Урок литературы по теме "Любовь в лирике Ф.И. Тютчева". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель урока: опираясь на факты из жизни Ф.И.Тютчева и анализ его произведений, определить художественные особенности любовной лирики и взгляды поэта на понятие “любовь”.

Задачи урока:

  • обеспечить понимание и принятие темы учащимися как собственную, значимую для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
  • развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, навыки поиска информации и обобщения фактов;
  • развивать творческие способности и связную речь учащихся;
  • развивать навыки само– и взаимоконтроля, способность к рефлексии и социализации.

Оборудование к уроку: ММП о любимых женщинах Ф.И.Тютчева, карточки с заданиями для групп, листы оценивания и рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Самостоятельная работа.

  • Запишите ассоциации к слову “любовь” (10–12 слов – в течение 2 минут).
  • Социализация (прочитайте свои слова, если понравятся другие, добавьте к своим записям).
  • Ответьте на вопрос: “Ваше восприятие этого чувства” (запишите небольшой текст в несколько предложений с использованием записанных слов – в течение 5 минут).
  • Социализация (прочитайте свое определение).

3. Выступление учащихся с сообщениями о любимых женщинах Ф.И.Тютчева с указанием стихотворений, им посвященных (возможно использование ММП):

  • Амалия Лерхенфельд (Крюденер),
  • Элеонора Тютчева (Петерсон),
  • Эрнестина Тютчева (Дернберг),
  • Елена Денисьева.

Без любви немыслима жизнь вообще, любовь – неотъемлемый признак подлинно человеческих отношений. Невозможно представить без любви жизнь и творчество русского лирика Тютчева, в чем нам предстоит убедиться на уроке (формулируется цель и задачи урока).

4. Групповая работа над стихотворениями.

  • 1-я группа.
    “О, как убийственно мы любим” (1850 или 1851).

Задания:

1) выпишите из стихотворения слова и сочетания слов, характеризующие 3 образа;

Он Она Толпа

2) используя выписанные слова, запишите связный ответ на вопрос: “Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви?”

  • 2-я группа.
    “Я встретил вас – и все былое”. (К.Б., 1870.)

Задания:

1) Выпишите из стихотворения слова и сочетания слов, характеризующие образы;

Лирический герой и его чувства (Он) Картины, состояние природы, отражающие чувства героя Она

2) используя выписанные слова, запишите связный ответ на вопрос: “Что для Ф.И.Тютчева любовь и как это чувство раскрывается в его произведении?”

  • 3-я группа.
    “Последняя любовь” (между 1851 или 1854)

Задания:

1) Выпишите из стихотворения слова и сочетания слов, характеризующие понятия:

Жизнь (любовь) Смерть Чувства лирического героя

2) Используя выписанные слова, запишите связный ответ на вопрос: “Как соотносятся блаженство и страдание в творчестве и любви Ф.И.Тютчева?”

5. Выступления групп с выводами наблюдений (социализация).

6. Запись итоговых тезисов по теме занятия.

Любовь, по Тютчеву, – это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. В любовной лирике человеческие чувства осознаются поэтом в контексте жизни Вселенной, тайн природы и человеческого бытия. Образная система лирики любви сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта, глубину эмоций мира внутреннего.

Любовь у Тютчева слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку “не дано предугадать” последствий своего чувства и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего, гибели души.

Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева, – это противоборство враждебных сил. Любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий и парадоксов. Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадежности.

7. Составление кластера “Любовь – это….” (по группам) и представление работ.

8. Оценивание работы и рефлексия.

Лист оценивания.

ФИ учащегося Оценка работы в группе Самооценка работы учащегося Итоговая оценка работы

Рефлексия.

критерий показатели критерий показатели критерий показатели
оценка
содержания
урока
скучно оценка
деятельности
на уроке
разочаровался оценка
внутреннего
состояния
мрачное
неинтересно не понял тревожное
знакомо не почувствовал безразличное
занимательно запутался равнодушное
интересно задумался взволнованное
познавательно удивился удовлетворенное
полезно загорелся позитивное
продуктивно убедился оптимистическое
перспективно осознал приподнятое
эффективно принял решение энергичное
надежно выступил отличное

9. Домашнее задание.

  • Выучить наизусть 1 стихотворение Ф.И.Тютчева (на выбор);
  • подготовить индивидуальные сообщения о жизни и творчестве А.А.Фета.