Цели урока:
- Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта, чтение стихов, определить характер лирического героя.
- Развивать навыки работы с лирическими произведениями, видеть, чувствовать и понимать лирического героя.
- Воспитывать интерес к творчеству поэта, формировать гуманистическое мировоззрение учащихся.
Оформление доски:
- Слова В.Г.Белинского.
- Презентация “ Портрет М.Ю.Лермонтова”.
Ход урока
Завязка урока. Учитель читает слова В.Г.Белинского : “…что ж еще сделал бы ? Какие поэтические тайны унес с собою в могилу? Кто разгадает их ?... содержание , добытое со дна глубочайшей и могущественной натуры, исполинский взмах , демонический полет – с небом гордая вражда – все это лишилось в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина”
Задача урока: через портрет Лермонтова и чтение стихов раскрыть богатство внутреннего мира лирического героя . Знакомство начинается с портрета Лермонтова в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка работы художника Будкина в 1834 г., выполненный по заказу Е.А.Арсеньевой сразу по производству внука в корнеты. (Приложение 2, слайд 1)
(Слайд 2) Портреты художников П.Е.Заболотского, А.И.Клюндера, автопортрет. (Портреты одного человека , но разные , действительно, многие художники хотели написать портрет поэта и уловить выражение его глаз , их глубину , но не всем удалось, не перед каждым он был откровенен.)
Поэтому и мнение о М.Ю.Лермонтове было разным. (Приложение 2, слайды 3, 4, 5)
Кто же может рассказать правду о нем? (Приложение 2, слайд 6)
Проблемный вопрос Кто? (Конечно, сам поэт своим творчеством , своими стихами.)
Слово учителя. М.Ю.Лермонтов вошел в поэзию стремительно , мощно , не было ,пожалуй ,ни одного поэта , который бы вошел в мир поэзии с такими зрелыми стихами . Первые стихи и поэмы “Корсар” и “Кавказский пленник” написаны в 14 лет. Особое чувство у Лермонтова было к А.С.Пушкину, он хотел и не смог решиться показать стихотворение “Бородино” , хотелось не только поделиться своими замыслами , но и рассказать о своей жизни , но оробел, , просто прошел мимо . Второго раза не было , была дуэль. (Приложение 2, слайд 7, 1837 год )
Монолог ученика. “Что я наделал , пропустил единственный случай высказать ему преданность , признательность, любовь. А теперь ? Я стоял в толпе , не открывая глаз от окон пушкинской квартиры. Через несколько минут на крыльцо вышел человек в черном сюртуке, с бледным лицом . – В два часа сорок минут пополудни…. Под глазами стало влажно , то ли от слез , то ли от хлопьев растаявшего снега. Я вдруг увидел , как много в толпе обнаженных голов, как неподвижна и безмолвна улица. Я почувствовал , что сейчас вот-вот закричу,. не надевая шапки вышел из толпы . Кто-то сказал : “Отомстить за Пушкина надо!”
Лермонтов вернулся домой, закрылся в комнате, долго не выходил, друзья терпеливо ждали, (слайд 7)
а) портрет поэта через некоторое время вошел в гостиную , держа в руках несколько листов бумаги.. Ни с кем не здороваясь , не поднимая головы, подошел к столу и негромким , но очень внятным голосом сказал:
– Стихи на смерть поэта.
(Слайд 7)
б) Погиб поэт ….
9. Чтение стихотворения “На смерть поэта” (Приложение 2, слайд 7)
10. Стихи должна читать вся Россия ! Друзья переписывали стихи , через несколько дней их читали по всей России , они повторялись вместе с именем Лермонтова , а самого поэта на другой день ждал обыск и арест.
12. Итак , каким вы видите лирического героя?
Приложение 2, слайд 8
13. Чтение стихов
- “Родина”
- “Выхожу один я на дорогу”
- “Нет , не тебя так пылко я люблю..”
- “Пророк”
- “Листок”
- “Вечер после дождя”
“Ангел” стихотворение написано в 17 лет . Ангел – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток , отразивший в себе и родные Тарханы , и Кавказ , и звезды , и облака , и луну , плывущую по небу, но сам родник , сам источник вот он – стихотворение “Ангел”. Это постоянная любовь к матери , память о песнях , которые пела она ему.
15. Рефлексия (слайд 9). Каким же получился лирический герой М.Ю.Лермонтова?
– Кому мы верим больше ? Самому поэту!
16. Чтение слов В.Г.Белинского : “… что ж еще сделал бы ….
17. Чтение стихов, которые выбрали дома , обосновать выбор .
18 Домашнее задание: приготовить чтение наизусть (на выбор) , одного стихотворения подробный анализ (желательно с историей написания).