Цель: провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.
Задачи:
- через мотивацию поступков героев рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви;
- развить навыки анализа лирического произведения, научить делать обобщающие выводы;
- выяснить, как письма помогают раскрыть характер героев романа.
Урок проводится в кабинете, оснащенном ПК, проектором.
Ход урока
1. Учитель приветствует учащихся.
2. Объявляется тема урока, цель, задачи.
3. Составляется кластерный модуль исследования:
4. Беседа по вопросам:
- Легко ли сказать люблю?
- Почему герои выбирают эпистолярный жанр для объяснения в любви? (Это жанр литературного произведения, выраженный в форме личных писем).
- Почему в начале 19 века популярны письма? (Дань моде, пришедшей из Франции).
5. Обратимся к письмам самого Пушкина, влюблённого в Наталью Гончарову:
"Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали. У меня не хватало мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии..."
Таким предстаёт сам Пушкин в письме, а как же происходит это с героями романа?
6. Работа с таблицей, составленной на предыдущих уроках (ключевые слова добавляются комментариями):
Учитель показывает видеофрагмент из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”.
(Видео в Интернете https://musvid.net/ или Электронное приложение “Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс”)
Письмо Татьяны.
Ключевые слова | Комментарии к ним | |
"Вы не оставите меня". | Татьяна верит в благородство Евгения. | |
"Вы нелюдим". | Героиня не до конца понимает Онегина. | |
"По сердцу я нашла бы друга...Другой! Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!" | Противоречивость Татьяны. | |
"Меня презреньем наказать". | Татьяна понимает, что поступок её выходит за рамки приличия. | |
"Незримый, ты мне был уж мил", "Ты чуть вошёл, я вмиг узнала". | Влюбилась в идеал, который нашла во французских любовных романах. | |
"Быть может, это всё пустое, Обман неопытной души". | Татьяна осознаёт, что всё это может быть придуманным ею. | |
"Никто меня не понимает". | Ищет у Онегина понимания. | |
"Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю". | Отдаётся во власть Онегина. |
Звучит аудиозапись письма Онегина к Татьяне. Приложение 1
Письмо Онегина.
Ключевые слова | Комментарии к ним |
"Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!" |
Онегин не верит, что Татьяна поймет его. |
"Свою постылую свободу Я потерять не захотел". | Только в этом Онегин видит причину своего отказа Татьяне 6 лет назад. |
""Несчастной жертвой Ленский пал". | Евгений не понимает своей ответственности за смерть Ленского. |
"Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал". | Онегин лукавит, так как никогда деревня не была ему мила. |
" Понимать душой всё ваше совершенство". | Евгений признает, что Татьяна высоконравственна. |
"Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви". | Онегин даже не задумывается, что Татьяне это известно было уже 6 лет назад. |
"Всё решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе". | Отдаёт себя во власть Татьяны, во власть Бога. |
Учащиеся вместе с учителем определяют:
А) Композиционные приёмы: письма представлены в форме внутреннего монолога, отсутствует "онегинская строфа", симметрия построения писем (концовка- отдельные 4 строки, вольное изложение своих чувств).
Б) Художественные средства: галлицизмы (заимствования из французского языка), риторические вопросы, многоточия, сам эпистолярный жанр – помогают раскрыть внутренние переживания героев.
В) Состояние героев – любовь, неуверенность в понимании, в правильности поступка.
Г) Этический план: Татьяна первая пишет письмо мужчине, а Онегин пишет любовное признание замужней женщине – нарушение норм морали.
Вывод: Онегин в любви видит прежде всего себя, Татьяна наивна и верит в идеальную любовь. Но в письмах многие чувства и переживания героев очень близки.
7. Защита героев: мальчикам предлагается встать на защиту Татьяны, а девочкам – Онегина.
8. Интонационный план: письмо Татьяны начинается с умеренной интонации, затем идёт нарастание эмоциональности, в заключении интонация спадает; письмо Онегина начинается с восклицания, с бури чувств, внезапно всё это сменяется задумчивым повествованием, затем опять нарастание интонации и в конце нисходящая интонация,
Схематически это выглядит так:
Письмо Татьяны.
Письмо Онегина.
9. Итог: Два письма помогают раскрыть внутренний мир героев, мотивацию их поступков, показывают родство душ героев, а также являются способом противопоставления героев.
10. Домашнее задание:
а) Выучить наизусть мальчикам письмо Онегина к Татьяне, девочкам - письмо Татьяны к Онегину;
б) Письменно ответить на вопрос: Какую роль играют два письма в развитии сюжета романа?