Эпиграфы.
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь. Л.Н.Толстой.
От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле. М.Горький.
Оформление:
Портреты А.С.Пушкина Рис. 1, Н.Н.Гончаровой Рис. 3, А.Олениной, Выставка портретов женщин разных художников. Рис. 6, Рис. 7, Рис. 8, Рис. 9, Рис. 10, Рис. 11, Рис. 12, Рис. 13.
Рис. 1 |
Рис. 3 |
Рис. 6 |
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Рис. 13 |
Рисунки, выполненные учащимися:
А.П.Керн Рис. 2, М.Волконской Рис. 4, Е.Бакуниной Рис. 5.
Рис. 2 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Звучит романс “Любовь - волшебная страна”. (муз. А.Петрова, сл. Э.Рязанова.) <Приложение1>.
Вступительное слово.
- Неисчислимое количество строк, портреты, музыкальные произведения – всё это о ней, о женщине, великой и простой, сильной и слабой, умной и простодушной.
Цель нашего урока: поэзия Пушкина – “песнь торжествующей любви”, показать благородство, искренность, неистребимость, вечность пушкинских строк (какими чувствами проникнуты стихотворения о любви).
После Михайловского заточения – Петербург.
Пушкину нет 30, но он был далеко не юноша. Нет, кажется, будущего, нет дома, нет семьи. На портретах он спокоен и величав, так что давайте доверимся описаниям современника.
“Ожидаемый нами величаемый жрец высокого искусства - это был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в чёрном сюртуке, в тёмном жилете, застёгнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке…Мы услышали простую, ясную, внятную и вместе с этим поэтическую, увлекательную речь…
Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слёзы, у кого улыбка на губах. То молчание, то взрыв восклицаний…”
“Некрасивый. Фантастически обаятельный. Невезучий. Творящий историю. Горячо любимый. Ненавидимый. Великий. Неприкаянный.
В столице не был 7 лет, и, конечно, по приезде навещает дом Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств, сановника, вельможу, но милого, доброго человека и радушного хозяина.
В этом же доме в незабываемом 1819 г. он встретил 19-летнюю красавицу, поразившую его.” [1]
Анна Петровна Керн. Она приезжала в Тригорское.
Внезапно вспыхнувшая страсть, несколько вечеров, прогулок – и снова расставание, снова одиночество. “Проклятый приезд, проклятый отъезд”.
Встрече с Керн мы обязаны одним из совершеннейших созданий поэта “Я помню чудное мгновенье…”
Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я помню чудное мгновенье…”
Вопросы:
а) – Как вы считаете, можно ли пересказать “сюжет” этого стихотворения?
б) – Почему для Пушкина любовь - “чудное мгновенье”?
5. Много лет спустя другой русский гений – композитор М.И.Глинка – переложит это стихотворение на музыку. Свой романс он посвятит уже своей возлюбленной, которая окажется дочерью А.П.Керн.
Звучит романс “Я помню чудное мгновенье…” в исполнении С.Лемешева. <Приложение2>.
Понятно желание увидеть портрет той женщины, которой поэт посвятил свой бессмертный шедевр. Портрет написан в 1840г. и ныне хранится в музее имени А.С.Пушкина. Написан портрет крепостным художником Багоевым.
Миловидное лицо, открытый взгляд, чистые линии высокого лба. На А.П.Керн - тёмно-коричневое платье и такого же цвета чепец. Единственное украшение-цепочка на груди. Современники утверждали: “Это была женщина удивительной красоты”.
“В доме Олениных Пушкин увидел 20-летнюю красавицу, умную, блестящую. Лучшие русские поэты спешили записать свои восторги в её альбом. Это была Анечка, Анет Оленина. Пушкин увидел, вспыхнул, загорелся – влюбился. Он влюблён, ей только льстит, что гений припал к её ногам. Хотя, впрочем, его буйная страсть отчасти передавалась ей: ещё не любила, но уже не была равнодушна. Он сделал предложение. И получил отказ матери Анет, Елизаветы Марковны.
А он переживал, страдал. С его-то темпераментом, гордостью – получить отказ! Он понимал, в чём дело. Разбирали дело о “Гаврилиаде”. А.Н.Оленин был в комиссии. Но это родители, они обязаны быть осторожными. А она. Она устранилась. Затихла. Спряталась за мамину спину.
Он не бывает у Олениных, замкнулся, молчит. Нет не совсем молчит. Душа работает. Появляются выстраданные строки: “Я вас любил…” [1]
9. Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил…”
- Что вас поразило в этом стихотворении?
- Неважно, кому посвящены эти строки. “Душа, сжавшаяся от удара, выпрямилась, вгляделась в себя и не месть нашла в неразделённости, а пожелание счастья. Любовь бывает неразделённой, но не бывает несчастной”. [1]
Звучит романс “Я вас любил…” в исполнении Р.Погудина (композитор Шереметьев). <Приложение3>.
Всё в том же в 1828г. на балу танцмейстера Иогеля Александр Сергеевич увидел юную девушку.
“Ей минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой.
Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врождённая скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила её в глазах влюблённого поэта”. [1]
Девушку звали Таша, Наташа, Натали, Наталья Николаевна.
И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич был робок. “Пушкин сделал предложение, в ответ-полуотказ, полусогласие. Но Пушкин не отступил. Около двух лет тянулась история сватовства”. [3]. И рождались новые стихи.
Выразительное чтение стихотворения “На холмах Грузии…”
- Какие строки, на ваш взгляд, ёмки и значительны?
“Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой-она…почти моя” (А.С.Пушкин).
Интерес к жене Пушкина не ослабевает. Её обвиняют - и оправдывают, упрекают - и защищают, ищут в ней то погубительницу, то ангела-хранителя. Где же найти истину? В письмах Пушкина.
“С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица”. (Из письма А.С.Пушкина к Н.Н. Пушкиной от 21 авг. 1833 г.)
“Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобой в разлуке так же глупо, как и тяжело”. (30 июня 1834 г.)
За 6 лет, которые они прожили вместе, четверо детей, семья, дом.
Перед смертью он скажет: “Жена моя – ангел”.
Выразительное чтение наизусть стихотворения “Мадонна”.
Пушкин, прощаясь с женой (со слов В.Ф.Вяземской): “Отправляйся в деревню, носи по мне траур два года и потом выходи замуж за порядочного человека”.
П.П.Ланской помог Гончаровой поднять на ноги и воспитать четверых детей, которые остались после смерти поэта на руках ещё совсем молодой вдовы, почти не имевшей средств к существованию. Дети Пушкина стали для Ланского родными, он не делал различия между ними и своими детьми, родившимися позднее у Натальи Николаевны. И дети Ланских всегда чтили память о Пушкине.
“И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может”. Великий поэт – великая любовь. Неважно, кому адресованы строки любви Пушкина Е.Бакуниной, М.Волконской, Е.Ушаковой, Е.Воронцовой, А.Олениной, А.Керн. Важно, какие чувства выражены в стихотворениях о любви.
Учащиеся читают стихотворения Пушкина о любви, написанные в разные периоды жизни.
“Красавица перед зеркалом”.
“Зачем безвременную муку…”
Редеет облаков летучая гряда”.
Когда бывало в старину…”
“В отдалении от вас”.
“Ответ”.
“Сожжённое письмо”.
“Признание”.
“Ты и вы”.
“Её глаза”.
- Какими чувствами проникнуты стихотворения Пушкина о любви?
(грусть, печаль, возвышенность чувств, искренность, благородство, пожелание счастья тому, кого любишь)
Тема любви продолжена поэтами, композиторами, писателями, художниками наших дней. Послушайте “Балладу о любви” В.Высоцкого в исполнении …(читает учащийся).
Заключительное слово учителя. Чтение стихотворения Б.Заходера “Не бывает любви - несчастной…”
Не бывает любви –
Несчастной.
Может быть она
Горькой,
Трудной,
Безответной и безрассудной,
Может – быть смертельно опасной –
Но несчастной
Любовь
Не бывает.
Даже если она убивает.
Тот,
Кто это не усвоит
И несчастной любви
Не стоит!
(1964 г.)
- Желаю вам любить и быть любимыми.
Звучит песня на стихи Р.Рождественского “Старые слова”. <Приложение4>.
Литература.
- Э.Маркин. “Я не хочу печалить вас ничем…” Ж.”Крестьянка”. №1, 1989 г.
- В.Г. Маранцман. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 1987 г.
- С.Овчинникова. “Чистейшей прелести чистейший образец”.
- А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том 1. М., “Художественная литература”. 1985 г.