Пояснительная записка
В основе содержания и структуры программы Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 классы и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе “Об образовании”.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы (5 класс – жанры, 6 класс – роды и жанры, 7 класс – характер – герой – образ, 8 класс – литература и традиция, 9 класс – автор – образ – читатель, 10-11 классы – литературный процесс).
Произведение Шекспира “Ромео и Джульетта” по программе Кутузова изучается в 9 классе.
Жизнь великого английского драматурга полна тайн. Вряд ли найдется человек, никогда не слышащий это имя. Но самое важное научиться правильно понимать его бессмертные произведения. Творчество Шекспира сыграло огромную роль в мировой культуре последующих веков. Оно было переведено на множество языков, многие пьесы были экранизированы (“Гамлет”, “Король Лир” - режиссер Г.М. Козинцев), стали основой балетов (“Ромео и Джульетта” - музыка С.С. Прокофьева). Трагедия “Ромео и Джульетта” обрела долгую жизнь в искусстве и в окружающей действительности. Пока на свете есть прекрасное чувство – любовь, она вечна.
Поурочное планирование (изучение Шекспира в школе)
1. Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”. Основные темы и особенности построения английских сонетов. Сонеты Шекспира. Поэтическое мастерство. Переводы сонетов разными поэтами (2 ч.) – 8 класс
Содержание:
Теоретические понятия: английский тип сонета, композиционное решение темы: мысль - развитие – отрицание или сомнение – вывод;
Нравственный потенциал: богатство выражения чувств в сонетах Шекспира;
История литературы: Шекспир – исследование личности.
У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.) – 9 класс
Содержание:
Теоретические понятия: литературный конфликт, мотивы, проблемы, герои; трагедия как жанр;
Нравственный потенциал: любовь сильнее смерти; вражда родов, отношение отцов и детей;
История литературы: “Ромео и Джульетта” - источник вдохновения многих поколений музыкантов, художников, балетмейстеров.
ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.)
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, ИКТ.
Формы: сообщения учащихся, беседа, работа в группах, дискуссия, тест
Цель: Познакомить учащихся с трагедией У.Шекспира “Ромео и Джульетта”
Задачи:
- Рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира;
- Выявить влияние окружающих на главных героев;
- Развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал;
- Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Шекспира, воспитывать интерес к творчеству и личности;
- Воспитывать эстетические чувства через восприятие классической музыки, произведений искусства; умение общаться при работе в группах.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
- пртрет У. Шекспира (слайд №1);
- компьютер, слайды (Rower, Point, Excel);
- на уроке, как музыкальное сопровождение, можно использовать музыку из балета “Ромео и Джульетта”.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
- повторить тему: Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”; подготовиться к высказыванию по теме: особенности эпохи Возрождения; основные события и герои трагедии Шекспира; проследить по тексту изменения характеров главных героев;
- индивидуальные творческие сообщения учащихся
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент (эмоциональный настрой: музыка из балета
“Ромео и Джульетта”; запись эпиграфа).
Постановка учебной проблемы; ______________________5 минут
(определение темы, целей урока)
2. Основная часть. _____________________55 минут
а) Сбор данных:
- беседа по изученному ранее материалу; _____________5 минут
(схема “Периодизация творчества Шекспира);
Время Шекспира
- сообщение учащихся
- английский театр во времена Шекспира
- истоки жанра и сюжета трагедии; судьба пьесы ______8 минут
- беседа по вопросу: основные события и герои трагедии _________________6 минут
б) Выдвижение проблемы по теме урока. _________________3 минуты
в) Проверка гипотезы:
- самостоятельная работа в группах ________ _______________10 минут
МИНУТКА ОТДЫХА _________________3 минуты
дискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:
- образ Джульетты; вывод ________________________10 минут
- образ Ромео; вывод ________________________10 минут
3. Тест по теме __________________________12 минут
4. Итог урока. _____________________8 минут
Основной вывод по поставленной учебной проблеме.
Выставление оценок. Приложение “моя оценка”
5. Домашнее задание. _________________2 минуты
(сочинение-рассуждение: В чем актуальность трагедии)
Всего 80 минут
Литература
- У.Шекспир. Ромео и Джульетта. М.: Издательство АСТ, 2001 – 368с
- Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. М.: Дрофа, 2001 – 384с
- Михальская Н.П. Зарубежная литература. 8-9 класс. Литературное пособие. М.: Дрофа, 2005-317с
- Серегина Л.Н. Тематическое планирование по литературе 5-9 класс (по программе А.Г.Кутузова) Волгоград: Учитель, 2004-128с
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974-509с
ХОД УРОКА
ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении
1. Организационный момент
(Звучит музыка) Сегодняшний урок мы посвящаем трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” (появляется портрет Шекспира) Как вы думаете: какова тема нашего урока? Каковы наши цели?
Слайд №1
Запись темы, эпиграфа урока
Слайд №2
2. Основная часть.
- Беседа по материалам предыдущих уроков
Слайд №3
(схема “Периодизация творчества Шекспира) – опираясь на схему, раскрыть тему.
- Что вы можете рассказать о времени Шекспира? (рассказ учащихся, одновременное просматривание “Приложения”)
Сообщение учащихся (по ходу сообщения, в тетрадях учащиеся должны составить план ответа)
Английский театр во времена Шекспира
(проверка записи – слайд №4)
Истоки жанра и сюжета трагедии; судьба пьесы
(проверка записи – слайд №5)
- Беседа по вопросу: основные события и герои трагедии
- где происходят события трагедии? (итальянский город Верон, затем в Мантуе)
- время действия? (5 дней, от воскресенья до пятницы)
С этим связана стремительность действия, его напряженность.
- Что имеет, по замыслу автора, важное значение в пьесе? (роковая случайность, предопределенность судьбы героев: “Судьба играет мной”, - говорит Ромео (акт 3, сцена 1). “Душа моя полна предчувствий мрачных!” - это слова Джульетты (акт 3, сцена 5). И очень точно ожидающий героев конец предсказывает Лоренцо: “Таких страстей конец бывает страшен,/ И смерть их ждет в разгаре торжества” (акт 2, сцена 6). Слова, звучащие в прологе к трагедии, предрекающие неизбежную смерть героев: “Весь ход любви их, смерти обреченной”. И здесь же о судьбе героев говорится как о “судьбе ужасной”. Таким образом, мотив судьбы и рока звучит в трагедии “Ромео и Джульетта” с самого начала, предопределяя развязку событий.)
- Обратите внимание на акт 2 трагедии (Здесь снова речь заходит о том, что страсть ведет к могиле: “Былая страсть поглощена могилой – страсть новая ее наследства ждет…”)
- Почему, как вы думаете, в трех остальных актах трагедии прологов нет? (В них нет уже необходимости, исход событий определен)
- И, тем не менее, не судьба и не роковая страсть повинны в гибели Ромео и Джульетты. Что погубило их? (Их погубили существующие порядки, те моральные установки, которые были приняты в их среде, роковая вражда, причина которой давно забыта, представление о кровавой мести, память о которой еще жива.)
- И все же любовь торжествует. Как автор показывает, что любовь побеждает вражду? (Происходит примирение семей, Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки над могилами своих детей. Трагедия завершается утверждением силы любви, преобразующей жизнь и людей.)
- В свое время Данте завершил поэму словами о всепобеждающей силе любви: “Любовь, что движет солнце и светила”. Но свою поэму Данте назвал “Комедия”, потому что у нее счастливый конец. “Ромео и Джульетта” Шекспира – трагедия. Но трагизм “Ромео и Джульетты” лиричен, он пронизан поэзией юности и всепобеждающей силой любви. Лирическим трагизмом овеяны и заключительные слова пьесы:
Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Выдвижение проблемы по теме урока.
- Как вы думаете, в чем заключается основной конфликт трагедии?
(1: любовь выше всего, она всепобеждающа; но окружающие постоянно вмешиваются в их судьбу => тема судьбы, роковой случайности.
2: столкновение поколений (отношение отцов детей) – вечный конфликт, актуальный во все времена.
3: бессмысленная вражда родов.)
- Ваша задача, во время работы в группах, проследить как выдвинутые проблемы влияют на главных героев пьесы.
Слайд №6
Проверка гипотезы:
- самостоятельная работа в группах (деление на группы по половому признаку: 1 группа – мальчики, 2 группа – девочки)
- образ Джульетты Капулетти
- образ Ромео Монтекки
МИНУТКА ОТДЫХА
Ддискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:
- по образу Джульетты; вывод
Примерное содержание вывода:
Для Джульетты любовь – подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, она отвергла жестокие установки общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее выше условностей. Она не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Ей чужд практицизм, она не хочет слушать советы кормилицы. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью.
- по образу Ромео; вывод
Примерное содержание вывода:
Ромео вырастает в пьесе на наших глазах, последовательно походя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле это чисто “мозговое”, надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности, а вместе с тем большой внутренней простоты и искренности.
Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большой высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим.
3. Тест по теме
Использовать приложение “Тест”
4. Итог урока.
Слайд №7
Основной вывод по поставленной учебной проблеме.
Выставление оценок учащимся (приложение “Моя оценка”)
5. Домашнее задание.
Слайд №8
Слайд №9