Цель урока: опираясь на факты из жизни Ф.И.Тютчева и анализ его произведений, определить художественные особенности любовной лирики и взгляды поэта на понятие “любовь”.
Задачи урока:
- обеспечить понимание и принятие темы учащимися как собственную, значимую для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
- развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, навыки поиска информации и обобщения фактов;
- развивать творческие способности и связную речь учащихся;
- развивать навыки само– и взаимоконтроля, способность к рефлексии и социализации.
Оборудование к уроку: ММП о любимых женщинах Ф.И.Тютчева, карточки с заданиями для групп, листы оценивания и рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Самостоятельная работа.
- Запишите ассоциации к слову “любовь” (10–12 слов – в течение 2 минут).
- Социализация (прочитайте свои слова, если понравятся другие, добавьте к своим записям).
- Ответьте на вопрос: “Ваше восприятие этого чувства” (запишите небольшой текст в несколько предложений с использованием записанных слов – в течение 5 минут).
- Социализация (прочитайте свое определение).
3. Выступление учащихся с сообщениями о любимых женщинах Ф.И.Тютчева с указанием стихотворений, им посвященных (возможно использование ММП):
- Амалия Лерхенфельд (Крюденер),
- Элеонора Тютчева (Петерсон),
- Эрнестина Тютчева (Дернберг),
- Елена Денисьева.
Без любви немыслима жизнь вообще, любовь – неотъемлемый признак подлинно человеческих отношений. Невозможно представить без любви жизнь и творчество русского лирика Тютчева, в чем нам предстоит убедиться на уроке (формулируется цель и задачи урока).
4. Групповая работа над стихотворениями.
- 1-я группа.
Задания:
1) выпишите из стихотворения слова и сочетания слов, характеризующие 3 образа;
Он | Она | Толпа |
2) используя выписанные слова, запишите связный ответ на вопрос: “Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви?”
- 2-я группа.
Задания:
1) Выпишите из стихотворения слова и сочетания слов, характеризующие образы;
Лирический герой и его чувства (Он) | Картины, состояние природы, отражающие чувства героя | Она |
2) используя выписанные слова, запишите связный ответ на вопрос: “Что для Ф.И.Тютчева любовь и как это чувство раскрывается в его произведении?”
- 3-я группа.
Задания:
1) Выпишите из стихотворения слова и сочетания слов, характеризующие понятия:
Жизнь (любовь) | Смерть | Чувства лирического героя |
2) Используя выписанные слова, запишите связный ответ на вопрос: “Как соотносятся блаженство и страдание в творчестве и любви Ф.И.Тютчева?”
5. Выступления групп с выводами наблюдений (социализация).
6. Запись итоговых тезисов по теме занятия.
Любовь, по Тютчеву, – это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. В любовной лирике человеческие чувства осознаются поэтом в контексте жизни Вселенной, тайн природы и человеческого бытия. Образная система лирики любви сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта, глубину эмоций мира внутреннего.
Любовь у Тютчева слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку “не дано предугадать” последствий своего чувства и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего, гибели души.
Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева, – это противоборство враждебных сил. Любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий и парадоксов. Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадежности.
7. Составление кластера “Любовь – это….” (по группам) и представление работ.
8. Оценивание работы и рефлексия.
Лист оценивания.
ФИ учащегося | Оценка работы в группе | Самооценка работы учащегося | Итоговая оценка работы |
Рефлексия.
критерий | показатели | критерий | показатели | критерий | показатели |
оценка содержания урока |
скучно | оценка деятельности на уроке |
разочаровался | оценка внутреннего состояния |
мрачное |
неинтересно | не понял | тревожное | |||
знакомо | не почувствовал | безразличное | |||
занимательно | запутался | равнодушное | |||
интересно | задумался | взволнованное | |||
познавательно | удивился | удовлетворенное | |||
полезно | загорелся | позитивное | |||
продуктивно | убедился | оптимистическое | |||
перспективно | осознал | приподнятое | |||
эффективно | принял решение | энергичное | |||
надежно | выступил | отличное |
9. Домашнее задание.
- Выучить наизусть 1 стихотворение Ф.И.Тютчева (на выбор);
- подготовить индивидуальные сообщения о жизни и творчестве А.А.Фета.