Тема: Н.В. Гоголь основные этапы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души». Построение поэмы.
Эпиграф:
Блажен незлобливый поэт.
(Н.Некрасов.)
Цели урока: Знакомство (обзорное) с жизнью и судьбой Гоголя, обобщение ранее изученного («Вечера на хуторе…» и «Ревизор»); история создания поэмы «Мертвые души»; построение поэмы и система образов.
Методические приемы: Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, викторина.
Словарная работа: поэма, система образов.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация, карточки с высказываниями писателей и поэтов о Н.В. Гоголе и его творчестве.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания: Устное сочинение на тему «Что мне близко и дорого в произведениях Н.В.Гоголя».
- Викторина по произведениям Н.В. Гоголя, изученным ранее (см. презентация часть-1).
- Рассказ учителя и подготовленных учеников, который сопровождается чтением гоголевских страниц и показом слайдов (см. презентацию часть-1).
План:- Украина в творчестве Н.В.Гоголя.
- Школьные годы писателя. Нежинский лицей. Первые литературные и театральные увлечения.
- «Вечера на хуторе близ Диканьки».
- «Ревизор».
- Искания последних лет. Смерть писателя.
- История создания поэмы «Мертвые души».
- Работа с опорной схемой. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов. (см. презентацию часть 2).
Учитель комментирует схему, делая пояснения (о ведущих персонажах каждого композиционного звена). - Итоги урока. Домашнее задание:
- Аналитическое чтение глав 1-6 поэмы «Мертвые души».
- Работа по группам. Задание: дать характеристику на героев поэмы.