Тип урока: Урок-размышление (проблемный).
Цели урока:
- Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности (разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды);
- Воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга;
Задачи:
- Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы и синонимичных ей понятий.
- На примере повести “Фаталист” М. Ю. Лермонтова ввести категории диалектики (необходимость, случайность), обогатить терминологический запас слов.
- Создать условия для переосмысление прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.
- Через творческое задание попытаться привести детей к долговременному планированию и созданию “образа Я”.
Оборудование урока:
- аудиозапись Бетховен “Лунная соната”;
- понятие, связанные и нет судьбой;
- видеозапись кинофильма “Фаталист”.
Ход урока
Быть или не быть
Вот в чем вопрос
Достойно ли смериться под
ударами судьбы
Иль стоит оказать сопротивленье.
(У. Шекспир.)
На доске заранее развешаны понятия: удача, счастье, фортуна, предопределение, провидение, судьба, фатализм, случайность.
Написана тема урока и эпиграф.
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня у нас очень необычный день– мы уже второй раз встречаемся с вами в этом кабинете, хотя должны были о литературе говорить всего 40 минут.
– Вам не кажется это странным? (Ответы учащихся)
– А как вы думаете, почему так произошло? (Ответы)
– А может быть это судьба? Кстати, вы верите в судьбу? (Ответы)
– Вот сегодня мы как раз и поговорим об этом очень неоднозначном понятии, попытаемся выяснить ваши позиции, связав их с философским разделом “диалектика” и еще раз поучимся отстаивать свою точку зрения, а урок наш называется “Pet aspera ad Astra” (пер. с лат. – Через тернии к звездам”, эпиграфом к которому послужат слова Гамлета из одноименного произведения У.Шекспира. (Зачитывается эпиграф).
– Слова эпиграфа вас не натолкнули случайно на другие произведения художественной литературы, связанные с этой же проблемой? (М.Ю. Лермонтов. “Фаталист”)
– Что это за фаталист? Кто это? Какого человека называют фаталистом? (Ответы учащихся)
Проверим по толковому словарю.
– Тогда о чем же спорят герои повести? На чем основан их спор?
(На столкновении двух точек зрения на судьбу: христианской, когда от человека ничего не зависит, все предопределено заранее и противоположной – человек сам создает себе судьбу.)
– Мы уже сказали так много слов, связанных с судьбой. Давайте же выберем более близкие и уберем лишнее. (С доски снимаются лишние понятия, не связанные с судьбой, с объяснением своей точки зрения и лексического значения слова.)
Итак, сегодня речь у нас пойдет о предопределении, случайности, судьбе, роке, фатальности, провидении, фортуне. А что им можно противопоставить? (Волю человека)
Как вы думаете, спор в начале главы может хоть как-то характеризовать человека, может быть раскрыть какую-то черту характера? (Ответы учащихся)
– Вы, изучая это произведение в 9 классе, обратили внимание на то, что критики называют роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – романом, раскрывающим “диалектику души человеческой”? А задумывались ли вы или, может быть, знаете, что значит понятие диалектика? (Ответы учащихся)
Диалектика, (греч. dialegomai– веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теории и методов познания явлений действительности в их развитии, самодвижении.
– Как это связанно с нашим текстом?...
У диалектики есть свои законы:
1) единства и борьбы противоположностей;
2) переход количественных изменений в качественные и обратно;
3) закон отрицания, категории которого мы сегодня рассмотрим более подробно.
Конечно, если рассмотреть любое явление, то можно его соотнести с несколькими категориями, раскрывающими эту связь причины и следствия, возможности и действительности, но нас сегодня будет волновать все же категории необходимости и случайности, которые более тесно связаны с кругом наших терминов. (Понятий)
Исходя из этих категории любое явление одновременно есть и случайность, и необходимость, а пересечение двух необходимостей порождает случайность, вытекающую из внешних свойств, в то время как внутренние (главные) свойства, т. е. причины являются рождением необходимости.
Давайте посмотрим фрагмент видеозаписи спора Вулича и Печерина и разберемся на конкретном примере с этой категорией.
(Просмотр видеозаписи).
– Кто же принимает участие в споре? (Печерин и Вулич).
– А если рассмотреть более конкретно, то ....... (Вулич и судьба)
– Кто в этом споре является действующими “лицами”? (Вулич, пистолет)
– Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора ? (Учащиеся приходят к выводу, что Вуличу необходимо было удостовериться: есть ли все-таки предопределение, или нет ?. Здесь он бросает вызов судьбе, который, возможно, только сейчас ему представился, да еще и, и может быть, чтобы доказать и подсказать другим, результат эксперимента).
Так ..., причины Вулича мы рассмотрелиим... а пистолет... Были “у него” какие-нибудь внутренние причины осечься в самый “нужный” момент?
(Учащиеся цитируют слова Максима Максимовича о том, что “ ... эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем.”), т.е. это внешние, механические свойства, т.е. случайность.
– Так что же это было – судьба ?, рок? или что-то другое?
У нас в повести есть еще случай когда герой спорит с судьбой. Это...
– Вулич и пьяный казак.
– Казак и Печерин.
Учащиеся делятся на три группы, две из которых разбирают примеры из текста с точки зрения категории диалектики, а третья группа подбирает случаи из жизни.
Поработав в группах, учащиеся приходят к выводу, что в первом случае (Вулич и казак) это была случайность, но рожденная необходимостями, исходя из которых смерть Вулича – единственный выход, т. е. как бы даже закономерно, что это произошло, т. к. Вулич был расслаблен, горд и не осознавал, что он один, ночью, в темном месте спрашивает что-то у незнакомого человека, а казак был пьян и просто испытывал потребность “натворить”, т. к. его же близкие знакомые подтверждают это: “как напьется чихиря, так и пошел крошить все, что попадется”, т. е. это его внутренняя потребность.
Во втором случае (Печерин и казак) учащиеся приходят к выводу, что итог должен был получиться именно таким, т. к. Печерин очень точно проанализировал ситуацию, предпринял кое какие действия и лишь потом полез в окно, а казак, лежа на полу, тоже имел свою необходимость.
– Таким образом, мы приходим к выводу, какому ? Кто-нибудь уже пришел к нему ? Что еще все-таки у нас утверждает М. Ю. Лермонтов своим произведением и повестью “Фаталист” в частности ?
(Вывод учащихся: наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас она зависит. Рассудок и желание видеть что-то в будущем– вот основные категории так называемой “судьбы”).
Работа с третьей группой.
– А какую “судьбу” вы себе хотите ?
Создайте себе рекламу: “Я через 30 лет”
– От чего она будет зависеть ?
– Что необходимо для этого сделать ? И кто это будет делать ? судьба, Бог или ......
Ваше домашнее задание будет как раз связано с вами.
Дело в том, что каждого из нас есть такие черты характера, которые нужно совершенствовать, улучшать, а есть такие, которых нет, но очень бы хотелось, чтобы были. Поэтому вы дома составите план работы над своим “образом – Я”, чтобы добиться той судьбы, о которой вы мечтаете. В него войдут три столбца.
Самовоспитание | Самосовершенствование | Самостроительство |
– Тогда как же мы поймем теперь название нашего урока ? (Ответы учащихся)
– Мы хотим достичь этих звезд?
– Мы будем стремиться?
– Мы будем сами “строить” свою “судьбу”?
– Что нужно для этого сейчас?
– Молодцы, я действительно верю, я надеюсь, что с сегодняшнего дня слова В.Соловьева станут для вас еще ближе и понятней: “Источник всех действий человека есть его воля”.
Вам понравилось на уроке ? Изобразите свое эмоциональное состояние на мордашках, лежащих на парте, чтобы у нас все же была оконченная часть тела, которую используют, начиная с сегодняшнего дня, мы будем строить свою судьбу.
Благодарю всех за работу на уроке.
Выставление оценок.