Алексей Васильевич» свидетельствует о нежной дружбе.
А.С.Пушкин писал: «Кольцов обратил на себя общее и благосклонное внимание...» Пушкин в Кольцове видел действительно одарённого художника слова. Называл его человеком, хотя и «бедным образованием, но с большим талантом, с широким кругозором». Получив разрешение на издание «Современника», Пушкин сразу же привлёк к участию в нём Кольцова. В 1835 г. в «Современнике» было опубликовано стихотворение Кольцова «Урожай».
Н.В. Станкевич – литератор, сын богатого воронежского помещика, получил университетское образование, возглавлял московский литературно-философский кружок в 30-е гг. 19в. Высоко оценил творчество начинающего поэта, познакомил его с московскими литераторами. За свой счёт издавал стихотворения Кольцова. В 1835 г. напечатал 18 пьес Кольцова. Это принесло большую известность Кольцову в мире литературы.
П.А.Вяземский – князь, снабжал Кольцова рекомендательными письмами к важным особам, доступ к которым иначе был бы для Кольцова невозможен.
В.А.Жуковский – очень высоко оценил стихи поэта. В 1837 г. специально приехал в Воронеж, чтобы встретится с Кольцовым и выразить своё восхищение ему лично. Их связывали самые нежные отношения.

III. Автобиографические моменты лирики Кольцова:

Слово учителя: Лирика Кольцова – это проникновенный и очень искренний рассказ о себе самом: о юности, о взаимоотношениях с родителями, о первой любви, размышления о своём месте в мире... Это те жизненные впечатления, которые он получил дома, на службе, это встречи и разлуки, радости и горести, пережитые им. История его жизни в его стихах (слайд 23).

«...Расскажу по-дружески
Повесть о себе самом...»

Чтец:

Скучно и нерадостно
Я провёл век юности:
В суетных занятиях
Не видал я красных дней.
Жил в степях с коровами,
Грусть в лугах разгуливал,
По полям с лошадкою
Один горе мыкивал.
От дождя в шалашике
Находил убежище,
Дикарём, степникою
Я в Воронеж езживал
За харчами, деньгами
Чаще – за отцовскими
Мудрыми советами.

Учитель: А.Кольцов родился в Воронеже 3(15) октября 1809 года. С юности видел мелочную торговлю, слышал грубые и непристойные речи. К счастью, к благородной натуре Кольцова не пристала грязь, среди которой он родился. Он жил в своём особенном мире – ясное небо, леса, поля, степь, цветы. Это противопоставлялось удушливой атмосфере его домашней жизни.
В литературоведении Кольцов характеризуется как крестьянский поэт, поэт-самоучка, поэт-прасол. Запись в тетрадь значения слова «прасол».
Сложные отношения были у поэта с отцом.

«...Отец мой всех был богатей,
Всяк знался с нашей хатой,
Обширен был наш круг полей, –
Был хлеб, был скот рогатый...»

Сообщение учащегося: Отец поэта – воронежский мещанин, человек не богатый, но зажиточный скотовод (слайд 24). Отец считал учёбу сына бесполезной тратой времени и денег. Т. к. Кольцов умел читать и писать, его отец решил, что больше ему ничего не нужно знать и что образование его окончено, и забрал его из Воронежского уездного училища.
С отцом Кольцова связывали сложные отношения. Кольцов писал: «Он простой купец, спекулянт, вышел из ничего, век рожь молотил, грудь его черства, интересуют его только дела своей торговли. Постоянно ворчит, сердится, скупится, даёт 1000 рублей содержания в год».
Уже больного Кольцова отец поселил в мезонине, который зимой не топился. Кольцову приходилось по ночам добывать дрова, как вору. Узнав об этом, отец обещал выгнать его из дому. Не давал чая, сахара, свечей. Мать украдкой от отца доставляла ему обед и ужин

Слово учителя: В 17 лет (1828 г.) произошло событие, имевшее могущественное влияние на всю жизнь поэта. В семейство Кольцовых вошла молодая девушка Дуняша в качестве служанки. Несмотря на низкое происхождение, она была щедро одарена от природы красотой, умом, добрым сердцем. Кольцов влюбился, он испытывал к ней глубокое и сильное чувство, она была для него идеалом женщины. Они строили планы на будущее.

«...Сердце в первый раз
Так пламенно, так нежно полюбило –
И полюбило не на час...»

Демонстрируется отрывок из фильма «На заре туманной юности» (слайд 25)

Учитель: Отцу Кольцова не понравилась эта связь, и он продаёт Дуняшу донскому помещику. Скоро она зачахла и умерла в тоске разлуки и от жестокого обращения. Алексея поразило это несчастье, он заболел сильной горячкой, пытался разыскать любимую, но безрезультатно. Дуняша умерла, но она навсегда поселилась в его творчестве. Кольцов посвятил ей большое число красивых стихотворений: «Ничто, ничто на свете...», «К милой», «Не шуми ты, рожь...». Сегодня мы услышим ещё одно стихотворение «Утратив то, что было мило...» (слайд 26).

Учитель:

– Какие переживания вложил Кольцов в эти строки?
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Вывод:  Здесь горечь потери, утраты; он оплакивает потерю любимой; сердце его полно боли и тоски, он осознаёт невосполнимость утраты, готов отдать свою жизнь ради любимой. Жаль влюблённого юношу. Что ждёт его впереди? Безрадостное существование и горькие слёзы.

Слово учителя:Много проникновенных поэтических строк посвятил Кольцов русским девушкам и женщинам. Его стихи рисуют безрадостные картины жизни поселянок с нелюбимым мужем, в чужой семье, где нет теплоты и понимания. Судьбы русских женщин иллюстрируют расхожее народное выражение: «Стерпится-слюбится!» (слайд 27)

Чтец:

Без ума, без разума
Меня замуж выдали,
Золотой век девичий
Силой укоротали.
Для того ли молодость
Соблюдали, нежили,
За стеклом, от солнышка,
Красоту лелеяли,
Чтоб я век свой замужем
Горевала, плакала,
Без любви, без радости
Сокрушалась, мучилась?....

Учитель: Какой рисуется судьба лирической героини поэтом?

Вывод: Перед нами правдивое, неприукрашенное повествование. Кольцов пишет то, о чем знает и чему свидетелем был сам: неравный брак, нелюбовь мужа и его родни, пустое и безрадостное житьё замужней женщины.

Слово учителя: Кольцов не одинок в изображении женской доли. Похожие мотивы звучат в пьесах Островского, в поэмах Некрасова. Некрасов как бы вторит Кольцову: «Не дело между бабами счастливую искать!» Такова судьба Марфы Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо.»
Предварительный вопрос к классу: Сопоставьте два стихотворения: «Без ума, без разума...» Кольцова и монолог Марфы Тимофеевны:

(Стихотворение читает учитель)

Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскалённое
Железо – зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свёкром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!

Учитель: Что общего между стихами Некрасова и Кольцова?

Вывод: Стихи близки мотивами горечи, неудовлетворённости своей судьбой, общностью судеб героинь.

Слово учителя: Кольцов – поэт-песенник. Песни Кольцова стали проникать в народ ещё при жизни поэта, «их пели крестьяне в захолустных сёлах и деревнях», – сообщает «Воронежский телеграф» в 187 2г. На слова поэта создано более 700 романсов и песен, написанных 300 композиторами (Алябьевым, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Варламовым, Балакиревым, Пожарским и др.)
Мы представляем вашему вниманию песню «Дума Сокола» – слова Кольцова, музыка Пожарского.
Исполняется песня учениками в костюмах. На экране демонстрируются отрывки из фильма «На заре туманной юности» (слайд 28).

Долго ль буду я
Сиднем дома жить,
Мою молодость
Ни за что губить?
Долго ль буду я
Под окном сидеть,
По дороге вдаль
День и ночь глядеть?
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?...

Учитель:

– Что символизирует сокол в народной поэзии? (Это образ – символ свободы, воли)
– Как вы понимаете слова: «Иль у сокола крылья связаны?» (Нет свободы выбора, люди, обстоятельства грузом ложатся на плечи человека, он сам уже ничего не решает и от этого страдает)
– Почему судьбу называет мачехой? (Она к нему жестока, как мачеха к нелюбимому дитя)
– О чём мечтает, к чему стремится лирический герой стихотворения? (Жить полноценной жизнью, дышать полной грудью, сбросить с себя груз несвободы, «лететь» туда, куда стремится душа, держать ответ только перед Богом)
– Какие художественно-изобразительные средства использует автор? (Кольцов использует постоянные эпитеты, сравнения, риторические вопросы. Мы можем говорить о народно-поэтической основе его творчества, поэтому многие стихотворения Кольцова стали народными песнями.)

Учитель: Народно-поэтический образ – это образ степи, постоянно появляется в стихах поэта. Как вы думаете, с чем это связано? (Отец поэта – торговец скотом, Кольцову часто приходилось перегонять стада с места на место. Кроме того, что это тяжёлый, утомительный труд, это прекрасная возможность быть на природе, любоваться её красотой.)
Гимном степи является стихотворение Кольцова «Степь» (слайд 29).
И, конечно, знаменитый «Косарь» (слайд 30).

Учитель: Какой представляется степь в произведениях Кольцова?

Вывод: Степь Кольцов любил страстно и восторженно. Она для него – отрада, ласковый друг, к которому можно обратиться за утешением «в минуту жизни трудную», и предмет восхищения. Во всех стихах Кольцова есть что-то степное, широкое, раздольное. Читая их, понимаешь, что степь воспитала и взлелеяла его. Ученица подготовила иллюстрации к стихам Кольцова.

Учитель: Что ты хотела выразить в своих картинах?

Итоговые вопросы к классу:

– Какое настроение вызывают у вас стихи Кольцова?
– С интересом ли вы читали и слушали стихотворения Кольцова сегодня? Что вас в них привлекает?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что показалось особенно интересным?

Вывод по уроку: Поэтическое наследие Кольцова невелико, но, бесспорно, ценно. Его стихи дают заряд правды и красоты, без которого трудно представить себе русскую литературу. Мы благодарны поэту за его песни, полные любви к женщине, человеку труда, природе, Родине.
Кольцовские песни – с их грустью и тоской, жаждой счастья, надеждой на лучшее – трогают умы и сердца и сегодня. Они волнуют нас, таких разных. Почему? Наверное, потому что это песни о земле, которая нас кормит, о душе русского народа.

IV. Итоги урока. Домашнее задание

Слово учителя: Закончить урок я хотела бы словами Григория Ивановича Люшнина, которые отражают то, что я чувствую, и очень хотела, чтобы почувствовали и вы:

Певец страданья и полей,
Чьи песни, как река,
В сердца вливаются людей
Любовно, на века.