Урок литературы в 9-м классе по теме "К жизни, полной высокого смысла…"

Разделы: Литература


Untitled Document

Человек должен быть всегда радостным.
Если радость кончается, ищи, в чем ошибался.
Л.Н.Толстой

Цель урока:

изучить рассказ А.П.Чехова "Студент", отработать умение составлять план творческой работы (сочинения) по образовательной технологии метода проектов.

Задачи урока:

  1. Формировать умение самостоятельно работать с текстом произведения, критической литературой, Библией.
  2. Формировать умение обобщать результаты работы, делать выводы.
  3. Развивать аналитическое мышление, монологическую речь учащихся.
  4. Развивать ассоциативно-понятийный аппарат учащихся.
  5. Прививать навыки работы и делового общения в группах.

Методы:

метод проектов (типы: информационные, исследовательские, ролевые, творческие), обучение в сотрудничестве.

Средства обучения:

ксерокопии текста рассказа А.П.Чехова "Студент", отрывок из Евангелия от Иоанна, критическая литература, словари.

План урока (материал рассчитан на 2 часа)

  1. Актуализация знаний учащихся. Обращение к эпиграфу урока.Постановка целей урока.
  2. Работа с текстом рассказа А.П.Чехова "Студент".
    а) Чтение отрывка произведения (до слов "Теперь студент думал о Василисе…").
    б) Формулирование вопросов к тексту.
    в) Распределение учащихся по группам в зависимости от выбранной проблемы.
    г) Отчет групп о проделанной работе.
    д) Чтение финала рассказа и его обсуждение.
  3. Объяснение домашнего задания.
  4. Проектная деятельность учащихся (составление плана к сочинению - отзыву).

Ход урока

1) Актуализация знаний учащихся. Обращение к эпиграфу урока. Постановка целей урока.

На первом этапе урока обращаемся к жизненному опыту учащихся для осмысления слов Л.Н.Толстого, выбранных в качестве эпиграфа к уроку.

Во-первых, предлагаем учащимся ответить на следующие вопросы:

  • Как вы понимаете значение слова "радость"?
  • В какой жизненной ситуации вы испытывали это чувство?
  • Приходилось ли вам ошибаться в жизни?
  • С чем были связаны ошибки в вашей жизни?
  • Как вы понимаете смысл слов Л.Н.Толстого?

Во-вторых, просим учащихся, исходя из эпиграфа, сделать предположение, что будем обсуждать на уроке.
Читательский опыт подсказывает учащимся, что испытывать чувство радости и совершать ошибки в жизни могут не только обычные люди, но и литературные герои. В связи с этим правомерен вопрос: "Кто из литературных героев совершает жизненные ошибки и в чем они заключаются?" Учащиеся называют Евгения Онегина, Печорина, господина НН из повести И.С.Тургенева "Ася".

В-третьих, формулируем цель урока: прочитать и осмыслить рассказ А.П.Чехова "Студент", подготовить проект творческой работы (план отзыва). Обращаем внимание учащихся на то, что они могут написать отзыв в традиционной форме или в форме письма к другу.

2) Работа с текстом рассказа А.П.Чехова "Студент"

а) Подготовка выразительного чтения отрывка из рассказа до слов "Теперь студент думал о Василисе…"
б) Формулирование вопросов к тексту.

На этом этапе урока предлагаем учащимся самостоятельно сформулировать вопросы, которые помогут проанализировать рассказ, выявить читательское восприятие текста. Приводим примерные вопросы, подготовленные учащимися:

  • Почему рассказ называется "Студент"?
  • Когда и где происходит действие рассказа?
  • Какова роль пейзажа в тексте?
  • Почему Ивана Великопольского, бредущего с тяги, охватывает мрачное настроение?
  • Почему герой, увидев костер на вдовьих огородах, подходит к нему?
  • Почему легенду об апостоле Петре герой рассказывает Василисе и Лукерье?
  • Что вызвало слезы Василисы?
  • Над чем заставляет задуматься произведение А.П.Чехова?

в) Выбираем совместно с учениками наиболее значимые вопросы и выделяем следующие направления работы:
- осмысление названия рассказа и сбор информации о главном герое;
- художественная организация текста;
- исследование библейского сюжета;
- анализ эпизода "Встреча с вдовами".
Предлагаем учащимся разделиться на группы.
Ученики под руководством учителя определяют методы работы своей группы, отбирают источники для исследования (вся необходимая литература: словари, критическая литература, Библия - предоставляется учащимся ). Учитель может в зависимости от уровня подготовленности класса нацелить учащихся на ключевые моменты при рассмотрении выбранной ими проблемы.

Вопросы и задания для учащихся первой группы:

  • Какие ассоциации вызывает слово "студент"?
  • Дайте толкование слова "студент".
  • Обратитесь к истории создания текста. Почему автор изменил название рассказа?
  • Что мы узнаем о герое из текста? Какими средствами А.П.Чехов создает образ Ивана Великопольского?
  • Почему рассказ назван "Студент"?

Комментарий для учителя.

Рассказ "Студент" был написан Чеховым в Ялте в 1894 году. По свидетельству близких, он стал самым любимым произведением писателя. Первоначальное название "Вечером" указывает лишь на время действия, поэтому Чехов изменил его. Это позволило писателю выйти на философское осмысление произведения: студент духовной семинарии проходит тернистый путь познания себя и своего места в жизни. Предельно обобщенный образ героя наводит на мысль, что на месте Ивана Великопольского может оказаться любой человек.

Вопросы и задания для учащихся второй группы:

  • В чем состоит особенность временной организации повествования?
  • Найдите пространственные ориентиры рассказа и определите их художественную значимость.
  • Почему А.П.Чехов начинает повествование с пейзажной зарисовки?
  • Как изображается природа? Для ответа на вопрос выделите изобразительно-выразительные средства.

Комментарий для учителя.

В тексте дается прямое указание на время ("когда стемнело", страстная пятница) и ограниченное пространство ("шел все время заливным лугом по тропинке", "на вдовьих огородах около реки"). Герой рассказа возвращается с тяги (охоты) домой, испытывая чувства отчуждения по отношению к своим близким и одиночества. Пейзаж помогает передать душевное состояние Ивана Великопольского и создать особый эмоциональный фон, на котором разворачиваются события. Этому способствует использование эпитетов ("тихая погода", "пронизывающий ветер", "ледяные иглы", "холодная мгла", "дырявые соломенные крыши"), олицетворений ("запахло зимой", "природе жутко"), метафор ("стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо", "разгорелось от ветра лицо"). Именно чувство одиночества приводит чеховского героя (студента духовной академии) к мысли о бессмысленности жизни вообще: "И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше". Но именно связь прошлого с настоящим поможет герою обрести смысл жизни.

Вопросы и задания для учащихся третьей группы:

  • Прочитайте отрывок из Евангелия о предательстве апостола Петра.
  • Дайте толкование слов "Библия", "апостол", "пасха".
  • Почему именно эту легенду вспоминает Иван Великопольский?
  • Каким вы увидели Петра в евангельском сюжете?
  • Какова художественная функция воспоминаний героя?

Комментарий для учителя.

Размышляя о бессмысленности своего существования, Иван Великопольский выходит к костру, возле которого греются две вдовы, мать и дочь. Студент рассказывает Василисе и Лукерье евангельскую легенду о предательстве Петра. Ее Иван Великопольский, вероятно, вспоминает не только потому, что дело происходит накануне пасхи, но и потому, что история о Петре и его предательстве иллюстрирует мрачные мысли студента о схожести настоящего с прошлым. Близость эта заключается даже не в том, что Петр когда-то тоже коротал время у огня ("Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр…", "…около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь"), а в том, что и Петр чувствовал себя одиноким среди людей ("Все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него…"). Именно это, по мнению студента и подтолкнуло любимого ученика Иисуса Христа предать своего учителя ("…он смутился и сказал: "Я не знаю его"). Введение в сюжет евангельской легенды способствует философскому осмыслению текста.

Вопросы и задания для учащихся четвертой группы:

  • Прочитайте описание Василисы и Лукерье. На что обращает внимание писатель в их внешнем облике.
  • Когда читатель перестает замечать различие в героинях? Почему это происходит?
  • Расскажите от лица одной из героинь о встрече с Иваном Великопольским. Постарайтесь передать чувства, охватившие женщин.
  • Какими штрихами показывает Чехов перемены в настроении Василисы и Лукерьи после рассказа Ивана Великопольского?
  • Каков символический смысл костра на вдовьих огородах?
  • Определите роль данного эпизода в тексте.

Комментарий для учителя.

"Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке… женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом в няньках… с лица ее все время не сходила мягкая, степенная улыбка". "…ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом…деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой". Вот еще две одинокие, никому не нужные женщины, но у них есть самое главное достоинство: вера в Бога. Слезы Василисы вызваны тем, что ей и ее дочери близко то, что пережил Петр ("…Петр ей близок и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра"). Они тоже переживали ужасные мучения и, наверное, считали, что Бог не помнит о них, раз позволяет, чтобы с ними происходили такие беды. Чехову важно, что несмотря на все жизненные испытания, эти женщины сумели сохранить свою веру. Пламя костра согревает не только героинь, но и Ивана Великопольского, который, благодаря этой встрече, обретает надежду на счастье и начинает понимать, что все беды и несчастья преодолимы ("…и чувство молодости, здоровья, силы… и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла").

г) Отчет групп о проделанной работе (во время выступления групп учащиеся в произвольном форме собирают материал для написания отзыва).
д) Чтение финала рассказа и его обсуждение.

Перед чтением финала рассказа задаем вопросы: "Какие чувства испытывает герой после встречи с вдовами? О чем он размышляет?"
Эти вопросы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся: отвечая на них, ученики приходят к выводу, что анализируемый текст лишь отрывок рассказа А.П.Чехова.

Предлагаем прочитать финал рассказа и ответить на вопросы:

  • Что вдруг "открылось" студенту в реакции женщин?
  • Как изменяется настроение героя рассказа? С чем это связано?
  • Почему слова Л.Н.Толстого выбраны в качестве эпиграфа к уроку?

Обращение к эпиграфу после прочтения и осмысления текста позволяет учащимся понять авторскую идею духовной общности людей разных поколений, идею ценности и значимости жизни во все времена.

3) Объяснение домашнего задания

Предлагаем учащимся написать отзыв о рассказе А.П.Чехова "Студент" либо в традиционной форме, либо в форме письма к другу (жанровые особенности отзыва учащимся известны из курса литературы 5 класса).

4) Проектная деятельность учащихся (предлагается задание составить план к отзыву, учащиеся работают самостоятельно с последующим представлением работ).

Приводим примерные планы, составленные учащимися.

План 1.
I. Вступление.
1. Как называется рассказ?
2. Кто автор рассказа?
3. Когда рассказ был написан?
4. Чем для меня интересен этот рассказ?
II. Основная часть.
1. Какова тема и идея данного рассказа?
2. Когда происходят основные события?
3. Где происходят события?
4. Кто главный герой рассказа?
5. Каков его характер?
6. Каково мое отношение к герою?
7. Присутствуют ли в рассказе второстепенные персонажи? Какова их роль в тексте?
8. Какова роль евангельского сюжета в структуре повествования?
9. В чем смысл названия рассказа?

III. Заключение.
1. Актуальны ли проблемы, поднимаемые Чеховым в рассказе? Посоветуете ли вы другу прочитать этот рассказ?
2. Каково место рассказа в художественном мире автора?

План 2.
1. Обращение к адресату (другу).
2. Объяснение причин, побудивших написать письмо.
3. Описание чувств, вызванных чтением рассказа Чехова "Студент".
4. Из истории названия рассказа.
5. Студент Иван Великопольский - главный герой рассказа.
6. Созвучие пейзажных зарисовок с переживаниями героя.
7. Судьбоносная встреча у костра с Василисой и Лукерьей.
8. Связь прошлого с настоящим посредством легенды о Петре.
9. Совет другу прочитать рассказ.
10. Предложение обсудить вопросы, возникающие при чтении.
11. Прощание с адресатом.

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2001 - 272с.
  2. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А.Г.Кутузова - М.: Дрофа, 2000 - 144с.
  3. Лекманов О. Чехов: тема и вариации // Литература. - 2000. - №44. - С.4