[Приложение 1 слайд 1]
Цели урока:
- образовательные:
обзорное знакомство с творчеством поэтов начала ХIХ века К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, И.И. Козлова;
способствовать освоению новых форм информации;
организовать деятельность учащихся по выявлению романтического настроения в поэзии. - развивающие:
способствовать формированию у учащихся коммуникативной и исследовательской компетентности, создать условия для развития креативности на уроке и во время подготовки проектов;
использовать приемы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности. - воспитательные:
приобщить учащихся к нравственным ценностям;
способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.
Оборудование: проектор, экран, слайды с формулировкой темы урока, цели урока, слайды с литературной терминологией, слайды-страницы газет. Запись мелодии «Вечерний звон», слайды-таблицы для оценки проекта (монологическая речь).
Тип урока: урок-обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.
Форма организации учебной деятельности: защита проектов.
Методические приемы:
- работа в малых группах с выбранными проектами по теме урока;
- выразительное чтение наизусть произведений изучаемых поэтов.
Ход урока
I. Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока.
Учитель. ХIХ век принёс влияние романтизма. Романтизм - одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины ХIХвека. Романтизму свойственна исключительность героев, страстей и конкретность ситуаций, напряжённость сюжета, красочность описаний. [Приложение 1 слайд 2]
Это влияние отразилось во всех сферах искусства. Например, в музыку приходят сказочные, фантастические образы. Самым значительным представлением романтизма в русской музыке был Алексей Николаевич Верстовский. Лучшая его опера – «Аскольдова могила» – сочетала в себе реальные события из истории Руси с фантастическими эпизодами. А в живописи основоположником романтизма стал художник О.А.Кипренский.
И, наконец, литературу первой половины Х1Х века поистине можно назвать золотым веком русской литературы. Русская литература, озарённая гением А.Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского, Крылова, Грибоедова сделала гигантский шаг в мировую культуру.
Романтическая лирика занимает особое место в русской литературе, т.к. благодаря романтизму человек отразился в поэзии со всеми его особенностями.
Ребята, вспомним понятия «лирика» и «лирический герой». [Приложение 1 слайд 3]
Лирика – это род литературы, в котором выражается сложная духовная жизнь человека. Она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.
Лирический герой и его автор как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта.
Очень точно сказал об этом В.Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живёт человечество. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нём не только поэта, но и человека…»
Итак, лирическое слово обладает живительной силой воздействия. А.поэтому яркий факт биографии поэта исподволь становится и фактом его читателя. И сегодня на уроке будут представлены проектные работы от трёх групп по творчеству поэтов-романтиков.
– Ребята, фиксируем в тетради даты, основные темы творчества поэта и названия произведений. И, конечно, готовим вопросы по ходу представления газет. Я напоминаю, что вопросы могут быть заданы для уточнения в развитие темы, дискредитации темы.
II .Презентация газет.
-
Выступление 1 группы. «Святое назначение Души». Газета посвящается творчеству П.А. Вяземского. Через проектор на экране сменяются слайды – страницы газеты. Выступающий от группы комментирует показ и отвечает на вопросы аудитории). [Приложение 2]
-
Выступление 2 группы. «Угнетенный Романтик». Газета, посвящённая творчеству К.Н. Батюшкова. (Через проектор на экране сменяются слайды – страницы газеты. Выступающий от группы комментирует показ и отвечает на вопросы аудитории). [Приложение 3]
-
Выступление 3 группы. «Дивный мир». Газета, посвящённая творчеству И.И. Козлова. (Через проектор на экране сменяются слайды – страницы газеты. Выступающий от группы комментирует показ и отвечает на вопросы аудитории). [Приложение 4]
III. Учитель (подводит итог выступления групп).
Вы показали свою компетентность при обобщении материала о поэтах начала XIX века.
Сегодня перед вами предстали счастливые и несчастливые человеческие судьбы. Но всегда это судьбы живых людей, сыновей своего времени, разделяющих с ним свою жизнь; и это несмотря на то, что произведения, созданные тем или иным поэтом, иногда перешагивают далеко за временные пределы его жизни и остаются в наследство молодым поколениям. И уже мы перечитываем их строки с благодарностью, считая этих поэтов своими современниками. Лирика, как и всякое настоящее искусство, обладает способностью не только эмоционального воздействия, но и познавательного.
Лирика – проводник не только чувств, но и знаний.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель выставляет оценки в соответствии с таблицей для оценки проектов (монологическая речь). [Приложение 1 слайд 4]