Литература
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "А.С. Пушкин: жизнь и творчество" 2010
На уроке учащиеся систематизируют пройденный материал о жизни и творчестве А.С. Пушкина, вырабатывают умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью, воспитывают эмоциональную восприимчивость.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "К жизни, полной высокого смысла…" 2008
Цель урока "К жизни, полной высокого смысла..." - изучить рассказ А.П.Чехова "Студент", отработать умение составлять план творческой работы (сочинения) по образовательной технологии метода проектов. Этапы урока: актуализация знаний учащихся; обращение к эпиграфу урока; работа с текстом рассказа А.П.Чехова "Студент" (чтение отрывка произведения, формулирование вопросов к тексту, распределение учащихся по группам в зависимости от выбранной проблемы, отчет групп о проделанной работе, чтение финала рассказа и его обсуждение); объяснение домашнего задания; проектная деятельность учащихся.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека") 2010
На уроке учащиеся знакомятся с рассказом М. Шолохова «Судьба человека», пытаются осмыслить идейно-художественное своеобразие рассказа, его глубокую нравственную сущность; совершенствуют умения выделять главное, развивают речь, наблюдательность. Задача учителя – помочь учащимся прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Лирика любви. Гармония чувств и памяти сердца" 2010
Урок проводится в 9-м классе как изучение нового материала по данной теме. Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урок - концерт. Во время урока используются фрагменты из музыкальных произведений, портреты любимых женщин Пушкина, отрывки из художественных фильмов.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Лирический герой М.Ю. Лермонтова" 2009
Создавая урок, учитель хотел вызвать интерес к творчеству Лермонтова, поэтому на уроке используется материал из истории написания стихотворений, больше уделяется внимание личности поэта. Важно было по-новому преподнести изучение лирики поэта (ученики уже много читали стихов Лермонтова в средних классах) и значение поэта для русской литературы.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова" 2008
Урок литературы в 9-м классе посявящен творчеству М.Ю. Лермонтова, на котором происходит постепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику поэта. Учащимся предстоит понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта, научиться текстуальному анализу стихов.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Обобщение изученного по творчеству А.С. Пушкина" 2012
Урок литературы является заключительным по творчеству А.С. Пушкина. Урок разработан в соответствии с современными требованиями подготовки учащихся, основан на использовании игровой технологии, технологии коллективных творческих дел и развивающего обучения, что способствует прочтению многих произведений Пушкина, активному заучиванию наизусть, творческому осмыслению романа "Евгений Онегин". Такой урок дает возможность эффективно использовать учебное время, повышает их интерес к предмету.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Печорин наедине с собой" 2009
Цели урока: раскрыть внутренний мир Печорина, его способность анализировать и оценивать свои поступки, его отношение к таким нравственным ценностям, как дружба и любовь; развитие умения анализировать дневниковые записи, выявлять авторское отношение к герою, роль внутренних монологов, пейзажей как художественных приёмов для раскрытия характера героя.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Реальность и фантастика в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»" 2008
Урок внеклассного чтения по теме "Реальность и фантастика в повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" в 9-м классе был подготовлен на основе программы по литературе. На уроке использовался дифференцированный подход. Для формулировки выводов использовались опорные карточки. Для оценки усвоенного материала в конце урока был проведён контрольный тест.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Романтическая лирика начала XIX века" 2010
Открытый урок по литературе с использованием проектной деятельности в 9-м классе. Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины ХIХ века. Романтизму свойственна исключительность героев, страстей и конкретность ситуаций, напряжённость сюжета, красочность описаний.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Русский классицизм, отражение его в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре" 2009
Учитель делится опытом проведения интегрированных уроков (литература + история + изобразительное искусство). Представленный материал будет интересен учителям русского языка и литературы.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева "Сияет солнце, воды блещут…"» 2010
Урок способствует формированию читательских и эстетических вкусов учащихся, навыков анализа поэтического произведения, развитию речи школьников, воспитанию интереса к поэзии, изучению средств языковой выразительности и литературоведения. Урок состоит из 2-х частей.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005
Урок литературы в 9-м классе был проведен как обобщающий, итоговый. Мне как учителю было важно, чтобы дети поняли, что это не история о несчастной любви и не рассказ о судьбе дворянина-аристократа 20-ых годов XIX века. Проблематика романа гораздо шире - философия потребления мира человеком, которая, в конечном итоге, делает его самого несчастным. При таком прочтении романа поступки героев Лермонтова, Достоевского, Толстого буду г учащимся более понятны. Евгений Онегин не будет воспринят как герой только своей эпохи. В России всегда было превосходство духовного над материальным. Литературные герои будут страдать, пока не осознают это.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Вильям Шекспир "Гамлет". Центральный конфликт трагедии. Гамлет как носитель основной идеи произведения" 2006
Изучение трагедии В.Шекспира "Гамлет" входит в курс литературы 9-го класса. Как правило, педагогами уделяется недостаточно внимания произведениям зарубежной литературы, что связано с нехваткой времени для их изучения, недостаточным количеством часов для более подробного ознакомления с шедеврами мировой классики. В связи с этим предлагаемый урок – это одна из возможностей расширить представления учащихся о литературном контексте, в котором развивалась русская литература, и вместе с этим это попытка углубить их знания о мировой литературе. Цели данного урока – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, приобщение учащихся к богатствам мировой литературы, использование воспитательного потенциала зарубежной классики, формирование эстетического вкуса, развитие литературных способностей.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Горные вершины"(тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова) 2005
Проблемно-поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Такая организация урока способствует формированию познавательной активности. Главное -поиск истины, собственные открытия в художественном произведении.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Диалог о литературе XX века. Художественный мир в поэзии Василия Федорова. Восприятие, анализ, оценка стихотворения "Прощай, село!" 2007
Урок открывает силу таланта В.Фёдорова - огромный поэтический мир. Мотивы лирики актуальны. Лексика темы "родина" представлена многопланово. Звучание патриотических строк подчеркивает общечеловеческую значимость стихотворения, в котором предстаёт образ Кузбасса, его величие и красота. Чувство Родины воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Решение тестовых задач направлено на выявление восприятия поэзии В.Федорова.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Если душа родилась крылатой"(по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой) 2004
Целью данного урока являются знакомство учащихся с творчеством А.Ахматовой и М.Цветаевой; показ особенностей их творчества; подведение детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств; развитие умения филологического (литературного) анализа художественного текста.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Загадка Шекспира. Сонеты" 2005
Ренессанс... Что это за эпоха, в которую суждено было жить великому Шекспиру? Кто скрывается под именем Уильям Шекспир: сын разорившегося перчаточника, "полуобразованный дикарь" и "нутряной поэт", творящий шедевры по внутреннему наитию, или один из учёнейших людей того времени с университетским образованием? Кто автор произведений, требующих не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний? Каковы адресаты сонетов Шекспира?.. На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить на уроке литературы "Загадка Шекспира. Сонеты".
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Капитанская дочка" - послание А.С. Пушкина потомкам" 2007
Урок проводится в форме семинара, получившего в литературе название "Конференция однородных групп". Данная инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений сотрудничать в группе при их обсуждении. Здесь школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, готовить за короткое время выступления, выступать коротко, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики" 2010
В представленном уроке использован метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень интересные и самостоятельные работы представляют ученики. Работа с использованием программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве" 2007
Урок литературы в 9-м классе проводится как обобщающий после изучения "Слова о полку Игореве". Урок проводится с использованием технологии РКМЧП (составление кластера, стратегия "инсерт").
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Познание Родины в лирике А.Фета и Ф.Тютчева" 2006
Данный урок посвящен творчеству двух замечательных русских поэтов XIX века А.А. Фету и Ф.И. Тютчеву. В 9-м классе происходит первое серьезное знакомство с творчеством этих поэтов, поэтому урок, на наш взгляд, должен быть ярким, запоминающимся. Не стоит на этом уроке углубляться в подробный анализ лирики поэтов – нужно показать глубину их понимания окружающего мира, напевность фетовского стиха и философичность тютчевского. На уроке рассматриваются вопросы: из чего складывается такое сложное понятие, как любовь к Родине, в творчестве Фета и Тютчева; основные мотивы лирики поэтов; можно ли понять красоту окружающего мира и уложить ее в какие бы то ни было рамки; в чем пленительность стихов Фета и Тютчева? Урок построен на сопоставлении стихотворений поэтов, на чувственном восприятии лирики, творческой активности учащихся. Стихотворения к уроку подобраны с целью воспитания у учащихся любви к природе, искусству, музыке, поэтическому слову.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Проблема лидерства"(на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") 2005
Изучая комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль", мы выполнили задачу предметную: проанализировали эпоху, основные образы комедии, разобрались в проблемах классицизма, языковых и сюжетно-композиционных особенностях пьесы. А что дальше? Неужели фраза Митрофана "Не хочу учиться:" станет для ребят единственным запомнившимся моментом из текста? Ведь девятый класс особенный - предпрофильный, и надо учить ребят делать выбор (самое трудное в жизни). Значит необходимо поставить в изучении комедии не точку, а многоточие, даже "многовопросие". И мы провели урок "Проблема лидерства (на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")". Урок получился не просто ярким и запоминающимся, а современным и нужным ребятам, а текст комедии прозвучал как одно из современных произведений.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Своя игра" 2006
Урок проводится после знакомства с литературными направлениями и основными представителями этих направлений. Форма урока – игра, позволяющая включить в активный процесс всех учащихся.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе "Мещанин во дворянстве" 2006
Урок-анализ художественного произведения с элементами исследования традиций классицизма и новаторства драматурга в пьесе. В ходе урока использованы инсценирование, музыкальное сопровождение и индивидуальная работа.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова" 2007
Урок разработан с учетом программных и возрастных рекомендаций. Использован частично поисковый метод, приемы – слово учителя, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом. Главной задачей является обучение анализу поэтического текста.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Я тоже была.." о личности и судьбе М.И. Цветаевой 2007
Поскольку ученики впервые встречаются с творчеством этого поэта, ведущей целью занятия является знакомство с личностью и судьбой Цветаевой, создание мотивации для дальнейшего изучения лирики Марины Ивановны, выяснение причины её трагического ухода из жизни. Урок иллюстрируется редкими фотографиями семьи Цветаевой, включает видеоклип (фрагмент из кинофильма "Ирония судьбы..." с исполнением романса М.Таривердиева на слова М.Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной..."), строится на основе развивающей технологии встречных усилий, рассчитанной на сотворчество ученика и учителя.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: «Анализ произведения А.С. Пушкина "Медный всадник"» 2007
Учащиеся 9-го класса развивают умение давать характеристику главному герою на основе анализа произведения А.С. Пушкина "Медный всадник".
-
Урок литературы в 9-м классе с применением ИКТ по теме "Русская культура Серебряного века" 2008
Данная разработка урока по теме "Русская культура Серебряного века" вводит в удивительный мир русской культуры начала XX века. Она отвечает сегодняшним требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса в инновационном учреждении. Данная разработка способствует развитию творческих способностей учащихся, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, выявляет степень усвоения учащимися нового материала, вызывает интерес к предмету.
-
Урок литературы в 9-м классе с применением элементов технологии развития критического мышления и элементов проектно-исследовательской технологии "Тема любви в лирике А.Пушкина" 2012
Цель урока – обеспечить усвоение знаний по теме урока через знакомство с любовной лирикой А.С. Пушкина.