Урок литературы по теме "Испытание любовью (Два письма)" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цель: провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

Задачи:

  • через мотивацию поступков героев рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви;
  • развить навыки анализа лирического произведения, научить делать обобщающие выводы;
  • выяснить, как письма помогают раскрыть характер героев романа.

Урок проводится в кабинете, оснащенном ПК, проектором.

Ход урока

1. Учитель приветствует учащихся.

2. Объявляется тема урока, цель, задачи.

3. Составляется кластерный модуль исследования:

4. Беседа по вопросам:

- Легко ли сказать люблю?

- Почему герои выбирают эпистолярный жанр для объяснения в любви? (Это жанр литературного произведения, выраженный в форме личных писем).

- Почему в начале 19 века популярны письма? (Дань моде, пришедшей из Франции).

5. Обратимся к письмам самого Пушкина, влюблённого в Наталью Гончарову:

"Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали. У меня не хватало мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии..."

Таким предстаёт сам Пушкин в письме, а как же происходит это с героями романа?

6. Работа с таблицей, составленной на предыдущих уроках (ключевые слова добавляются комментариями):

Учитель показывает видеофрагмент из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”.

(Видео в Интернете https://musvid.net/ или Электронное приложение “Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс”)

Письмо Татьяны.

Ключевые слова Комментарии к ним
"Вы не оставите меня". Татьяна верит в благородство Евгения.
"Вы нелюдим". Героиня не до конца понимает Онегина.
"По сердцу я нашла бы друга...Другой! Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!" Противоречивость Татьяны.
"Меня презреньем наказать". Татьяна понимает, что поступок её выходит за рамки приличия.
"Незримый, ты мне был уж мил", "Ты чуть вошёл, я вмиг узнала". Влюбилась в идеал, который нашла во французских любовных романах.
"Быть может, это всё пустое, Обман неопытной души". Татьяна осознаёт, что всё это может быть придуманным ею.
"Никто меня не понимает". Ищет у Онегина понимания.
"Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю". Отдаётся во власть Онегина.

Звучит аудиозапись письма Онегина к Татьяне. Приложение 1

Письмо Онегина.

Ключевые слова Комментарии к ним
"Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!"
Онегин не верит, что Татьяна поймет его.
"Свою постылую свободу Я потерять не захотел". Только в этом Онегин видит причину своего отказа Татьяне 6 лет назад.
""Несчастной жертвой Ленский пал". Евгений не понимает своей ответственности за смерть Ленского.
"Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал". Онегин лукавит, так как никогда деревня не была ему мила.
" Понимать душой всё ваше совершенство". Евгений признает, что Татьяна высоконравственна.
"Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви". Онегин даже не задумывается, что Татьяне это известно было уже 6 лет назад.
"Всё решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе". Отдаёт себя во власть Татьяны, во власть Бога.

Учащиеся вместе с учителем определяют:

А) Композиционные приёмы: письма представлены в форме внутреннего монолога, отсутствует "онегинская строфа", симметрия построения писем (концовка- отдельные 4 строки, вольное изложение своих чувств).

Б) Художественные средства: галлицизмы (заимствования из французского языка), риторические вопросы, многоточия, сам эпистолярный жанр – помогают раскрыть внутренние переживания героев.

В) Состояние героев – любовь, неуверенность в понимании, в правильности поступка.

Г) Этический план: Татьяна первая пишет письмо мужчине, а Онегин пишет любовное признание замужней женщине – нарушение норм морали.

Вывод: Онегин в любви видит прежде всего себя, Татьяна наивна и верит в идеальную любовь. Но в письмах многие чувства и переживания героев очень близки.

7. Защита героев: мальчикам предлагается встать на защиту Татьяны, а девочкам – Онегина.

8. Интонационный план: письмо Татьяны начинается с умеренной интонации, затем идёт нарастание эмоциональности, в заключении интонация спадает; письмо Онегина начинается с восклицания, с бури чувств, внезапно всё это сменяется задумчивым повествованием, затем опять нарастание интонации и в конце нисходящая интонация,

Схематически это выглядит так:

Письмо Татьяны.

Письмо Онегина.

9. Итог: Два письма помогают раскрыть внутренний мир героев, мотивацию их поступков, показывают родство душ героев, а также являются способом противопоставления героев.

10. Домашнее задание:

а) Выучить наизусть мальчикам письмо Онегина к Татьяне, девочкам - письмо Татьяны к Онегину;

б) Письменно ответить на вопрос: Какую роль играют два письма в развитии сюжета романа?