Урок литературы по теме "Жизнь и творчество М.Цветаевой": "Ее стихам настал черед…"

Разделы: Литература


Оборудование:портрет М.Цветаевой,слайды по биографии поэтессы (портреты М.Цветаевой в разные годы жизни, вместе с детьми, портреты ее родителей, С.Эфрона, М.Волошина ,дочери Ариадны, сына Георгия, памятники, перечень творческого наследия-изображение сборников,список произведений, музыка.

Цели урока: познакомить учащихся с биографией Марины Цветаевой, заинтересовать ее поэтическим творчеством, на примере сложной судьбы показать трагичность жизни русской интеллигенции в тот период истории России.

Ход урока

Полумрак. Выходят несколько учащихся со свечками в руках .Звучит вальс Е.Доги из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”. Медленно выходит девушка с веточкой рябины (роль М.Цветаевой) и читает:

Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(На экране начинается показ слайдов и голос ведущего за кадром ) 26 сентября 1892, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков,в семье Цветаевых родилась дочь Марина.

Чтец

Кто создан из камня,кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Отец, Иван Владимирович Цветаев, - профессор Московского университета,искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Домашний мир семьи Цветаевых был пронизан постоянным интересом к искусству.музыке. Из воспоминаний М.Цветаевой: (Появляется слайд с текстом,а девушка с рябиной рассказывает) “Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным ... словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”. И тут же принялась учить меня музыке...Могу сказать,что я родилась не в жизнь,а в музыку”.

Чтец.

В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов.
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
Все бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим,
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

(Показ слайдов и голос за кадром)После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском. Когда она отдала в печать свою первую книгу “Вечерний альбом”, ей только что исполнилось 18 лет. Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. За первой книгой последовало еще 2 сборника стихов “Волшебный фонарь” (1912 г.) и “Из двух книг” (1913 г.).Поэт и критик Максимилиан Волошин решительно одобрял её творчество. В Волошине Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Чтец.

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их немало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник...
Ты вспомнишь всe... Ты сдержишь крик.
- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

(Голос за кадром, а перед учащимися девушка и юноша танцуют вальс) 5 мая 1911 года Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину. На пустынном, усеянном мелкой галькой морском берегу, она встретилась с 17-летним Сергеем Эфроном, только приехавшим туда из пансиона . “Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала : если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зеленых”. Любовь с первого же дня – и на всю жизнь. Сережа и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это- потрясение, это - невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня. (Девушка и юноша стоят,взявшись за руки, и ведут диалог, а на слайде отрывки из писем) “Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите!Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно,кроме того, чтобы Вы были живы....Берегите себя. Храни Вас Бог!Ваш С.” “Мой Сереженька! Не знаю, с чего начинать. То, чем и кончу :моя любовь к вам бесконечна!” (Марина и Сергей танцуют,голос за кадром продолжает) Обвенчались Марина и Сергей 27 января 1912 года.Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Чтец (Марина, юноша уходит)

Я с вызовом ношу его кольцо! 
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге 
Чрезмерно узкое его лицо 
Подобно шпаге. 
Безмолвен рот его, углами вниз, 
Мучительно-великолепны брови. 
В его лице трагически слились 
Две древних крови. 

Он тонок первой тонкостью ветвей. 
Его глаза — прекрасно-бесполезны! — 
Под крыльями, раскинутых бровей — 
Две бездны. 
B его лице я рыцарству верна, 
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! — 
Такие — в роковые времена — 
Слагают стансы — и идут на плаху. 

(Голос за кадром) 5 сентября 1912 года родилась дочь Аля- Ариадна Эфрон, которая станет для матери и ребенком ,и подругой, и первым читателем. Цветаева всегда стремилась дать детям как можно больше для души. Несмотря на свой возраст (ей было 20 лет), она вкладывала в них Поэзию, Музыку, Романтику. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с которым быстро сменилось тревогой за него. В ноябре 1917 года их разлучили революционные события. Сергей уехал в Ростов, где формировалась добровольческая армия Корнилова - так понимал он тогда свой долг русского офицера.

Что делали? - Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом долг напишут слово Дон.

(Выходит Марина и начинает монолог)Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста: встаю-холод-лужи-пыль от пилы-ведра-кувшины,тряпки-везде детские платья, рубашки.Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую, к бывшему Генералову - не дают ли хлеб - оттуда опять детский сад за обедом, оттуда – по черной лестнице. Обвешанная кувшинами и жестянками, по черной лестнице – домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обедаем – в одну кастрюльку - суп вроде каши. Кипячу кофе.Пью. Курю. В 10 часов день окончен.В 11 или 12 я уже в постель. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной ,тетрадкой, папироской, иногда – хлебом.

(Голос за кадром)В феврале 1920 года умерла младшая дочь - Ирина. Еще один рубец на сердце? еще одна седая прядь. В 1921 году узнала ,что её муж жив - она получила от него первую весть. В 1922 году вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. На долгих 17 лет Марина рассталась с родиной. (По очереди читают чтецы)

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...

(Марина рассказывает) Сын рос, дочь взрослела. В Париже я никому не нужна. Есть – знакомые. Но какой холод я ощущаю постоянно. Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна.

В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

(За кадром) В июне 1939 года Марина с сыном сели в поезд . Муж и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России.

(Марина) Москва. Голицыно. Болшево – они почти ничем не отличаются друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей и абсолютно без всяких надежд.

(На слайде записка) В совет литфонда.

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывшуюся столовую литфонда.
М.Цветаева

(За кадром) Не приняли. Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души поэта. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года. (На слайде записка и голос Марины)) “Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить.Передай папе и Але – если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик”. (За кадром) Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок. Сергей Эфрон будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте. На кладбище в Елабуге есть такая надпись: “В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева (звучит песня Пугачевой на стихи Цветаевой “Уж сколько их упало в эту бездну)”

Чтец(Марина). Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Учитель: Марина Цветаева. Она оставила нам сборники лирических стихотворений , 17 поэм, стихотворные драмы. Лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления. Цветаева - поэт “предельной правды чувства”. Она со всей своей “не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию” (Вс.Рождественственский)

Её стихам настал черед!