Урок литературы по теме "История любви как основа сюжета повести "Ася" И.С.Тургенева

Разделы: Литература


Тема урока: «История любви как основа сюжета повести «Ася» И.С.Тургенева».

Цели урока:

  • Образовательная – проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; пронаблюдать, как с помощью пейзажа автор передает психологическое состояние героев.
  • Развивающая – продолжить развитие умений работать с учебным текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная – создать условия для воспитания нравственных качеств – гуманности, ответственности за свои поступки и чувства.

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Репродуктивный.
  • Проблемно-сообщающий.
  • Частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, плакат с эпиграфом урока «У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день – а мгновение». (И.С.Тургенев), карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

Первый этап урока

1. Организационный момент (полная готовность класса и оборудования к уроку).

2. Целеполагание

Сообщаю цели урока, создаю эмоциональный и деловой настрой. На экране появляется портрет И.С.Тургенева, под ним написаны цели урока и помещены иллюстрации к повести «Ася» художника К.Клементьевой. (Приложение 1, слайды 1-7)

Второй этап урока

3. Слово учителя: Сегодня у нас второй урок по творчеству И.С.Тургенева. Вспомним, что уже знаем о писателе. В чем его уникальность, особенность? (Ученики говорят о многообразии жанров в творчестве писателя, о его преданности русскому языку).
Мы увидим сегодня на уроке еще одну особенность Тургенева-писателя. Это писатель-психолог, который передает переживания героев, показывает движение их мыслей и чувств с помощью портрета, пейзажа, интонации, намеков. Во многих произведениях писатель проводит героя через испытание любовью.
Чтобы начать работу над повестью, вначале обратимся к словарю и вспомним значение литературоведческих терминов «повесть», «сюжет».
На экране появляются значения данных терминов. (Приложение 1, слайд 8)

4. Провожу беседу по повести.

– К кому из героев повести можно отнести эпиграф урока? Что вы можете рассказать о господине Н.Н.? Какой у него внутренний мир? Ответ найдите в первой главе повести, в пейзаже на странице 350 (Учебник литературы в 2-х частях, 8 класс. Под ред. В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2007). (Ученики отмечают безмятежность, душевную чистоту, душевное волнение, ожидание чего-либо во внутреннем мире господина Н.Н).
– В 1 главе автор дает читателю намек на то, какая будет героиня повести. Эпизод на странице 351 говорит о символичной внешности героини и «маленькой статуи мадонны с почти детским лицом».
– Во 2 главе господин Н.Н. познакомился с Гагиным и его сестрой Асей. Расскажите о ней. (Ученики рассказывают об Асе).
– Тургенев психолог постепенно готовит читателя к зарождению отношений между Н.Н. и Асей через картины природы. В пейзаже на стр. 354-355 повторяются оттенки красного цвета: алый, багряный, то есть цвета любви.
– В конце 2 главы символичен эпизод прощания: сломанный лунный столб через реку Рейн обозначает романтические мечты героев или крах безмятежного душевного состояния Н.Н. Выберите правильный ответ с помощью эпизода на стр.356.
– В течение 2 недель Ася была очень разной: то она представлялась марширующим солдатом, то разыгрывала роль великосветской барыни, то переодевалась в простое платье. Почему она так себя ведет? Все её поведение говорит о том, что Ася мечется, не может разобраться в себе, но уже понятно, что в ней просыпается любовь.
– В 6 главе господин Н.Н. оказался невольным свидетелем диалога Аси с братом. Прочитайте выразительно диалог на стр. 367. Что вмешалось в зарождение любви? (Ученики отвечают, что это чувство досады, подозрения, ревности).
– Как легко и покойно стало на душе Н.Н., когда он узнал историю Аси. Расскажите историю Аси (глава 8).
– Что сейчас испытывает Н.Н. к Асе? На стр.375 найдете ответ. Впервые они провели вдвоем день, разговаривали по-дружески, болтали обо всём и ни о чём. Диалог, состоявшийся между ними, очень важен. Как вы его поняли? О каких крыльях идет речь? Напишите в тетради сочинение-миниатюру из 3-5 предложений. (Ученики пишут 2-3 минуты).
– Отношения героев подошли к моменту, который можно назвать «объяснением в любви». Если вспомнить все элементы композиции произведения, то эта сцена будет кульминацией. Вспомните, что такое кульминация. На экране появляется значение термина. (Приложение 1, слайд 9)
– Кульминация в повести находится в 16 главе. Читаю выборочно эпизод объяснения господина Н.Н. и Аси. Можно ли обвинить Н.Н. в трусости, в предательстве? (Ученики говорят, что Н.Н. оказался слабым человеком, он не выдержал любви Аси. Любовь требует работы души, а Н.Н. не выдержал это испытание).
– Почему 2 влюбленных человека расстались? Кто виноват? На экране таблица «Сопоставим психологическое состояние и действия героев». (Приложение 1, слайд 10) Данная таблица показывает, что отношения героев построены на контрасте (антитезе). Обратимся к словарю. На экране дано значение термина «антитеза». (Приложение 1, слайд 11)
– Что случилось с героями в конце повести? Прочитайте выразительно последнюю 22 главу и подумайте, почему в качестве эпиграфа я взяла слова Тургенева: «У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день – а мгновение».

Третий этап урока

На экране портрет М.Гершензона. (Приложение 1, слайд 12) Подведем итог урока. Как вы понимаете слова литературоведа М.Гершензона «Любовь окрыляет человека, у него вырастают крылья, и он превращается в птицу»? (Спрашиваю 1-2 учеников).
Какова роль пейзажа в повести? Перед вами на экране 3 варианта ответов (Приложение 1, слайд 13), выберите 1 из них.
а) пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем души»;
б) пейзаж как бы характеризует героя и социальные условия жизни;
в) пейзаж выступает фоном, связанным с местом и временем действия.
(Ученики выбирают для ответа вариант а).

Четвертый этап урока

Домашнее задание:
а) дифференцировано: слабому ученику-вспомнить все элементы композиции; сильному ученику-рассказать о герое-повестователе, его отношении к Асе и господину Н.Н.;
б) остальным ученикам в классе-написать сочинение-миниатюру на выбор «Моё отношение к Асе» или «Моё отношение к Н.Н».

Пятый этап урока

Рефлексия. У каждого ученика на столе лежит карточка с записью: «Человек превращается в птицу, когда он …» Допишите это предложение сами. Ученики дописывают предложение по-разному: «…когда он влюблён», «…когда он счастлив», «…когда рядом любимый человек».