Тема урока: «История любви как основа сюжета повести «Ася» И.С.Тургенева».
Цели урока:
- Образовательная – проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; пронаблюдать, как с помощью пейзажа автор передает психологическое состояние героев.
- Развивающая – продолжить развитие умений работать с учебным текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательная – создать условия для воспитания нравственных качеств – гуманности, ответственности за свои поступки и чувства.
Тип урока: комбинированный урок
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- коллективная.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Проблемно-сообщающий.
- Частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, плакат с эпиграфом урока «У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день – а мгновение». (И.С.Тургенев), карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА
Первый этап урока
1. Организационный момент (полная готовность класса и оборудования к уроку).
2. Целеполагание
Сообщаю цели урока, создаю эмоциональный и деловой настрой. На экране появляется портрет И.С.Тургенева, под ним написаны цели урока и помещены иллюстрации к повести «Ася» художника К.Клементьевой. (Приложение 1, слайды 1-7)
Второй этап урока
3. Слово учителя: Сегодня у нас второй
урок по творчеству И.С.Тургенева. Вспомним, что
уже знаем о писателе. В чем его уникальность,
особенность? (Ученики говорят о многообразии
жанров в творчестве писателя, о его преданности
русскому языку).
Мы увидим сегодня на уроке еще одну особенность
Тургенева-писателя. Это писатель-психолог,
который передает переживания героев, показывает
движение их мыслей и чувств с помощью портрета,
пейзажа, интонации, намеков. Во многих
произведениях писатель проводит героя через
испытание любовью.
Чтобы начать работу над повестью, вначале
обратимся к словарю и вспомним значение
литературоведческих терминов «повесть»,
«сюжет».
На экране появляются значения данных терминов.
(Приложение 1, слайд 8)
4. Провожу беседу по повести.
– К кому из героев повести можно отнести
эпиграф урока? Что вы можете рассказать о
господине Н.Н.? Какой у него внутренний мир? Ответ
найдите в первой главе повести, в пейзаже на
странице 350 (Учебник литературы в 2-х частях, 8
класс. Под ред. В.Я.Коровиной. М., «Просвещение»,
2007). (Ученики отмечают безмятежность, душевную
чистоту, душевное волнение, ожидание чего-либо во
внутреннем мире господина Н.Н).
– В 1 главе автор дает читателю намек на то, какая
будет героиня повести. Эпизод на странице 351
говорит о символичной внешности героини и
«маленькой статуи мадонны с почти детским
лицом».
– Во 2 главе господин Н.Н. познакомился с Гагиным
и его сестрой Асей. Расскажите о ней. (Ученики
рассказывают об Асе).
– Тургенев психолог постепенно готовит читателя
к зарождению отношений между Н.Н. и Асей через
картины природы. В пейзаже на стр. 354-355
повторяются оттенки красного цвета: алый,
багряный, то есть цвета любви.
– В конце 2 главы символичен эпизод прощания:
сломанный лунный столб через реку Рейн
обозначает романтические мечты героев или крах
безмятежного душевного состояния Н.Н. Выберите
правильный ответ с помощью эпизода на стр.356.
– В течение 2 недель Ася была очень разной: то она
представлялась марширующим солдатом, то
разыгрывала роль великосветской барыни, то
переодевалась в простое платье. Почему она так
себя ведет? Все её поведение говорит о том, что
Ася мечется, не может разобраться в себе, но уже
понятно, что в ней просыпается любовь.
– В 6 главе господин Н.Н. оказался невольным
свидетелем диалога Аси с братом. Прочитайте
выразительно диалог на стр. 367. Что вмешалось в
зарождение любви? (Ученики отвечают, что это
чувство досады, подозрения, ревности).
– Как легко и покойно стало на душе Н.Н., когда он
узнал историю Аси. Расскажите историю Аси (глава
8).
– Что сейчас испытывает Н.Н. к Асе? На стр.375
найдете ответ. Впервые они провели вдвоем день,
разговаривали по-дружески, болтали обо всём и ни
о чём. Диалог, состоявшийся между ними, очень
важен. Как вы его поняли? О каких крыльях идет
речь? Напишите в тетради сочинение-миниатюру из
3-5 предложений. (Ученики пишут 2-3 минуты).
– Отношения героев подошли к моменту, который
можно назвать «объяснением в любви». Если
вспомнить все элементы композиции произведения,
то эта сцена будет кульминацией. Вспомните, что
такое кульминация. На экране появляется значение
термина. (Приложение 1,
слайд 9)
– Кульминация в повести находится в 16 главе.
Читаю выборочно эпизод объяснения господина Н.Н.
и Аси. Можно ли обвинить Н.Н. в трусости, в
предательстве? (Ученики говорят, что Н.Н.
оказался слабым человеком, он не выдержал любви
Аси. Любовь требует работы души, а Н.Н. не выдержал
это испытание).
– Почему 2 влюбленных человека расстались? Кто
виноват? На экране таблица «Сопоставим
психологическое состояние и действия героев». (Приложение 1, слайд 10) Данная
таблица показывает, что отношения героев
построены на контрасте (антитезе). Обратимся к
словарю. На экране дано значение термина
«антитеза». (Приложение 1,
слайд 11)
– Что случилось с героями в конце повести?
Прочитайте выразительно последнюю 22 главу и
подумайте, почему в качестве эпиграфа я взяла
слова Тургенева: «У счастья нет завтрашнего дня.
У него есть настоящее – и то не день – а
мгновение».
Третий этап урока
На экране портрет М.Гершензона. (Приложение 1, слайд 12) Подведем
итог урока. Как вы понимаете слова
литературоведа М.Гершензона «Любовь окрыляет
человека, у него вырастают крылья, и он
превращается в птицу»? (Спрашиваю 1-2 учеников).
Какова роль пейзажа в повести? Перед вами на
экране 3 варианта ответов (Приложение
1, слайд 13), выберите 1 из них.
а) пейзаж как бы вбирает в себя психологическое
состояние человека, становясь «пейзажем души»;
б) пейзаж как бы характеризует героя и социальные
условия жизни;
в) пейзаж выступает фоном, связанным с местом и
временем действия.
(Ученики выбирают для ответа вариант а).
Четвертый этап урока
Домашнее задание:
а) дифференцировано: слабому ученику-вспомнить
все элементы композиции; сильному
ученику-рассказать о герое-повестователе, его
отношении к Асе и господину Н.Н.;
б) остальным ученикам в классе-написать
сочинение-миниатюру на выбор «Моё отношение к
Асе» или «Моё отношение к Н.Н».
Пятый этап урока
Рефлексия. У каждого ученика на столе лежит карточка с записью: «Человек превращается в птицу, когда он …» Допишите это предложение сами. Ученики дописывают предложение по-разному: «…когда он влюблён», «…когда он счастлив», «…когда рядом любимый человек».