«Технология развития критического мышления на уроке» подразумевает использование разных методических приемов, одним из которых является «чтение с остановками». Данный методический прием можно использовать как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух, а также на стадии осмысления.
Урок по литературе, разработанный мною для учащихся 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной, содержит пример использования методического приема по организации чтения с остановками и использованием различных типов вопросов (простых, уточняющих, интерпретационных, творческих, оценочных, практических).
Данный прием позволяет заинтересовать ученика книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
Цели и задачи урока:
- Активизировать работу учащихся к личностному восприятию произведения.
- Развивать
- навыки вдумчивой работы с текстом;
- умение создавать собственные тексты.
- Актуализировать имеющиеся знания и представления о художественном тексте.
Алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:
1. Вызов
2. Осмысление содержания
3. Рефлексия
ХОД УРОКА
1. Стадия вызова (обращаюсь к личному опыту ребят, который поможет подготовить их к восприятию рассказа)
1. Были ли в вашей жизни сложные ситуации, когда
вам требовалась помощь?
2. Какие чувства вы испытывали в трудный момент?
3. Знакомо ли вам чувство страха? Если да, то какой
он?
Прогнозирование по названию:
– Рассказ называется «Заячьи лапы». Как вы думаете, о чем он?
(Данный прогноз повышает интерес к чтению: ребята захотят проверить, правильным ли было их предположение)
Краткий рассказ об авторе (рассказать может учитель или заранее подготовленный ученик)
2. Стадия осмысления содержания
Работа с текстом по учебнику, заранее разбитым учителем на абзацы.
Читаем первую часть с использованием вопросов
разного вида (уточняющих, аналитических,
оценочных, творческих)
Первая часть рассказа (от начала и до слов: «надо
было поскорее дать зайцу напиться из озера»)
Первая остановка.
Примерные вопросы:
1. Как вы оцените поступок ветеринара, его совет:
«Зажарь его с луком»…
2. Как бы вы поступили на его месте?
3. Найдите в отрывке слова, характеризующие
состояние бедного зайца (заяц тихо дрожал, заяц
стонал; заяц уткнулся головой в листья и
затих, повел рваным ухом и закрыл глаза).
4. Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
Продолжим чтение до слов: «Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу».
Вторая остановка.
Примерные вопросы:
1. Какой тип речи использует автор в этом отрывке?
(описание жаркого полдня, надвигающейся грозы)
2. Какие силы природы олицетворяются в этих
описаниях?
3. Что вы можете сказать о характере и поведении
облаков, грома, молний?
4. Почему аптекарь нервничает? Чем отличается его
речь?
Продолжим чтение до слов: «Деду не спалось…»
Третья остановка.
Примерные вопросы:
1. Почему в диалоге доктора Карла Петровича и
деда доктор сердился, а дед волновался и
сбивался?
2. Какие чувства, мысли, события дед сумел сложить
в свое короткое письмо: «Заяц не продажный, живая
душа, пусть живет на воле…»
Продолжим чтение до конца рассказа.
Четвертая остановка.
Примерные вопросы:
1. От какой беды и как спас деда заяц?
2. В чем перед ним провинился дед?
3. Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?
4. Заяц спас деда от пожара, а какую роль он сыграл
в судьбе внука Вани?
5. Какие черты характера Вани проявились в
истории спасения зайца?
3. Стадия рефлексии
Письменная работа (учитываются индивидуальные литературные склонности учащихся)
1. Растолкуйте последние слова рассказа: «Тогда
я понял все ». Что понял Ваня?
2. Чему учит рассказ «Заячьи лапы?»
3. Опиши случай из жизни животного, свидетелем
которого были вы или ваши друзья.