Урок литературы в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разделы: Литература


Цель: разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся (через работу с противоречием).

Задачи:

Образовательная:

  • систематизировать и углубить знания учащихся;
  • создать целостную картину произведения как миропонимания;
  • раскрыть новые связи и отношения изученных фактов;
  • развить умение работать с текстом художественного произведения.

Развивающая:

  • развитие умения занимать свою позицию;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
  • формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
  • умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;
  • выработка личностного отношения к изучаемому произведению;
  • развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.

Воспитательная:

  • развитие культуры ведения дискуссии;
  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

  • Роман М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени"
  • Толковый словарь
  • Рабочие тетради

Методы и приемы:

  • Психологическое погружение учащихся в проблему.
  • Мотивация к устному высказыванию.
  • Групповая работа.
  • Проверка знаний и умений учащихся.

Приемы умственной деятельности учащихся:

  • анализ текста литературного произведения;
  • создание проблемной ситуации;
  • работа с противоречием;
  • построение причинно-следственных связей;
  • обобщение причин;
  • выявление значения событий;
  • обоснование своих выводов фактами;

Ход урока

Мероприятие Задание
1. Вступительное слово учителя:

Читали, анализировали произведение, пытаясь понять характер главного героя, героя времени. Можем ли мы сейчас сказать, что характер Печорина понятен для нас, понятны его поступки, отношения с людьми, мотивация?!

Кто он, герой времени?

Давайте вместе вспомним основные моменты жизни героя по каждой главе:

Запись на доске (все вместе):

1. Интрига обмена Карагеза и Бэлы.

2. Встреча с Максим Максимычем.

3. Знакомство с честными контрабандистами.

4. Роман с княжной Мери, дуэль с Грушницким.

2. Вопрос:

Каковы итоги всех встреч других персонажей с Печориным?

Все: смерть Бэлы, разрушена чеченская семья; одиночество слепого мальчика, старуха, оставленная умирать; разочарование, тяжелый осадок в душе М.М.; разочарование княжны, нервный срыв; сломана жизнь любимой женщины (Веры); убит Грушницкий.
3. Вывод:

Получается, что Печорин - герой, сотканный лишь из недостатков и пороков общества, испорченный, безнравственный человек, который играет жизнями других людей?

А ведь в ходе анализа произведения мы не всегда так считали: ведь некоторые пытались оправдать его поступки, давайте вспомним их аргументы:

Мы "оправдали" его отношение к М.М:(не друг)

Поняли его отношения с женщинами (ситуация: мужчина-завоеватель).

Поняли его (и наше) желание подчинять себе других, более слабых людей.

4. Вопрос:

Раскрылась ли перед нами сущность характера Печорина?

Что поможет?

Ответ:

Композиция!

Вопрос: Как расположены части, зачем?

Особенности композиции.
5. Слово учителя:

Ответом может стать последняя в романе, но 4 в фабульной последовательности новелла, ведь действие, как мы выяснили, идет от внешнего описания событий к внутреннему, душевному, их объяснению.

Пересказ текста. Гл. " Фаталист" с фиксацией основных моментов в тетради
6. Есть ли ответ или вопросов стало еще больше?

Что означает слово " фаталист"?

1 ученик (заранее)- работа со словарной статьей, запись в тетрадях.
7. Вспомните, слова " назначение", " предопределение", " судьба" встречались в тексте много раз, причем звучали они из уст героя. Как сам Печорин характеризует свою жизнь, свои поступки? Распечатанные выдержки текста
8. Так рассуждал герой романа Лермонтова, и кто же он: фаталист или творец своей судьбы?

Ответим и мы на этот вопрос:

"Что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение?"

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Обоснуйте свою точку зрения, вспомните свой жизненный опыт, приведите факты

Фиксирование на доске и в тетрадях второй части темы.

Деление на группы

(желательно с меньшим количеством человек).

9.   Работа в группах:

1. (за судьбу) Смирение, покорность, привязанность, забота о других, жизнь в настоящем, вижу других, чувства, нравственность, мораль, правила.

2.(все решает человек) Уверенность в себе, характер, сила, целеустремленность

будущее, лично для себя, сила, эгоизм, индивидуализм, расчет.

10 Пленарная часть с фиксацией на доске. Высказываем свои аргументы (см. выше).
11. Вопрос:

Есть ли в культуре, жизни основания для одной и другой точек зрения?

вера и безверие!

Находим в тексте разговор о религии и диалог с пьяным казаком: Покорись! - Не покорюсь!

12. Вывод:

В каждом человеке есть однозначно или одно или другое?

Нет, в человеке уживаются и фатализм, и борьба!

В Печорине, как и в любом человеке, есть вера в судьбу и желание пойти ей наперекор.

13. Слово учителя:

Правильно ли понят замысел автора? Вопрос открыт, требует рассуждений, обращений к тексту. Но независимо от этого, мы оказались в очень сложном поле вопросов: свободен ли человек в выборе своего Пути или любые его усилия ничего не значат: судьба или жизненные обстоятельства жестко "ведут" человека?

Это главный вопрос в жизни каждого, он очень сложен, мы "потренировались" в ответе на него, читая и проживая литературное произведение (примерили вымышленную судьбу).

Получили ли мы ответ на наши вопросы? Нет! Что же двигает Героем?

Случайно ли, что в финале романа Печорин решает проверить правоту своих мыслей мнением Максим Максимыча?

 
14. Домашнее задание:

Значимость образа Максим Максимыча: какие качества есть у М.М. и каких нет у Печорина?