Тип урока: конструирования новых знаний.
БазовыйУМК: Меркин, Г.С. Литература. 5 класс. В 2 ч.: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 328 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись басни (электронное приложение), интернет-ресурсы.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: элементы дифференцированного, проектно-исследовательского обучения, модульной технологии.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.
Цель урока: УУД
- Личностные:развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, формирование у детей доброты, уверенности в себе.
- Регулятивные:формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
- Познавательные:формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.
- Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
- Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
- Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.
- Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Цель |
Методы, формы |
УУД, формирующиеся на данном этапе |
Время |
1. Организационный. | – Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. – Звонок прозвенел? – Уже закончился урок? – Только начался? – Все готовы трудиться? – Можно всем садиться. Давайте улыбнемся друг другу и продолжим путешествие по стране Литературии. |
Отвечают учителю. Настраиваются на
работу. – Да! – Нет! – Да! – Да! |
Создать положительную эмоциональную атмосферу; условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Словесный метод | 1) Регулятивные: – волевая саморегуляция; 2) Личностные: – смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
0,5 мин. |
2. Формулирование темы и цели урока. | Демонстрирует ученикам портрет И.А
Крылова. – Чей портрет вы видите на экране? – Как вы думаете, почему именно его я вам демонстрирую? Кто такой И.Крылов? – Значит, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? На втором слайде дети видят иллюстрацию к басне «Свинья под дубом». – На прошлом уроке мы анализировали басню «Ворона и Лисица», а как вы думаете, о какой басне пойдёт речь сегодня? |
Смотрят на слайд презентации. Формулируют тему урока: Басни И.Крылова. «Свинья под дубом». Записывают в тетрадь. |
Создать условия для внутренней мотивации. | Иллюстративный (Приложение 3, слайды 1-2) |
1) Регулятивные: – волевая саморегуляция; 2) Личностные: – смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2 мин. |
Какую цель мы поставим пред собой? | Формулируют цель: продолжить
знакомство с баснями И.Крылова. Понять мораль
басни «Свинья под дубом». Задачи: 1. Выразительно прочитать. 2. Проанализировать басню. 3. Сделать выводы. |
(слайд 4) | ||||
3. Задания по выбору | 1. Чтение наизусть басни «Ворона и
Лисица» по ролям. 2. Письменный ответ на вопрос, почему же Ворона всё-таки каркнула? 3. Самостоятельно составленный рассказ из жизни, напоминающий ситуацию, описанную в басне. |
Предлагают варианты выполненного домашнего задания. | Выяснить степень усвоения материала, скорректировать понятия. | 1) Познавательные: перерабатывать
информацию и предъявлять её разными способами. 2) Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение. 3) Регулятивные: планирование последовательности действий, волевая саморегуляция. |
5 мин. | |
4. Актуализация субъективных
знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала. |
А) Предлагает вспомнить, что знают о
басне как о жанре. Самостоятельная работа. Верные-неверные утверждения. Верно ли, что в басне 1. Есть зачин и концовка. 2. Аллегория. 3. Олицетворение. 4. Троекратный повтор. 5. Мораль. 6. Есть развёрнутый сюжет. |
Пишут в рабочем листе урока ответы. Взаимопроверка по образцу. Работа в паре. 1. НЕТ. |
Подготовить к восприятию новой темы | Частично поисковый метод (Слайды 5-6) | 1) Познавательные: – общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: – анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 4) Коммуникативные: – умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками. |
5 мин. |
Б) Работа в группе. Кто быстрее соберёт определение. Каждая группа обращается к подсказкам (висящим на стенах маленьким бумажкам с определениями понятий басня, аллегория, мораль, эзопов язык.). | 1 группа (розовые подсказки) Басня – 1) краткий стихотворный или прозаический рассказ 2) нравоучительного характера, 3) имеющий иносказательный смысл. 2 группа (зелёные подсказки) Аллегория – 1) изображение отвлечённых понятий 2) или свойств 3) через конкретный образ. 3 группа (оранжевые подсказки) Мораль – 1) строки в басне, 2) в которых содержится нравоучительное заключение, 3) вывод. 4 группа (белые подсказки) Эзопов язык – 1) язык иносказательный, 2) под видом развлечения, шутки 3) используется для насмешки. Проверка по образцу. |
(Слайды 7-8) | ||||
5. Усвоение новых знаний. | Продолжим знакомство с баснями И.Крылова. Н.В.Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А.Крылова – это книга мудрости самого народа». И чтобы убедиться в этом, будем исследовать басню «Свинья под дубом». | Прослушивают аудиозапись басни. | (слайд 9) | 3 мин | ||
Чтобы подтвердить мысль Гоголя,
займёмся исследовательской работой. Исследовательская работа в разноуровневых группах. 1 группа – подготовить
выразительное чтение басни по ролям. Постараться
передать характер каждого персонажа. |
Работа в 5-ти группах: распределение
обязанностей в группе, запись результатов. (Приложение 2) |
Создание учебной мотивации; пробуждение познавательно го интереса; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Формирование навыков исследовательской деятельности. |
Групповая форма работы. Элементы проектно-исследовательской технологии. (слайд 10)
(слайд 10)
(слайд 11)
(слайд 11)
(слайд 12) |
1) Регулятивные: – целеполагание как постановка учебной задачи, – планирование, – прогнозирование. 2) Познавательные: – умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
7 мин | |
6. Контроль первичного усвоения материала | Обсуждение итогов работы
групп. 1. Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами. |
Защищают работу группы. По мере выступления групп каждый ребёнок фиксирует основные положения отчёта каждой группы в рабочем листе урока. (Приложение 1) | Развитие умения выделять главное | Частично-поисковый метод | 1) Личностные: – умение различать нравственно-этические понятия; оценивать поступки. 2) Регулятивные: – волевая саморегуляция, самоконтроль. 3) Познавательные: – умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 4) Коммуникативные: – умение участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать диалог с товарищами, с учителем. |
10 мин. |
7. Физкультминутка | Вместе с детьми выполняет динамичные движения под музыку. | Выполняют динамичные движения под музыку. | Личностные: – готовность поддерживать в форме состояние своего здоровья Регулятивные: – волевая саморегуляция. |
0,5 мин. | ||
8. Контроль и самооценка знаний. | Какое же явление жизни аллегорически описывает И.Крылов? Прав был Н.Гоголь, когда утверждал, что в его баснях «мудрость народа»? | Сначала устно проговаривают ответ на
вопрос, потом письменно фиксируют в рабочем
листке урока. В басне аллегорически описывается просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью. |
(слайды 13-15) | 1)Личностные: – умение различать нравственно-этические понятия; оценивать поступки. 2)Регулятивные: – волевая саморегуляция, самоконтроль. 3) Познавательные: – умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 4) коммуникативные: – умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать своё мнение. |
5 мин | |
9. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании | Подведём итоги. – Что узнали нового на уроке? Чему научила нас басня? Сообщение учителя о работе класса Домашнее задание. По выбору. 1. Басню наизусть. 2. Вопросы викторины по басням И.Крылова. 3. Вопросы для анализа басни «Волк и Ягнёнок». |
Обучающие озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу, готовят оценочные (рабочие) листы для проверки. | Развитие умения выделять главное | Репродуктивный метод | 1) Познавательные: – умение структурировать знания – оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: – волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
3 мин. |
10. Рефлексия | В рабочем листке урока заполните
небольшую анкету. 1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно 2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен 3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным 4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже |
Выполняют задание. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Репродуктивный метод | 1) Коммуникативные: – умение выражать свои мысли – оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
3 мин. |