Литература
-
Урок литературы по теме "Нам дороги эти позабыть нельзя" 2013
Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями; воспитывать чувство гордости за родину и ее защитников.
-
Урок литературы по теме "Нет уз святее товарищества…" (Истоки героизма и предательства) 2014
Конспект урока литературы в 7-м классе затрагивает нравственные вопросы о героизме и предательстве. Задачи урока: придать занятию проблемно-творческий характер; в процессе беседы проанализировать характеры героев, осмыслить трагический конфликт произведения; способствовать формированию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения; развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы.
-
Урок литературы по теме "Но в мире есть душа одна…" по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны…". 8-й класс 2011
Данный комбинированный урок показывает методы и приёмы, помогающие сформировать у учеников навыки и приёмы анализа лирических произведений. Урок также готовит учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
-
Урок литературы по теме "Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2010
Проблемно-поисковый метод используется с целью вызвать интерес к произведению М.Ю. Лермонтова, желание перечитать его; активизировать работу учащихся, воспитывать умение мотивировать свое поведение и поступки.
-
Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" 2009
Данная статья представляет собой разработку урока литературы для 9-го класса по изучению произведения Ф.М. Достоевского "Белые ночи". В ходе урока учащиеся работают с текстом произведения, используется презентация, составленная учителем, проверяется знание текста (используются тесты, составленные в программе Microsoft Office Excel 2003).
-
Урок литературы по теме "Образы детей в рассказе Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". 6-й класс 2013
Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени. Второй урок по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются» посвящен углубленному анализу произведения. На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, творчеством и прочитали рассказ.
-
Урок литературы по теме "Обсуждение книги Людмилы Никольской «Должна остаться живой»". 7-й класс 2018
Учащимся предлагается осмыслить содержание книги «Должна остаться живой» - книги об одной из самых печальных страниц Великой отечественной войны. История блокадного Ленинграда предстаёт в повести Людмилы Никольской в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Что пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда? Что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях? На эти вопросы учащиеся найдут ответы на уроке.
-
Урок литературы по теме "ОБЭРИУ. Мысль − образ − музыка". 11-й класс 2014
Именно дух, духовная культура − сильнейшее оружие России. Искусство авангарда было одним из первых примеров яркого развития новой культуры в России. Русский авангард стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом. Урок готовит учеников к пониманию необычного искусства, включает сообщения учащихся о художниках, композиторах, архитекторах, "беседу" с поэтами-обэриутами, чтение и осмысление их произведений, ответы на проблемные вопросы.
-
Урок литературы по теме "Он не заслужил света, он заслужил покой". 11-й класс 2013
Учащиеся учатся ориентироваться в причинно-следственных связях в соответствии с системой персонажей, замыслом автора, особенностями жанровой системы, эстетикой XX века. Развивается навык монологического ответа; многоаспектного анализа текста; выявляются закономерности между изучаемым произведением и другими сюжетами (русскими, зарубежной литературы, библейскими).
-
Урок литературы по теме "Онегинский бал". 9-й класс 2014
Урок литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» проводится в нетрадиционной форме с целью приобщить учащихся к культуре, этикету и истории XIX века. Во время урока учащиеся в бальных костюмах исполняют танцы: полонез, вальс, мазурка, падеграс, разученные в ходе подготовки к уроку; сообщают о правилах поведения на балу, языках веера и цветов; инсценируют фрагменты романа «Евгений Онегин».
-
Урок литературы по теме "Опыт осмысления христианского подвига святых страстотерпцев благоверных Бориса и Глеба". 7-й класс 2012
Древнерусская литература учит, любить окружающих по-христиански. Именно это умение предполагается развивать на материале урока.
-
Урок литературы по теме "Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»" 2016
Урок в 6-м классе призван ознакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова; продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста; углублять работу над понятием “антитеза”, способом определения стихотворных размеров; подготовить к выполнению контрольной работы; воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению.
-
Урок литературы по теме "Открывая Обломова" 2008
Сложившееся устойчивое мнение об образе часто мешает "открытию" литературного героя, пониманию его глубины. Роль художественной детали в создании художественного образа (на примере произведений русской классики). Выводы о художественном стиле автора. Повторение изученного материала и создание базы для объяснения нового материала. Анализ эпизода "День Ильи Ильича". Обучение вдумчивому, глубокому чтению. Комментарий бытовых реалий XIX века.
-
Урок литературы по теме "П.И.Чичиков – «живая душа» или «мертвая»?". 9-й класс 2014
Урок включает в себя решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств. Урок способствует тому, чтобы учащиеся откликнулись на проблемы, поднятые автором, узнали, что может сделать душу «мёртвой» и как нужно поступать, чтобы быть добрым человеком с «живой» и чистой душой.
-
Урок литературы по теме "Павел Иванович Савин – поэт-земляк" 2013
Литература - полноводная, могучая река. Она течет, вбирая воды других больших и малых рек, речушек и ручейков. И прирастает, и полнится, и ширится скорее как раз за счет талантов, родившихся в «глубинке», взлелеянных российскими просторами. Одним из таких звонких, чистых и лучезарных речных потоков, питающих нашу великую русскую литературу, является большой безгранный талант нашего поэта-земляка Павла Ивановича Савина.
-
Урок литературы по теме "Панорама русской жизни в романе А.К. Толстого "Князь Серебряный" 2012
Основными целями занятия можно считать знакомство учащихся с биографией писателя и раскрытие причин, побудивших автора написать роман об эпохе Ивана Грозного.
-
Урок литературы по теме "Пасха" (по повести И.С. Шмелева "Лето Господне"). 9-й класс 2013
Урок знакомит учащихся с празднованием Пасхи. Учащиеся вспомнают основные библейские сюжеты, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа, отмечают народные поверья и традиции праздника. Урок развивает творческое воображение у детей, навыки и умения в создании декоративного образа (росписи яиц-писанок), умения исследовательской работы с художественным произведением, толковым словарем, дополнительной литературой.
-
Урок литературы по теме "Пейзаж в художественном тексте" 2014
Первый урок изучения видов пейзажа в художественном тексте носит в основном теоретический характер. Расширяет представления учащихся о пейзаже, его видах и роли в художественном тексте; развивает речь, навык выразительного чтения.
-
Урок литературы по теме "Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи" 2008
Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.
-
Урок литературы по теме "Пейзажная живопись в творчестве русских поэтов, ее развитие" 2011
В ходе урока поэтическое слово предстает как волшебство. Звучат стихи А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.П. Плещеева, А.А. Фета и др. Используются картины русских художников. Урок проходит в форме путешествия по календарю. Каждая страница оживает, когда дети выразительно читают стихи, озвучивая пейзаж на картинах художников.
-
Урок литературы по теме "Первое знакомство с рассказчиком – Петром Андреевичем Гриневым". 8-й класс 2014
Урок сочетает классические и инновационные формы работы, которые формируют духовные ценности, активную жизненную позицию подростков. Учитель применяет разные виды проверки степени усвоения учащимися нового материала: словарная работа по карточкам, исследовательская работа в группах, с текстом произведения, сопоставление героев разных произведений, рефлексия.
-
Урок литературы по теме "Плохое настроение, или Когда вся жизнь – отравленная радость". 10-й класс 2014
Основная идея урока – влияние плохого настроения не только на поведение человека, но и на его творческое начало. На примере творчества М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова показывается, как может плохое настроение трансформироваться в талантливые стихи. Чтобы плохое настроение не переросло в депрессию, необходимо знать некоторые приемы поведения.
-
Урок литературы по теме "Познание характера русского человека (народа). Сказ «Левша» Н.С. Лескова". 6-й класс 2014
На примере произведения Н.С. Лескова учащиеся осмысливают идейно-художественное содержание сказа, подводятся к пониманию основной идеи автора – патриотизм и талантливость народа противостоят безответственности и преступному отношению властей; изучают авторское отношение к персонажу произведения. Раскрывается талант и мастерство героя, его судьба.
-
Урок литературы по теме "Понятие добра и зла в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2014
Урок литературы поможет учащимся понять нравственные уроки сказки К.Паустовского, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
-
Урок литературы по теме "Понятие об эпикете". 5-й класс 2013
На уроке пятиклассники знакомятся с понятием «эпитет»; учатся применять полученные знания на уроках русского языка и литературы. Урок проводится с использованием элементов технологий: проблемного обучения, ИКТ, технологии мастерской.
-
Урок литературы по теме "Потеря отцовских связей в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»" 2009
Цель урока – ознакомить учащихся с особенностями повести Ф.А. Абрамова. Формировать умение и навыки самостоятельного исследования текста с целью поиска необходимой информации; выявить авторскую позицию; развивать речь детей, мышление, чувство слова, языка.
-
Урок литературы по теме "Поэзия А.А. Ахматовой" 2010
Данный урок построен с учетом принципов личностно ориентированного подхода. Работая с таблицей, учащиеся привлекают свой личный опыт, самовыражаются, по-своему интерпретируют творчество поэта. Каждое предложенное для восприятия стихотворение - это этап урока, результат которого фиксируется в таблице и обсуждается.
-
Урок литературы по теме "Поэзия В.Я. Брюсова". 11-й класс 2013
На уроке пойдет речь о творчестве В.Я. Брюсова. Новый материал представлен в виде доклада учащегося о биографии поэта и лекции учителя об особенностях творчества В.Я. Брюсова. Для того чтобы материал усваивался лучше, рассказ учителя сопровождается схемами. Наглядность играет большую роль в эффективном усвоении большого количества информации, такой, как биография и творческий путь поэта.
-
Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны". 11-й класс 2014
Урок активизирует знания учащихся о Великой Отечественной войне, дает понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны. Цель: закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.
-
Урок литературы по теме "Проблема отхода от русской "почвы" в рассказе В.Белова «Бескультурье»". 11-й класс 2017
Через творчество Белова проходит тема малой родины, из которой вырастает наша Великая Родина. В ходе урока понимаем, что обнищавшая русская деревня сохраняла нравственные устои, человечность. Постепенно разрывается связь с землей, культурой предков. Любое развитие, в том числе и культуры, должно соединять в себе старое и новое. В рассказе происходит замещение: новое, пришлое, с трудом приживающееся, вытесняет родное, исконное. К чему приведет культура, прививаемая с помощью милиции?