Урок литературы в 9-м классе на тему "Талант как божественный дар в повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с повестью Н.В.Гоголя «Портрет», выяснить, каким, должен быть истинный художник;
  2. Развивающие: развить навыки анализа художественного произведения, навыки размышления над прочитанным текстом;
  3. Воспитательные: привить любовь к русской литературе и искусству, научить учащихся сопереживать героям произведения, сформировать правильную точку зрения на искусство, на роль художника в искусстве.

ЭПИГРАФ: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»

ОФОРМЛЕНИЕ: Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», иллюстрации Кукрыниксов, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА:

- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучение « Петербургских повестей» Н.В.Гоголя. Трагическое неустройство жизни – главная тема в этом сборнике. Через многие повести Гоголя проходит мысль о растлевающей власти денег. Все решают в этом мире деньги. «Наш век давно уже приобрел скучную физиономию банкира», - замечает Гоголь в повести «Портрет». Сегодня, при изучении этой повести, мы увидим, что жажда денег вторгается даже в душу хороших, талантливых людей и безжалостно уродует сознание и душу, калечит талант и губит искусство. Какая тема звучит в повести? (Тема назначения искусства и трагической судьбы художника).

- Какие пути были заготовлены художникам того времени? (У художников был выбор: стать модным художником и иметь деньги или работать в нищете, развивая свой талант).

- Схематично мы сможем изобразить это так:

Слайд №1

- Давайте рассмотрим жизнь художника Чарткова в первой части повести. Каким он предстает перед нами вначале? («Предан своему делу»)

- Что же заставило его измениться? (Бедность. Он покупает портрет в лавочке на Щукином дворе и счастливым образом находит деньги).

- Какую роль играет сон Чарткова? (Сон становиться явью и выдает сокровенные мысли Чарткова: жажду стать богатым).

- Как меняются отношения Чарткова к своей работе после того, как у него появились деньги. (Он уже рисует заученными жестами, ему становится скучно, «кисть его тупеет»).

- Какие изменения происходят в его внешнем виде? (Он пошел к портному, оделся с головы до ног, «нечаянно купил лорнет, бездну галстуков», обедал, бросая гордые взгляды на других и поправляя завитые локоны).

- Как характеризует Чаркова встреча с профессором? (Он делает вид, что не замечает профессора, стал высокомерным, гордым и заносчивым).

- Найдите в тексте повести фрагменты, где изображена борьба святости и дьявольского наваждения? (« Теперь я обеспечен … на три года, могу запереться в комнате, работать. На краски теперь у меня есть, на обед, на чай … мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю отличный манкен, закажу гипсовый торсик … И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником»… «но изнутри раздавался другой голос, слышнее и громче. И как глянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем 22 года и горячая юность. Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки…»)

- Что же перевесило чашу весов? («Желание жить богато»).

- Как вы думаете, нравственный путь выбирает Чартков или бездуховный? («Он выбирает бездуховный путь»).

- Проследим ступени нравственного падения Чарткова. (Ученики комментируют)

Слайд №2

- Как Гоголь относится к перерождению своего героя? (Чартков очень сильно стремится войти в круг высшего общества, иметь деньги, славу. Автор осуждает его, показывает его духовное оскудение).

- Было ли заложено в характере Чарткова духовное падение? (Да, профессор замечал в нем задатки модного художника, краски иногда яркие были, «рисунок не строг или слаб, линия не видна», профессор предостерегал его, говоря, что « на этом талант губится, а не развертывается»).

- Проследите этапы жизни Чарткова, когда духовная смерть приводит к физической. Пытается ли изменить свою жизнь? (Когда он видит прекрасную картину прежнего товарища, то приходит домой, запирается, рисует, но рука уже отвыкла, и у него уже ничего не получается).

- В первоначальной версии повести фамилия героя была Черков. Почему Гоголь изменил фамилию? (Черткав - говорящая фамилия. Слово «черт» очень часто повторяется в повести. Это говорило бы о фантастической, роковой судьбе героя, а так, изменив фамилию, Гоголь приближает героя к реальным людям, ведь с каждым художником может случиться такое).

- Вторая редакция отличается от первой тем, что в ней ослаблен фантастический элемент, грехопадение героя объясняется не роковыми силами, а особенностями душевного склада, жизненных обстоятельств. Почему появляется имя и отчество героя -Андрей Петрович? (Чартков становится уже известным художником, к нему прислушиваются, его боятся, он стал резок в суждениях, изменился внешне, поэтому и Гоголь, введя его имя и отчество, придает ему тот вес, который был характерен для него именно в этот период времени).

- Обратимся к кульминации первой части. Какие чувства испытывает Чартков, видя картину товарища прежних лет? («Речь умерла в его устах, слезы рыдания вырвались в ответ. Им овладел ужас и зависть до бешенства).

- Взгляните на иллюстрацию Кукрыниксов. Какая иллюстрация соответствует кульминации первой части повести? (…)

- Что вы можете сказать о товарище Чарткова? (Автор использует антитезу. У него была страсть к искусству, он оторвался от всех дел и уехал в Рим, много работал, посещал галереи и творит произведение, от которого у всех чуть не выступают слезы от восторга).

- Есть предположение, что новая картина талантливого художника – это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Посмотрите на репродукцию картины и прочитайте отрывок из повести Гоголя, где есть описание этой картины. Можно ли предположить, что это именно та картина, которую описывает Гоголь? (Да, описание подходит).

- Этапы жизни прежнего товарища – талантливого художника - можно изобразить как лестница вверх.

Слайд № 3

- Сравните жизнь этих двух художников. Один духовно развивается, другой деградирует. Мы видим, как Чартков ради денег предал себя, свое дарование, свой талант, тем самым обрекая себя на духовную смерть. Обратимся ко второй части повести, где говорится об истории создания портрета. Как вы думаете, почему нарушен порядок реального времени? Не лучше ли сначала прочитать о ростовщике, а потом о Чарткове? (Тогда исчезнет таинственность, фантастичность повести. А так с первых страниц звучит что-то роковое, ужасное. Гоголь заинтриговывает читателя, держит его в напряжении на протяжении всей повести).

- Как построено произведение, что вы можете сказать о композиции? Сравните две части. ( Антитеза).

- Что вы можете сказать о портрете? Почему ростовщик заказывает портрет у художника, и почему тот соглашается его писать? (Художник должен был на картине поместить духа тьмы, ему хотелось в лице его показать «все тяжелое, гнетущее человека». Ему пришла мысль о ростовщике,  который через несколько дней сам явился для того, чтобы художник писал с него портрет, т. к. он не хотел умереть «совершенно», а жить в портрете).

- Какие несчастья принес портрет ростовщика художнику , и как он очистил свою душу от «скверны»? (У него погибли жены, дочь и сын, он начал завидовать своему ученику. Очистил он свою душу уходом в монастырь, многолетнем постом, молитвами).

- Почему художник решился писать именно «Рождение Иисуса Христа»? ( Строгостью жизни, соблюдением всех монастырских правил художник удивил всех. Хотя настоятель монастыря и просил его написать картину, тот сначала решил очистить душу, только потом взялся за кисть. Он хотел убедиться, что Бог простил его, поэтому он вибирает ту картину, которая созвучна его душе.).

- В период создания повести Гоголь увлекался картинами К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова «Явление Христа народу». Это увлечение отразилось в создании высокого творения главного образа художника-монаха. Черты художника А. Иванова указывают в образе художника, жившего в Италии и приславшего в Петербург свое гениальное творение и в образе старика-художника, равнодушного к жизненным благам. Судьба самого художника отразилась во второй части повести.

- Чем поразила эта картина окружающих, найдите ключевые слова? (Учащиеся зачитывают отрывок: «Это было точно, чудо кисти …»)

- Как можно озаглавить первую и вторую части повести? (Первая часть: «Гибель художника», вторая часть: «Возрождение»).

- Почему у первого художника талант гибнет, а у второго- расцветает? (Талант Чарткова гибнет, т. к. не связывает свою жизнь с Богом, не молится, а отец художника Б. – 12 лет истязает себя постом, молитвами, обращениями к Богу. У него жизнь отняла все, он понял свою ошибку и пришел к Богу. А Чартков, погибнув сам, губит и другие шедевры мирового искусства).

- Посмотрите на слайд № 4. Что в нем отражено? (Сначала духовное падение героя, потом нравственное возрождение)

- Что связывает этих двух художников из первой и второй части повести? (Общая тема: творчество, один центр – портрет ростовщика).

- Что необычного, странного, фантастического было в портрете? ( Портрет странен, лицо, наряд, демонические глаза. Портрет как будто «глядел» на окружающих).

- Как влияют на окружающих ростовщик и портрет? (Они приносят несчастья окружающим. – Учащиеся приводят примеры из текста).

- Что олицетворяет портрет? (Зло, при его описании часто используются слова «демон» и «дьявол»)

-Могут ли противостоять люди его силам? (Чартков не в силах сопротивляться портрету, а сильные духом могут. Так художник-монах находит в себе силы избавиться от портрета)

-Случайно ли в повести так много имен великих художников, писателей, поэтов:Леонардо да Винчи, Рафаэль, Титиан, Микеланджело, Д.Байрон и другие? (Гоголь хотел сказать , что великих людей намного больше, чем тех, которые любят золото. Это великие люди-творцы, создатели, свободные в своем творчестве, и их роль в тексте :показать , что искусство должно служить людям, должно возвышать их и действовать на них как созидание, а не как разрушение. Под воздействием настоящего искусства мы становимся добрее, лучше, чище)

-В произведении затронута и религиозная тема, Гоголь был глубоко верующим человеком. Как вы понимаете его слова?

Слайд №5

«Верить только , что Бог есть, еще недостаточно:и бесы веруют;должно веру оправдывать делами, такой веры требует от нас Христос».

Н.В.Гоголь.

(Можно согласиться со словами Гоголя, т. к. и Чартков верит в Бога, но он делает это машинально, когда в третий раз видит продолжение сна о ростовщике, он крестится. Верить в Бога и делать зло одновременно нельзя. Нужно на деле показать, что человек способен к труду, к работе трудной и упорной. Нужно идти к своей цели, несмотря ни на что, а Чартков выбирает легкий путь наживы и губит свой талант)

-Как соотносятся слова Гоголя о Боге и эпиграф к нашему уроку-слова отца художника Б. ? (Талант-Божественный дар, и если он дан свыше, надо нести свою миссию на земле:»красотой спасти мир»-честно, не отвлекаясь на суету и мелочи жизни. Талант есть не у всех, а если он есть изначально, от Бога, как у Чарткова, то и душа этого человека должна быть чистой. К сожалению, Чартков не прошел испытания бедностью, в отличие от отца художника Б. , который нашел в себе силы отказаться от портрета и очистить свою душу. Слова его сыну-это своего рода наказ, каким должен быть художник).

-Наказ отца сыну по стилистике очень похож на Нагорную проповедь Иисуса Христа. Отец здесь выступает как резонер-это мысли самого Гоголя. Найдите и прочитайте в тексте наказ отца к сыну. (Один ученик читает вслух)

-Так в чем же заключается предназначение искусства и какова роль художника-творца? Как в этом эпизоде отразились мысли писателя об ответственности художника за нравственный смысл своих творений, о приоритете нравственности над талантом? («Талант есть драгоценнейший дар Бога-не погуби его…»На примере двух художников мы видим, как один смог стать великим художником и подарить людям свою великолепную картину, глядя на которую, хотелось плакать, а другой погубил свой дар. Один выбрал нравственный путь и , очистившись молитвами и постом от скверны, возвысился даже над своим талантом, а другой выбрал неверный путь в жизни и , не стремясь к Богу, погубил свой талант)

-Как вы думаете , что бы произошло в жизни с Чартковым, если бы он не купил портрет в Щукином дворе? (Он мог стать талантливым художником, как и его товарищ).

-Почему в финале повести таинственный портрет исчезает? (Гоголь хочет сказать, что Зло, которое олицетворяет портрет, существует на земле, оно всегда противостоит Добру. И человек в любых ситуациях должен всячески противостоять злу. Открытым финалом Гоголь призывает нас задуматься над произошедшим и начать работать над собой уже сейчас,  никогда не совершать поступков, о которых можно пожалеть в будущем)

-Можно ли утверждать, что портрет странствует по свету, причиняя зло людям? (Несомненно)

Слайд №6

-Как противостоять злу в мире? (Нужно всегда воспитывать себя и выбирать нравственный путь в жизни, не поддаваясь искушениям «дьявола»)

-Кто виноват в гибели Чарткова? (Он сам, у него был выбор, но он пошел не той дорогой, не выбрав тяжелую работу истинного художника творца)

-Как вы понимаете смысл названия повести? (Можно понять по-разному. Это и портрет ростовщика, приносящий зло людям, это и портреты, созданные Чартковым, и , может быть, лицо Чарткова - то, что с ним стало. Портрет-повесть о погубленном таланте художника, это неодушевленная вещь, но сильно влияет на судьбы художников)

-Кто из героев повести является истинным художником? (Товарищ Чарткова и отец художника Б. , т. к. их произведениями люди восхищаюся)

-В чем, по Гоголю, заключается великая сила художника, его предназначение? (Сила художника в том, что он создает искусство, пропуская окружающую действительность через себя, через свою душу. Гоголь верил, что «красота спасет мир». У Чарткова не хватило сил, ведь служение искусству требует от художника нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за свой талант. У художника-монаха на картине «сквозит невидимо прекрасная душа создателя», у Чарткова этого нет)

-Что же погубило Чарткова? Какую роль выполняет в повести гоголевский Петербург? (Чарткова погубила не только страсть к наживе, но и капиталистический строй города, который таил в себе еще большую угрозу человечеству. Он не смог противостоять пошлой аристократической среде, влияние которой неотвратимо вело к превращению искусства Чарткова в бездушное ремесло. У Чарткова не хватило сил, чтобы сопротивляться этому влиянию, и он был вынужден сдаться).

-В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой нравственный урок преподает читателям Н.В.Гоголь? (Каждый человек ответственен за свои дела на земле. Человек должен работать над собой всегда и в любых ситуациях противостоять злу, тому, что противоречит природным, душевным качествам человека, иначе может произойти непоправимое, как с Чартковым).

-Повесть «Портрет»-своего рода ключ к эстетическим и духовным исканиям Гоголя. В повести «Портрет» отразились сокровенные мысли писателя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана , по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять соблазнам, в труде и вере. Понять смысл повести помогает мастерство писателя:его живые картины Петербурга, изображение борьбы добра и зла в душе человека, использование фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях человечества.

-Домашнее задание:

1) Повесть «Портрет» в оценке В.Г.Белинского

2) Письменный ответ на вопрос:» В чем заключаются гибель и спасение таланта художника? »

3) Сопоставить повесть «Портрет» с произведениями:

  1. Бальзак «Гобсек»,
  2. О.Уальд «Портрет Дориана Грея»,
  3. А.С.Пушкин «Пиковая дама». В чем сходства и различия этих произведений с повестью Н.В.Гоголя «Портрет».