Цель урока:
- Обобщить, закрепить и расширить знания о теме любви в творчестве А. С. Пушкина.
- Активизировать познавательный интерес учащихся к литературе и её изучению.
Задачи:
Развивающие:
- развитие навыков выразительного чтения,
- развитие навыков литературного анализа,
- развитие навыков логического, образного мышления.
Обучающие:
- познакомить учащихся с темой любви в поэзии А. С. Пушкина,
- определить значение темы в русской поэзии,
- познакомить с музыкальными шедеврами.
Воспитательная:
- показать благородство, искренность, неистребимость пушкинских чувств.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к восприятию нового материала, активизация деятельности учащихся (опора на субъективный опыт учащихся с использованием опережающих занятий).
- Анализ программных произведений.
Ход урока
Учитель:
Сегодня мы поговорим о самом интимном чувстве, о любви А. С. Пушкина к женщинам, которых он называл не иначе как «Мои богини!!!», «…души моей царицы».
Наша задача – почувствовать за поэтической строкой, что вкладывает
На доске:
Пушкин А. С. в понятие «любовь».
В. Г. Белинский писал о лирических стихах А. С. Пушкина:
«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…»
Текст читают девушки, стихи – юноши.
Перелистаем страницы жизни великого поэта и вспомним имена тех восхитительных женщин, которые вызвали в его душе благородное чувство чистой, пленительной, задумчиво-радостной любви, и еще раз поблагодарим их за то, что они вдохновили поэта на создание чудесных произведений.
Страница 1.
Лицей. Там началась бурная творческая юность А. С. Пушкина, там пришла к нему и первая любовь.
Пушкину шел 15-й год, а графине Наташе Кочубей едва минуло 14. Увидев ее однажды, поэт воспламенился к девушке чистой искренней любовью, благородной и возвышенной. Его большое сердце уже начало свою таинственную и волнующую работу.
... Сердце, ты в воле! Все позабудь;
В новой сей доле счастливо будь.
В «Евгении Онегине через много лет А. С. Пушкина вспомнит свою первую любовь и посвятит Наташе несколько строк:
Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех
Яркий расцвет первой любви, увы, был недолог. В стихотворении 1815 года «К Наташе» Пушкин с легкой иронией и грустью напишет об этом.
Страница 2.
Первую платоническую любовь возбудила в А. С. Пушкине сестра одного из лицейских друзей, фрейлина Екатерина Бакунина.
Екатерина Бакунина поражала своей красотой. Современники скажут о ней позже: «Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвело всеобщий восторг во всей лицейской молодежи».
А. С. Пушкин влюбился в Катю, она ответила ему взаимностью. В ноябре 1815 года А. С. Пушкин запишет в дневнике: «Я счастлив был! Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице, - сладкая минута! Как она мила была: как черное платье пристало к милой Бакуниной!»
Катя оставила заметный след в творчестве великого поэта. «Черты живые прелестной девы» томят его сердце. Восторг и уныние, уверенность и робость, тревога и сомнение – все поселилось в душе А. С. Пушкина в те годы. Многие из поэтических произведений «бакунинского» цикла будут положены на музыку и станут нежными романсами.
Образ милой Бакуниной через многие года будет запечатлен в строфе, не вошедшей в окончательный вариант «Евгения Онегина»:
В те дни… в те дни, когда впервые…
Поэт посвятил ей несколько стихотворений, среди которых такие, как «Итак, я счастлив был…», «К живописцу».
Страница 3.
Выразительное чтение.
Южная ссылка… сколько впечатлений, переживаний, новых встреч… Но самым волнующим событием явилась встреча с юной красавицей Машей Раевской. Им было легко и весело вместе… влюбленность перерастает в искреннюю дружбу. До конца дней своих Мария Раевская (в замужестве Волконская) будет благоговеть перед именем А. С. Пушкина, а он, в свою очередь, любимых героинь в «Капитанской дочке», в «Полтаве» наречет Машей, Марией.
На какие великие творения по чистоте, силе и глубине чувств вдохновила А. С. Пушкина эта светлая любовь!
Звучит романс на стихи А. С. Пушкина.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
«Не пой, красавица, при мне…»
Страница 4.
Как считают Пушкинисты, увлечение поэта Елизаветой Воронцовой было самым ссыльным до знакомства с Натальей Гончаровой. А. С. Пушкин посвящает ей стихи, выражая в них свое трепетное чувство.
Выразительное чтение.
«Желание славы».
Расставаясь, Воронцова подарит А. С. Пушкину очень дорогой перстень и точно такой же оставит себе. В ответ поэт создаст чудесное стихотворение о подарке «Храни меня, мой талисман».
Умирая, Пушкин начнет дарить любимые вещи и предметы друзьям. На память Жуковскому он отдаст перстень.
После смерти Жуковского перстень перейдет к его сыну Павлу Васильевичу, который, в свою очередь, в 1875 году подарит его тогдашнему патриарху русской литературы И. С. Тургеневу, который завещает его Л. Н. Толстому, «высшему представителю русской литературы».
Но Полина Виардо после смерти Тургенева преподнесла кольцо Пушкинскому музею Александровского лицея. К сожалению, перстень был похищен.
Интерес и влюбленность проходили, а гениальные произведения, ими вызванные, оставались навечно.
Потомки А. С. Пушкина благодарны прекрасным современницам его за то, что они вдохновили поэта на создание незабываемых шедевров.
Страница 5.
Отрывки из воспоминаний
Анна Керн… Пушкин познакомился с ней в салоне Олениных в 1819 году. Еще тогда девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Вторая встреча произошла в 1825 году.
А. П. Керн.
Выразительное чтение
«Я помню чудное мгновенье»
Анализ стихотворения
1. На сколько частей можно разделить стихотворение? Сравнить их. (Три равные части, по две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения читателями и придает гармоническое единство в целом)
2. Каким чувством делится поэт с читателем?
3. Как воспринимается любовь поэтом? (Как непередаваемая радость, подлинно возвышенное чувство)
4. Проанализируем женский образ, нарисованный поэтом в стихотворении
- Какие черты характеризуют этот образ? (Их немного: «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «гений чистой красоты». Даны самые общие контуры пленительного женского облика, отсутствуют конкретные признаки реального образа Керн, кроме, разве указаний на «голос нежный» - Керн прекрасно пела).
5. Значит, центральный образ стихотворения – это не образ конкретной женщины. А какой же? (Образ любви, то есть необычайно чистого, возвышающего человека чувства, состояние огромной радости.)
Учитель
Пушкин, боготворя лучших своих современниц, конечно, славил всех женщин. Яркий свет его поэзии озарял, возвышал их. Для благородного, тонко образованного Пушкина был «женский портрет любой – это сама любовь».
6. Какие чувства поэт испытывает, находясь в состоянии любви?
Теперь понятно, почему Пушкин смутился, когда из главы «Евгения Онегина», подаренной А. П. Керн, выпал листок со стихотворением.
7. Зачем даны повторы? (Пушкин таким образом передает тяжесть обстоятельств, внешних и внутренних, противостоящих любви, но не стирающих ее. Время, бури, века оттесняют любовь, ведут к забвению. Повторы стихотворения подчеркивают это удаление любви («милые черты» стали «небесными»). Безжизненность ссылки, «мрак заточения», казалось, убили человека. Но любовь воскресает снова и снова.)
8. Первое или второе явление «гения чистой красоты» вызывает более сильный отклик в душе поэта? (Второе).
Мгновенье оказывается сильнее годов, хрупкая красота могущественнее порыва бурь. И в этом для Пушкина чудо любви, с которой вместе «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы…»
Страница 6.
Анна Оленина была неотразимо красива. А. С. Пушкин встретился с ней в 1827 году и сердце его наполнилось нежными чувствами к замечательной девушке.
И вновь в душе поэта возникают поэтические творения, восхищающие потомков в течение многих десятилетий.
Выразительное чтение
«Пустое ВЫ сердечным ТЫ…», «Не пой, красавица, при мне».
А еще в альбом Олениной поэт написал прощальное стихотворение, в котором в самом высоком измерении полно и прекрасно воплотилась его страсть, нежность к девушке: «Я вас любил…».
Звучит романс
Слушая стихотворение, постарайтесь уловить его композицию, особенности в развитии чувства, постарайтесь сравнить «Я вас любил…» и «Я помню…»
Выразительное чтение стихотворения
Вопросы для анализа:
- Почему трижды повторяется «Я вас любил»? (Таким образом стихотворение распадается на три части, в каждой из которых выражение «Я вас любил…», сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки.
- Означает ли глагол «любил» исчезнувшее чувство? (1-я часть)
- На что указывает глагол«любил»? (2-я часть)
- Наполняется ли глагол «любил» новым смыслом в 3-й части?
- В чем необычность последней строки?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Есть ль сравнения, метафоры, эпитеты? (Обратите внимание на гениальность поэта, который точными словами смог выразить чудесное, благородное движение души.)
- Сравним, что роднит лирические миниатюры «К***» и «Я вас любил…»? (Искренность, глубина, сила чувств, гуманизм.)
Просмотр отрывка из кинофильма «Наш Пушкин»
Самой яркой, волшебной любовью, которой одарила судьба Пушкина на склоне его короткой жизни, была любовь к Н. Н. Гончаровой.
В апреле 1829 года он попросил руки Натальи Николаевны, ответ был неопределенный, хотя и ободрил поэта. В письме к Наталье Ивановне Гончаровой (матери Н. Н.) Пушкин пишет: «Вы мне позволяете надеяться… Простите нетерпение сердце больного и пьяного от счастья. Я еду сейчас, я увожу в глубине души образ небесного существа, обязанного вам своим существованием».
Наконец гениальный поэт нашел свою суженую, Мадонну, которой посвятил 8 июля сонет. В нем есть такие строки:
Творец тебя мне ниспослал,
Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Вне сомнений, Натали для Пушкина была источником вдохновенья. Он беспрестанно думает о ней.
Выразительное чтение:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Какими эпитетами можно охарактеризовать чувство любви в этом стихотворении? (Светлое, возвышенное, гармоничное, благородное, чистое)
Домашнее задание:
- Сделать иллюстрации к стихам Пушкина.
- Проанализировать одно из стихотворений Пушкина о любви, которое показалось особенно близко.
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
- Найти романсы на стихи Пушкина.
Итог урока.
- Как вы думаете, какие чувства из предложенного вам списка нашли отражение в любовной лирике Пушкина? Заштрихуйте слова теми цветами, которые, как вам кажется, отражают эти чувства.
- Какие получились тона?
Список слов:
- Сделайте вывод об особенностях любви А. С. Пушкина.
Радость, гнев, искренность, вдохновение, коварство, восхищение, жестокость, чистота помыслов, печаль, надежда, отчаяние, уважение к человеку, верность, вера в благородство человека, ненависть, пошлость, преклонение перед женщиной, зависть, устремление к возвышенному.
Вывод:
Сегодня мы особенно остро чувствуем необходимость в задушевных словах А. С. Пушкина, когда не все благополучно с нравственностью.
Давайте забудем ссоры, зависть, ненависть, и будем учиться у гениального сына России всему: застенчивости, терпеливости, вдумчивости, деликатности, дружбе, любви.
Не для житейского волненья,
Не для Корысти, не для битв –
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Итак, мы познакомились с любовной лирикой поэта, но не заканчиваем на этом разговор о творчестве А. С. Пушкина. Он будет раскрываться перед нами все в новых проявлениях своей гениальности.