Сегодня урок литературы будут проводить три учителя: учитель литературы, истории и изобразительного искусства.
Цели урока:
- Создать у учащихся цельное представление о классицизме, как литературно-художественном методе проявляющемся в ряде искусств: архитектуре, живописи, культуре и литературе.
- Познакомить с периодами развития классицизма в России.
- Показать отличие русского классицизма от западного классицизма.
Вопросы к ученикам:
- Давайте вспомним, где впервые возникает и получает развитие классицизм?
- Какие жанры классицизма знаете?
- Какие правила должны были соблюдать классицисты в одах, поэмах, драматических произведениях?
- Назовите представителей классицизма в 17 веке в западной литературе.
Учитель литературы.
В 18 веке классицизм получает распространение и в России. Как же отразился он в искусстве? Прежде чем ответить на этот вопрос, мы рассмотрим экономическое и социально-политическое положение России, так как развитие культуры и искусства связано с экономическим и социально-политическим положением страны.
Учитель истории рассказывает об экономическом, социально-политическом положении России, Петровских преобразованиях, защите их сторонниками и последователям Петра1. Стремление увидеть Россию «просвещённой», абсолютной монархией.
Учитель литературы:
Существенные изменения в общественной жизни повлияли и на развитие искусства.
Идеалом эпохи 18 века стал человек-гражданин, человек просвещённый и активный.
Герой в произведениях классицизма вынужден отказаться от личного благополучия, личного счастья, обуздать страсти, подчинить чувства общественному долгу. У героев на первом месте, как и у самих писателей и художников-классицистов, на первом месте служение отечеству, народу.
В произведениях искусства выделялась парадность, возвышенность, а не внутренний мир героя.
Писатели, художники, скульпторы в своих работах прославляли правителей, монархов, вельмож, тем самым подчёркивали свою идею (как требовал классицизм) – увидеть во главе государства просвещённого монарха. Искусство классицизма должно было сочетать эстетические наслаждения с воспитательной функцией. Об этом очень точно написал Буало:
Учите мудрости в стихе живом и внятном,
Умея сочетать полезное с приятным.
Как отразился в живописи, в скульптуре и архитектуре. Об этом расскажет учитель изобразительного искусства.
18 век в России – это не только время взлёта общественного самосознания русского народа, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературе – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина, и Новикова стоят имена русских художников – Шубина и Рокотова, Левицкого и Баженова, Козловского и Лосенко, искусство которых выразило многие передовые идеи столетия, значительно обогатило сокровищницу русской культуры. Особенно сильный толчок искусство получило в начале столетия, в петровскую эпоху, когда в борьбе с влиянием старой, средневековой культуры оно утверждалось как светское, реалистическое искусство.
Петровская эпоха характерна тем, что в это время пробудился особый интерес к личности человека, вера в его безграничные возможности. Именно этот пристальный интерес к человеку определил бурное и плодотворное развитие портретной живописи. Из русских живописцев начала 18 века, обратившихся к портретному жанру, следует назвать Андрея Матвеевича Матвеева (1701-1739) и Ивана Никитича Никитина (ок.1690-1742). Одно из лучших произведений Матвеева этого жанра – так называемый «Автопортрет с женой» (1729,ГРМ). Наиболее известные работы Никитина – портрет Петра1 (в круге) и портрет так называемого напольного гетмана (оба-1720-е, ГРМ). Кроме того, Матвеев занимался декоративной живописью, расписывал интерьеры многих зданий Петербурга, и в частности Петропавловского собора.
Большую роль в украшении новой столицы – Петербурга – играла скульптура. Видное место в истории скульптуры в начале 18 века принадлежит Карло Барталомео Растрелли (1675-1744гг.). Особенно полно раскрылся талант Растрелли в жанре портрета. Об этом свидетельствует знаменитый бюст Петра1 (1723, Эрмитаж, Ленинград). Народный и вместе с тем глубоко правдивый, исполненный внутреннего порыва, этот портрет был новым словом в скульптуре. Весьма значительны и другие сохранившиеся работы скульптора – скульптурный портрет Анны Ивановны («Императрица»), Анна Ивановна с арапчонком (1733-1741гг.,ГРМ) и т.д.
Значительная монументальная работа Растрелли – конный памятник Петру1, который был установлен лишь после смерти художника, в 1800г., перед Инженерным, бывшим Михайловским, замком в Петербурге.
1740-1750-е годы – период расцвета искусства Растрелли. К этому времени относятся лучшие его постройки: Зимний дворец, Екатериновский дворец в Царском селе (ныне город Пушкин) и Смольный монастырь в Петербурге. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство, так же как и некоторые портреты его времени, в которых горделивая поза изображённого вельможи и сияние орденов оказывались важнее его человеческих качеств.
Во второй половине 18 века реалистическое направление побеждает в живописи и скульптуре. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становиться живой мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой, натюрморт.
Наибольших успехов в это время достигает портретный жанр. Один из выдающихся мастеров портретов второй половины столетия – Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808). Он был мастером камерного портрета.
Рокотов был превосходным мастером женского портрета. Женские образы художника преисполнены чувством внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны.
Современником Рокотова был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Его портретное творчество – значительное явление в русском реализме 18 века. Третьим на ведущих мастеров портрета второй половины 18в. был Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Он прославился тем, что создал своеобразный тип женского портрета. Непременная его особенность – пейзажный фон, на котором, как правило, помещается погрудное изображение модели. Портреты 1790-х годов лучшие у художника, они пронизаны поэзией и очень лиричны. К ним относятся портреты В.И.Арсеньевой (1795,ГРМ), М.И.Лопухиной (1797,ГТГ) и др.
Учитель литературы:
Литература же 18 века в своём развитии проходит 4 периода:
- 1 период (1700-1730гг.) – Литература Петровского времени (литература начинает отходить от религии, появляется светская литература).
- 2 период (1730-1750гг.) – Начало формирования классицизма.
- 3 период (1760-1770гг.) – Развитие классицизма, расцвет сатиры.
- 4 период (1775-1800гг.) – Начало кризиса классицизма, зарождение революционных идей в литературе.
Основоположниками русского классицизма являются: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Они родились в Петровскую эпоху, с детства дышали её воздухом, своим творчеством стремились защитить и утвердить Петровские реформы.
Фонвизин, Державин, Княжнин, Капнист, Радищев – поколение расцвета классицизма.
Русским классицистам, в отличие от западных, выпала трудная задача – осваивать неизвестные жанры, которые в западной литературе были известны своими вершинами – оды, трагедии, комедии ещё в 17 веке.
В России сатире положил начало Кантемир.
Отцом трагедий и комедий является Сумароков.
Жанр оды узаконил Ломоносов.
Каковы же отличительные черты русского классицизма?
Материал писатели черпали не из античной литературы, а из жизни русского народа, имея тесную связь с устным народным творчеством.
Русский классицизм отличался своей обличительной направленностью, так как обличал общественные пороки.
Утверждает равенство людей.
Кантемир писал, что кровь и хозяина, и холопа «однолична», т.е. одинакова.
Сумароков – классицист так писал о равенстве холопов и дворян от рождения:
«От баб рождённым и от дам
Без исключения всем праотец Адам».
Отличием является и то, что не рядовые дворянские писатели выступали в защиту эксплуатируемого крестьянина.
Крестьянская тема с 60-х годов станет одной из ведущих в русской литературе.
Это особенно увидели у Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».
В русском классицизме, в отличие от французского, огромное место отводилось наукам, знаниям, просвещению. Защите учения посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему» (на хулящих учение). А в другой сатире «О воспитании» Кантемир пишет о долге перед отечеством:
«Главно воспитания в том состоит дело,
чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело
в добрых нравах утвердить,чтоб чрез то
полезен сын твой был отечеству».
О пользе науки, об ответственности перед отечеством почти во всех своих одах писал Михаил Васильевич Ломоносов.
Чтение учениками отрывков из «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 год» М.Ломоносова. [Приложение 1]
Позиция Ломоносова, его отношение к долгу, ответственность перед отечеством, раскрывается в стихотворении «Разговор с Анакреоном» (или Анакреонтом). Это произведение представляет собой разговор двух поэтов: древнегреческого Анакреона и Ломоносова. Ломоносов перевёл четыре оды Анакреона и к каждой оде написал свой ответ.
В первой оде Анакреон воспевает любовные радости и утехи, перестаёт воспевать подвиги героев.
Выразительное чтение первой оды учеником [Приложение 2].
Выразительное чтение ответа Ломоносова учеником [Приложение 3].
Ломоносов в своём ответе разделяет личную жизнь поэта от его творчества. В личной жизни он может любить, знать сладости жизни, но в стихах он должен прославлять героические подвиги, жизнь героев.
Следующая ода рассказывает, как оба поэта обращаются к живописцу с просьбой нарисовать портреты их возлюбленных.
Чтение учениками оды [Приложение 4, приложение 5].
Беседа с учениками:
- Какой портрет просит нарисовать Анакреон?
- Чем отличается портрет возлюбленной у Ломоносова?
У Ломоносова возлюбленная оказывается не простая смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой.
Это ещё раз подчёркивает, что Ломоносов, как поэт-классицист, смысл жизни видит в служении общественному благу, России, призывая лиру. Главная идея его творчества – быть гражданином, служить отечеству.
Литература классицизма в России 18 века проповедовала идеи гражданственности, идеи просвещённой монархии и единства нации.
Лучшее в наследии классицизма было воспринято литературой 19 века и творчески переработано прежде всего К.Ф.Рылеевым, А.С.Грибоедовым, А.С.Пушкиным.
Писатели, архитекторы, скульпторы, художники 18 века создавали величественные памятники русского и мирового классицизма прославляющие и науки, и флот, и искусство, воплощая в себе возвышенный образ России.
Словарь терминов (приложение 6)