Цель: разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся (через работу с противоречием).
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать и углубить знания учащихся;
- создать целостную картину произведения как миропонимания;
- раскрыть новые связи и отношения изученных фактов;
- развить умение работать с текстом художественного произведения.
Развивающая:
- развитие умения занимать свою позицию;
- развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
- формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
- умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;
- выработка личностного отношения к изучаемому произведению;
- развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.
Воспитательная:
- развитие культуры ведения дискуссии;
- способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
- воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
- Роман М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени"
- Толковый словарь
- Рабочие тетради
Методы и приемы:
- Психологическое погружение учащихся в проблему.
- Мотивация к устному высказыванию.
- Групповая работа.
- Проверка знаний и умений учащихся.
Приемы умственной деятельности учащихся:
- анализ текста литературного произведения;
- создание проблемной ситуации;
- работа с противоречием;
- построение причинно-следственных связей;
- обобщение причин;
- выявление значения событий;
- обоснование своих выводов фактами;
Ход урока
№ | Мероприятие | Задание |
1. | Вступительное слово учителя: Читали, анализировали произведение, пытаясь понять характер главного героя, героя времени. Можем ли мы сейчас сказать, что характер Печорина понятен для нас, понятны его поступки, отношения с людьми, мотивация?! Кто он, герой времени? Давайте вместе вспомним основные моменты жизни героя по каждой главе: |
Запись на доске (все вместе): 1. Интрига обмена Карагеза и Бэлы. 2. Встреча с Максим Максимычем. 3. Знакомство с честными контрабандистами. 4. Роман с княжной Мери, дуэль с Грушницким. |
2. | Вопрос: Каковы итоги всех встреч других персонажей с Печориным? |
Все: смерть Бэлы, разрушена чеченская семья; одиночество слепого мальчика, старуха, оставленная умирать; разочарование, тяжелый осадок в душе М.М.; разочарование княжны, нервный срыв; сломана жизнь любимой женщины (Веры); убит Грушницкий. |
3. | Вывод: Получается, что Печорин - герой, сотканный лишь из недостатков и пороков общества, испорченный, безнравственный человек, который играет жизнями других людей? А ведь в ходе анализа произведения мы не всегда так считали: ведь некоторые пытались оправдать его поступки, давайте вспомним их аргументы: |
Мы "оправдали" его отношение к М.М:(не
друг) Поняли его отношения с женщинами (ситуация: мужчина-завоеватель). Поняли его (и наше) желание подчинять себе других, более слабых людей. |
4. | Вопрос: Раскрылась ли перед нами сущность характера Печорина? Что поможет? Ответ: Композиция! Вопрос: Как расположены части, зачем? |
Особенности композиции. |
5. | Слово учителя: Ответом может стать последняя в романе, но 4 в фабульной последовательности новелла, ведь действие, как мы выяснили, идет от внешнего описания событий к внутреннему, душевному, их объяснению. |
Пересказ текста. Гл. " Фаталист" с фиксацией основных моментов в тетради |
6. | Есть ли ответ или вопросов стало еще
больше? Что означает слово " фаталист"? |
1 ученик (заранее)- работа со словарной статьей, запись в тетрадях. |
7. | Вспомните, слова " назначение", " предопределение", " судьба" встречались в тексте много раз, причем звучали они из уст героя. Как сам Печорин характеризует свою жизнь, свои поступки? | Распечатанные выдержки текста |
8. | Так рассуждал герой романа Лермонтова,
и кто же он: фаталист или творец своей судьбы? Ответим и мы на этот вопрос: "Что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение?" Как бы вы ответили на этот вопрос? Обоснуйте свою точку зрения, вспомните свой жизненный опыт, приведите факты |
Фиксирование на доске и в тетрадях
второй части темы. Деление на группы (желательно с меньшим количеством человек). |
9. | Работа в группах: 1. (за судьбу) Смирение, покорность, привязанность, забота о других, жизнь в настоящем, вижу других, чувства, нравственность, мораль, правила. 2.(все решает человек) Уверенность в себе, характер, сила, целеустремленность будущее, лично для себя, сила, эгоизм, индивидуализм, расчет. |
|
10 | Пленарная часть с фиксацией на доске. | Высказываем свои аргументы (см. выше). |
11. | Вопрос: Есть ли в культуре, жизни основания для одной и другой точек зрения? |
вера и безверие! Находим в тексте разговор о религии и диалог с пьяным казаком: Покорись! - Не покорюсь! |
12. | Вывод: В каждом человеке есть однозначно или одно или другое? |
Нет, в человеке уживаются и фатализм, и
борьба! В Печорине, как и в любом человеке, есть вера в судьбу и желание пойти ей наперекор. |
13. | Слово учителя: Правильно ли понят замысел автора? Вопрос открыт, требует рассуждений, обращений к тексту. Но независимо от этого, мы оказались в очень сложном поле вопросов: свободен ли человек в выборе своего Пути или любые его усилия ничего не значат: судьба или жизненные обстоятельства жестко "ведут" человека? Это главный вопрос в жизни каждого, он очень сложен, мы "потренировались" в ответе на него, читая и проживая литературное произведение (примерили вымышленную судьбу). Получили ли мы ответ на наши вопросы? Нет! Что же двигает Героем? Случайно ли, что в финале романа Печорин решает проверить правоту своих мыслей мнением Максим Максимыча? |
|
14. | Домашнее задание: Значимость образа Максим Максимыча: какие качества есть у М.М. и каких нет у Печорина? |