Урок литературы по теме "И.А. Крылов. Басня "Свинья под дубом"

Разделы: Литература


Тип урока: конструирования новых знаний.

БазовыйУМК: Меркин, Г.С. Литература. 5 класс. В 2 ч.: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.  – 328 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись басни (электронное приложение), интернет-ресурсы.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: элементы дифференцированного, проектно-исследовательского  обучения, модульной технологии.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Цель урока: УУД  

  • Личностные:развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков,  формирование у детей доброты, уверенности в себе.
  • Регулятивные:формирование  способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать;  развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
  • Познавательные:формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.
  • Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков. 
  • Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении. 
  • Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Методы, формы

УУД, формирующиеся на данном этапе

Время

1. Организационный. – Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.

– Звонок прозвенел?
– Уже закончился урок?
– Только начался?
– Все готовы трудиться?
– Можно всем садиться. Давайте улыбнемся друг другу и продолжим путешествие по стране Литературии.
Отвечают учителю. Настраиваются на работу.
– Да!
– Нет!
– Да!
– Да!
Создать положительную эмоциональную атмосферу; условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Словесный метод 1) Регулятивные:
– волевая саморегуляция;
2) Личностные:
– смыслообразование (Я должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
0,5 мин.
2. Формулирование темы и цели урока. Демонстрирует ученикам портрет И.А Крылова.
– Чей портрет вы видите на экране?
– Как вы думаете, почему именно его я вам демонстрирую? Кто такой И.Крылов?
– Значит, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
На втором слайде дети видят иллюстрацию к басне «Свинья под дубом».
– На прошлом уроке мы анализировали басню «Ворона и Лисица», а как вы думаете, о какой басне пойдёт речь сегодня?
Смотрят на слайд презентации.
Формулируют тему урока: Басни И.Крылова.
«Свинья под дубом».
Записывают в тетрадь.
Создать условия для внутренней мотивации. Иллюстративный
(Приложение 3, слайды 1-2)
1) Регулятивные:
– волевая саморегуляция;
2) Личностные:
– смыслообразование (Я должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2 мин.
Какую  цель мы поставим пред собой? Формулируют цель: продолжить знакомство с баснями И.Крылова. Понять мораль басни «Свинья под дубом».
Задачи:
1. Выразительно прочитать.
2. Проанализировать басню.
3. Сделать выводы.
(слайд 4)
3. Задания по выбору 1. Чтение наизусть  басни «Ворона и Лисица»  по ролям.
2. Письменный ответ на вопрос, почему же Ворона всё-таки каркнула?
3. Самостоятельно составленный  рассказ из жизни, напоминающий ситуацию, описанную в басне.
Предлагают варианты выполненного домашнего задания. Выяснить степень усвоения материала, скорректировать понятия.   1) Познавательные: перерабатывать информацию и предъявлять её разными способами.
2) Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.
3) Регулятивные: планирование последовательности действий, волевая саморегуляция.
5 мин.
4. Актуализация субъективных знаний обучающихся.
Подготовка к изучению нового материала.
А)  Предлагает вспомнить, что знают о басне как о жанре.
Самостоятельная работа.
Верные-неверные  утверждения.
Верно ли, что в басне
1. Есть зачин и концовка.
2. Аллегория.
3. Олицетворение.
4. Троекратный повтор.
5. Мораль.
6. Есть развёрнутый сюжет.
Пишут в рабочем листе урока ответы.
Взаимопроверка по образцу. Работа в паре.

1. НЕТ.
2. ДА
3. ДА
4. НЕТ
5. ДА
6. НЕТ

Подготовить к восприятию новой темы Частично поисковый метод (Слайды 5-6) 1) Познавательные:
– общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
– анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
– контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
4) Коммуникативные:
– умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками.
5 мин.
Б)  Работа в группе. Кто быстрее соберёт  определение. Каждая группа обращается к подсказкам (висящим на стенах маленьким бумажкам  с определениями понятий басня, аллегория, мораль, эзопов язык.). 1 группа (розовые подсказки)
Басня –
1) краткий стихотворный или прозаический рассказ
2) нравоучительного характера,
3) имеющий иносказательный смысл.
2 группа (зелёные подсказки)
Аллегория –
1) изображение отвлечённых понятий
2) или свойств
3) через конкретный образ.
3 группа (оранжевые подсказки)
Мораль –
1) строки в басне,
2) в которых содержится нравоучительное заключение,
3) вывод.
4 группа (белые подсказки)
Эзопов язык –
1) язык иносказательный,
2) под видом развлечения, шутки
3) используется для насмешки.
Проверка по образцу.
  (Слайды 7-8)
5. Усвоение новых знаний. Продолжим знакомство с баснями  И.Крылова. Н.В.Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А.Крылова – это книга мудрости самого народа». И чтобы убедиться в этом, будем исследовать басню «Свинья под дубом». Прослушивают  аудиозапись басни.   (слайд 9)   3 мин
Чтобы подтвердить  мысль Гоголя, займёмся исследовательской работой.

Исследовательская работа в  разноуровневых  группах.

1 группа – подготовить выразительное чтение басни по ролям. Постараться передать характер каждого персонажа.
2 группа – Внимательно прочитайте басню. Какие герои в ней? Обратите внимание на Свинью и Ворона.  Сравните их. Какой Ворон, какая Свинья? Ворон – Свинья. Какова аллегория? Какие поступки совершает Свинья?
3 группа –  Найдите в словаре значение слов невежда и невежа. Кто такой невежда? Невежа? Почему о Свинье говорится как о невежде? Можно ли её назвать и невеждой, и невежей?
4 группа – Обратите внимание на образ Дуба. Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб? Что значит вековой дуб? Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он?
5 группа – В каких строчках заключена мораль басни? В какой жизненной ситуации её можно использовать?

Работа в 5-ти группах: распределение обязанностей в группе, запись результатов.
(Приложение 2)
Создание учебной мотивации;
 пробуждение познавательно
го интереса;
 развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Формирование навыков исследовательской деятельности.
Групповая  форма работы.
Элементы проектно-исследовательской технологии.

(слайд 10)

 

(слайд 10)

 

 

 

 

(слайд 11)

 

 

(слайд 11)

 

 

(слайд 12)

1) Регулятивные:
– целеполагание как постановка учебной задачи,
– планирование,
– прогнозирование.
2) Познавательные:
– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4) Коммуникативные:
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
7 мин
6. Контроль  первичного усвоения материала Обсуждение итогов работы групп.
1. Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами.
Защищают  работу группы. По мере выступления групп каждый  ребёнок фиксирует основные положения отчёта каждой группы в рабочем листе урока. (Приложение 1) Развитие умения выделять главное Частично-поисковый метод 1) Личностные:
– умение различать нравственно-этические понятия; оценивать поступки.
2) Регулятивные:
– волевая саморегуляция, самоконтроль.
3) Познавательные:
– умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение.
4) Коммуникативные:
– умение участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать диалог с товарищами, с учителем.
10 мин.
7. Физкультминутка Вместе с детьми выполняет динамичные движения под  музыку. Выполняют динамичные движения под музыку.     Личностные:
– готовность поддерживать в форме состояние своего здоровья
Регулятивные:
– волевая саморегуляция.
0,5 мин.
8. Контроль и самооценка знаний. Какое же явление жизни аллегорически описывает И.Крылов? Прав был Н.Гоголь, когда утверждал, что в его баснях «мудрость народа»? Сначала устно проговаривают ответ на вопрос, потом письменно фиксируют в рабочем листке урока.
В басне аллегорически описывается просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.
  (слайды 13-15) 1)Личностные:
– умение различать нравственно-этические понятия; оценивать поступки.
2)Регулятивные:
– волевая саморегуляция, самоконтроль.
3) Познавательные:
– умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение.
4) коммуникативные:
– умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать своё мнение.
5 мин
9. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании Подведём итоги.
– Что узнали нового на уроке? Чему научила нас басня?
Сообщение учителя о работе класса
Домашнее задание. По выбору.
1. Басню наизусть.
2. Вопросы викторины по басням И.Крылова.
3. Вопросы для анализа басни «Волк и Ягнёнок».
Обучающие озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу, готовят  оценочные (рабочие) листы для проверки. Развитие умения выделять главное Репродуктивный метод 1) Познавательные:
– умение структурировать знания
– оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
– волевая саморегуляция
– осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
3 мин.
10. Рефлексия В рабочем листке урока  заполните небольшую анкету.
1. На уроке я работал
      А) активно
      Б) пассивно
2. Своей работой я
      А) доволен 
      Б) не доволен
3. Урок для меня показался
      А) коротким
      Б) длинным
4. Моё настроение стало
      А) лучше
      Б) хуже
Выполняют задание. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Репродуктивный метод 1) Коммуникативные:
– умение выражать свои мысли
– оценивание качества своей и общей учебной деятельности
3 мин.