Дидактическая цель: овладение процедурой исследования.
Целеполагание:
- Формирование и расширение знаний о жанре оды
- Формирование умений анализа лирического произведения на основе составления историко-культурного комментария
- Формирование умений исследовательской деятельности учащихся в составе группы
- Формирование навыков составления опорного конспекта
- Формирование и расширение знаний учащихся об идейном смысле художественного произведения
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Наш урок сегодня посвящен творчеству А.С.Пушкина. // 2 СЛАЙД
Как вы помните, имя поэта неразрывно связано с Царскосельским лицеем, первым в России привилегированным учебным заведением для дворян с университетским уровнем образования и воспитания.
Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к первому лицейскому выпуску, он учился в Царском Селе с 1811 по 1817 год. Это время оставило неизгладимый след в творчестве и судьбе поэта. Неслучайно литературоведы выделяют в творчестве поэта Лицейский период.
В лицейской программе очень важное место уделялось изучению изящной словесности, лицеисты в большом объёме знакомились с историей мировой литературы и произведениями выдающихся представителей русской словесности 18 века.
– Какие имена вам известны?
Но лицеисты еще должны были уметь сами создавать произведения изящной словесности.
– Какой срок составляло обучение в Лицее? / 6 лет: 3 года – младший курс и 3 года – старший /
По окончании младшего курса лицеистам предстояли переводные экзамены, которые в то время носили открытый и очень торжественный характер. Такое торжественное испытание были запланированы в лицее на октябрь 1814 года, однако в силу объективных причин экзамен был перенесён на январь 1815 года. Юный Пушкин под руководством своего учителя профессора Галича тщательно готовится к этому событию: чтобы показать свои знания и навыки публичного выступления, он пишет стихотворение “ Воспоминание в Царском Селе”. Именно это стихотворение станет объектом вашего исследования на уроке.
Мотивация
Постановка и формулирование проблемы
– Какую же исследовательскую проблему поставим перед собой? 3СЛАЙД
Почему Пушкин избирает для своего экзаменационного произведения жанр высокого “штиля”?
Прояснение неясных вопросов
- Какие жанры относятся к высокому “штилю”?
- Вспомните признаки оды.
Формулирование гипотезы
– Как вы думаете, почему юный поэт избирает жанр оды?
Формулируем гипотезу, которую необходимо будет подтвердить данными исследования: избранный жанр позволил юному поэту наиболее полно выразить своё эмоциональное состояние. //4 СЛАЙД
Ход исследования
Планирование деятельности детей (работа в 3-х группах):
- Получить раздаточный материал
- Прочитать, изучить и обсудить его в группе
- Ответить на вопросы
- Сформулировать вывод
1 группа “Лингвистический анализ поэтического текста” //5-6 СЛАЙДЫ
1. Найдите элементы высокого “штиля” в предложенном фрагменте; заполните таблицу.
Параметры |
Примеры |
Античные образы |
|
Устаревшие словоформы |
|
Экспрессивно окрашенная лексика |
|
Поэтический синтаксис |
2. Сделайте вывод, каким стилем написано стихотворение.
2 группа “Образный анализ поэтического текста” //7 СЛАЙД
Система вопросов:
- Истолкуйте название стихотворения; в какой форме оно написано.
- Какое начало данная форма привносит в поэтический текст?
- Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка.
- С помощью какого приема показан пейзаж?
Сделайте вывод
Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка?
3 группа “Анализ поэтического текста на основе историко-культурного комментария” //8 СЛАЙД
Используя раздаточный материал, установите: о каких событиях 18-19 веков вспоминает лирический герой?
Вывод– представление: 1) лирический герой вспоминает о героической победе русского народа в 18 веке; связывает эти события с событиями своей эпохи – 1812г.//1814г. 2)Пушкин перенимает традиции старших литераторов, “подхватывает” их торжественную песнь, воспевает ратный подвиг своего народа.
Итог работы групп
- выступление с подготовленным сообщением
- ответы на вопросы учителя, учащихся; коррекция результатов исследования
- обобщение данных исследования, вывод
9-13 СЛАЙДЫ; 14-17СЛАЙДЫ
– систематизируйте свои наблюдения:
1) стихотворение написано высоким “штилем”,
2) это лироэпический жанр: мы выделили эпическое и лирическое начала
3) стихотворение посвящено крупному событию/
– определите, какой поэтический жанр соответствует этим трем критериям
– определите пафос стихотворения ( за счет чего он формируется)
18 СЛАЙД
ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД
Организация процесса рефлексии
Слово учителя // 19 СЛАЙД
Обучение в Лицее совпало с войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
А.С.Пушкин писал:
Вы помните: текла за ратью рать
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас…
– Какие эпизоды истории нашего Отечества вы назвали бы в своей выпускной оде?//20СЛАЙД
Самооценка