Урок литературы по теме "Итоговая контрольная работа по литературе за курс 5-го класса"

Разделы: Литература


Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. 7-е изд. - М., 2018. - ФГОС. Инновационная школа.

Тип урока: урок контроля.

Цель урока: проверить знания обучающихся по литературе за курс 5 класса.

Планируемые результаты:

  • Предметные: смысловое чтение, работа с текстом, уметь оформлять свои мысли в письменной форме, аргументировать свою точку зрения (в объеме содержания курса).
  • Личностные УУД: приобретение мотивов учебной деятельности и понимания смысла учения, принятие социальных ролей.
    • Регулятивные УУД: самостоятельная организация своего рабочего места в соответствии с целью выполнения заданий, оценивание результатов своей деятельности, корректировка работы по ходу ее выполнения.
    • Познавательные УУД: определение умений, которые сформированы на основе изучения данных разделов и которые послужат инструментом для выполнения контрольной работы.
    • Коммуникативные УУД: грамотное оформление письменной речи, умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование: раздаточный материал (тексты контрольной работы).

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Организация рабочей обстановки.

2. Подготовка к написанию контрольной работы

2.1. Сообщение учителя о содержании урока, формулирование цели и задач урока (совместно с обучающимися).

2.2. Мотивация учебной деятельности.

2.3. Вводная беседа:

- Как вы думаете, для чего нужно выполнять контрольные работы, какие умения развиваются при выполнении такой работы?

3. Выполнение контрольной работы

3.1. Знакомство со структурой контрольной работы.

3.2. Знакомство с критериями оценивания работ.

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 13 ответов

2 (неудовлетворительно)

13-14

3 (удовлетворительно)

15-18

4 (хорошо)

19-25

5 (отлично)

3.3. Работа с заданиями (выполнение контрольной работы).

Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа

1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание:

а) баллада; б) басня; в) сказка; г) рассказ.

2. Основная мысль художественного произведения:

а) идея; б) тема; в) сюжет; г) композиция.

3. Построение художественного произведения:

а) тема; б) идея; в) композиция; г) сюжет.

4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления - это

а) метафора; б) сравнение; в) олицетворение

5. Поэт, который учился в Царскосельском лицее:

а) М.Ю. Лермонтов; б) А.С. Пушкин; в) В.А. Жуковский; г) Н.А. Некрасов.

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»;

б) Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская»;

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Мальчик застыл. У него даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».

а) В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»;

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;

в) А.А. Платонов «Никита».

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».

а) А.П. Платонов «Никита»;

б) В.Г. Распутин «Век живи - век люби»;

в) П.П. Бажов «Каменный цветок».

9. В рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче» главный герой работал

а) в поле; б) на заводе; в) в парикмахерской.

10. Что способствовало спасению петуха из рассказа Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»

а) голос петуха из патефона;

б) сочувствие бабушки;

в) доброе сердце Витьки.

11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;

б) И.С. Тургенев «Муму»;

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо».

12. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?

а) убивал их из ружья; б) убивал их копьём; в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.

Часть 2. Выполните задание на соотнесение

13. Соотнесите героев произведения и автора произведения.

1) Л.Н. Толстой

а) Жилин, Костылин

2) В.П. Астафьев

б) Дедушка Афанасий, Вася, глухарь

3) И.С. Тургенев

в) Герасим, Татьяна, Капитон, барыня

14. Соотнесите автора и название произведения.

1) «Свинья под Дубом»

а) И.С. Тургенев

2) «Муму»

б) Л.Н. Толстой

3) «Кавказский пленник»

в) М.Ю. Лермонтов

4) «Бородино»

г) И.А. Крылов

5) «Густой зеленый ельник у дороги»

д) Н.А. Некрасов

6) «Есть в осени первоначальной»

е) Ф.И. Тютчев

7) «Крестьянские дети»

ж) И.А. Бунин

15. Соотнесите стихотворную строку и использованное средство выразительности

1) Тускло льётся свет лампады, буря плачет у окна.

а) Эпитет

2) Он услышал какой-то таинственный шорох

б) Сравнение

3) Он плывёт, как безвестный рыбак.

в) Гипербола

4) В сто тысяч солнц закат пылал

г) Олицетворение

Часть 3. Задания с кратким ответом

Ответ запишите одним словом или словосочетанием.

16. Узнайте героя по описанию.

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

… Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

18. Определите по определению жанр литературного произведения.

Она бывает волшебной, о животных или бытовая. В ней герои делятся на положительных и отрицательных. Главному герою часто приходят на помощь волшебные помощники.

19. Как называется описание природы в литературном произведении:

«Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчать синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы…»

Часть 4. Напишите развернутый ответ на вопрос

20. Расскажите о своём любимом произведении, прочитанном в 5 классе.

Название:

Автор:

Основные герои:

О чём заставило задуматься прочитанное произведение, чему оно учит? (Напишите 5-7 предложений).

3.3. Сбор работ.

4. Итог урока. Рефлексия

  • Справились ли мы с поставленными задачами?
  • Оцените свою работу на уроке.

5. Домашнее задание

Список используемой литературы

  1. Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 5 класс. Под редакцией Г.С.Меркина М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 - 344 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
  2. Волосникова О.В. Годовая контрольная работа по литературе для 5 класса [Электронный ресурс]: Литература, 2020. - режим доступа https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/godovaya_kontrolnaya_rabota_po_literature_dlya_5_kla_055525.html (дата обращения 10.05.2021 г.)
  3. Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. 7-е изд. - М., 2018. - ФГОС. Инновационная школа.
  4. Химич Л.В. Итоговый тест по литературе в 5 классе [Электронный ресурс]: Литература, 2019. - режим доступа https://multiurok.ru/files/itogovaia-kontrolnaia-rabota-po-literature-5-kla-2.html (дата обращения 10.05.2021 г.)
  5. Ярина Е.Р. Контрольное тестирование (итоговое) 5 класс [Электронный ресурс]: Русский язык, 2018. - режим доступа https://multiurok.ru/files/kontrolnoe-testirovanie-po-literature-5-klass-prog.html (дата обращения 10.05.2021 г.)