В 9-м классе повесть «Шинель» изучается после комедии «Ревизор». Это – второй урок. Тема первого «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Традиции и новаторство в изображении «маленького человека».
Домашнее задание ко второму уроку:
1. Подготовить сжатый пересказ-анализ повести.
2. Найти и отметить в тексте художественные
средства, которые использует автор для
выражения темы, идеи, создания образов.
Тема: «Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя»
Эпиграф:
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» (Ф. Достоевский)
«О, кто теперь напомнит человеку
Высокое призвание его!» (Н.А.Некрасов)
Цели урока:
- Продолжить формирование умения анализировать текст, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над речью учащихся, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся.
- Развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста – сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях; развивать образно-ассоциативные способности
- Воспитывать вдумчивого читателя, формировать нравственные понятия
Оборудование: учебник, текст повести, эпиграфы к уроку.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя. Мы с вами изучаем произведение, о котором Ф. Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», которое оказало большое влияние на всю русскую литературу 19 в.
– Каков смысл этого высказывания?
– На прошлом уроке мы познакомились с сюжетом,
героем. Определили тему и проблемы, которые
затрагивает автор в этом произведении. Давайте
подведем итоги. Кратко изложим их в виде
сжатого пересказа-анализа
Сжатый пересказ-анализ (ответ ученика)
– Итак, это повесть о судьбе маленького
человека, цель которой вызвать сочувствие,
жалость к человеку, может быть, возмущение,
привести к мысли, что человек не должен так жить.
Автор продолжает одну из главных традиций
русской литературы.
– Какую?
– Но возникает странное обстоятельство: повесть
о судьбе маленького человека, не только
униженного, но уничтоженного, убитого,
называется «Шинель». Не по имени главного героя,
не по должности, как например «Станционный
смотритель»
– Вспомним, что выражает название
произведения?
– О чем же говорят название? Какова тема? Главная
мысль?
– К какой мысли приводит нас автор, называя так
повесть. (Шинель важнее, главнее человека.
Собственно, она главный герой)
– Очень странный вывод. Но у Н.В.Гоголя свой
взгляд на мир, свой стиль, язык, способ
использования средств языка. (Мы об этом уже
говорили). Сегодня мы постараемся поглубже
погрузиться в мир Н.Гоголя, исследуем, какие
выразительные средства и как он использует,
чтобы донести до читателя свою идею. И с помощью
этого исследования понять главную идею.
– Итак, шинель главнее человека.
– Как это прослеживается в тексте?
– Для чего нужна Акакию Акакиевичу шинель?
– А на самом деле только ли «хранилищем тепла»
становится новая шинель? Найдите цитату, где он
говорит о выгодах новой шинели. («В самом
деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что
хорошо»)
– Тепло – это понятно, а что значит хорошо? (Т.е.
он преследует цель не только согреться, отсюда
сукно получше, воротник)
– Что изменилось для Акакия Акакиевича с
появлением новой шинели? (Изменилось его
общественное положение – его заметили,
пригласили – те самые, которые смеялись, не
замечали)
– Почему? Изменился ли сам Акакий Акакиевич?
– Какую мысль доносит до нас автор? (Вещь
определяет положение. Человек зависит от вещи.
Вещь заменяет человека)
– В повести эта мысль прослеживается и
подтверждается не раз.
– Когда же произошла эта подмена и почему? И с
одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?
Найдем примеры.
– Найдите описание пути Акакия Акакиевича в
гости.
– На что обращает наше внимание автор? (Изменения
в городском пейзаже, встреченные люди)
– О чем это говорит? (Селятся в соответствии с
положением)
– Какое художественное средство здесь
использует автор? (Метонимию)
– Что это такое?
– Почему автор использует именно метонимию? Как
это связано с идеей?
– Какие еще примеры использования метонимии вы
нашли? (Гроб для Акакия Акакиевича, чины
(квартальный, надзиратель– частный случай
метонимии).
– Почему не называют имен? (Чин важнее)
– А где об этом говорится прямо? («…у нас
прежде всего нужно объявить чин»).
– Почему чин прежде всего? О чем это говорит? (Таково
устройство общества. Чин определяет положение.
Жалование, одежду, квартиру, круг общения – все.
Все служат. И общество превращается в какой-то
механизм. А люди-детали, винтики, у каждого свое
место, свое назначение).
– Как Гоголь показывает, что это не единичный
случай, что так везде и со всеми?
– Как Гоголь называет в начале повести
департамент и героя? (Один департамент, один
герой)
– Обратите внимание, что здесь числительное не
имеет числового значения.
– В каком значении оно употреблено? (Какой-то,
любой, всякий).
– Т.е. эта история могла произойти в любом
учреждении чиновничьего Петербурга.
– Какие Гоголь использует средства
выразительности, чтобы подчеркнуть, что это мир
чиновничий, канцелярский? (Вводные конструкции (Примета
книжного стиля), эпитеты, выраженные
сравнительной степенью прилагательных)
– Что обозначает сравнительная степень?
– А в произведении? (Стремление подняться на
ступеньку выше, сравняться с теми, кто выше)
– Это стремление, как зараза, поражает всех. Не
избежал его и Акакий Акакиевич.
– В чем это проявляется? (Выбор сукна,
воротника).
– Найдите сравнение. («Чтобы казался как
куница»)
– Зачем это Акакию Акакиевичу?
– Раз в жизни Акакий Акакиевич ощутил себя
значительным (не благодаря достоинствам,
благодаря шинели). Но жизнь все расставляет на
свои места с катастрофической скоростью. Человек
погибает. Но и здесь подчеркивается, что
человек – ничто, винтик.
– Как это подчеркивается? (Гроб, новый чиновник
на месте Акакия Акакиевича)
– Какое сравнение использует Гоголь, чтобы
подчеркнуть ничтожность человека в этом мире?
(«Как муха», «как будто его и не было»)
– Итак, система губит человека. Но губит
по-разному. Акакий Акакиевич – один пример. Это
человек, стоящий почти внизу общественной
лестницы. Но Н.В. Гоголь показывает и другую
сторону: кто наверху этой лестницы.
– Кого мы имеем в виду? (Значительное лицо)
– Странное наименование.
– Какая должность у этого человека?
– Что значит «значительное лицо»? (Начальник)
– Что значит эпитет «значительное»? Подберите
синонимы. (Важный, главный)
– Почему Н.В. Гоголь из синонимического ряда
выбрал именно это слово? (Обратите внимание, от
какого слова образовалось (значить)т.е. тот, кто
имеет значение)
– Для кого это лицо имеет значение? (Для
подчиненных и для себя)
– В чем оно состоит? (От него зависит их
положение, а значит, и жизнь)
– Обратите внимание: между понятиями
«положение» и «жизнь» ставится знак равенства.
Опять мысль, что жизнь человека зависит от
ступеньки, на которой он находится на
общественной лестнице. Но понятие
«значительности» относительное. Значительное
для подчиненных – незначительное для
начальства. Наверно, относительность эта и
влияет на значительное лицо.
– Каким образом? (Он стремиться усилить свою
значительность)
– Как?
– Зачем вводится рассказ о каком-то начальнике
канцелярии, не имеющем к сюжету
никакого отношения? Что хочет этим
показать?
– При этом у них нет ни имен, ни лиц. Особенно
заметно это в сочетании «значительное лицо».
Лицо – без лица.
– Что хочет подчеркнуть автор? (Лицо не важно).
– А что важно? (Мундир, кабинет, т.е. вещи)
– Распекая Акакия Акакиевича, значительное лицо
злится?
– Зачем тогда распекает?
– А результат?
– Хотел ли он этого?
– Почему же это произошло? (Он не видит в нем
человека).
– А более значительное лицо, возможно, не увидит
в нем.
– Мы видим два способа уничтожения человека.
– Какие?
1. Человек теряет лицо, перестает быть человеком
(индивидуальностью).
2. Человек теряет человеческих качества, не видит
людей в других. И в нем не видят человека. Ни
начальники, ни подчиненные.
– В этом мире Г. наметил для человека 3 пути в
жизни. Два мы увидели. Какие? (Стать никем.
Превратиться в ничто, в винтик. Неинтересный.
Незаметный. Легко заменяемый. Это путь Акакия
Акакиевича. 2. Стать значительным лицом, стать
вывеской, оболочкой, т.е., по сути дела, тоже –
никем)
– Смотрите, к чему мы пришли совершенно
неожиданно. Парадокс. Получается, чтоэти два
пути, кажется, совершенно противоположные,
приводят к одному результату. Какому? (Человек
становится ничем, перестает быть человеком)
– Ужасен мир, где человек перестает быть
человеком. В нормальном мире приоритеты
располагаются так: «Человек, лицо, вещь». В
мире, который показывает нам Гоголь, все
наоборот. Возникает вопрос. Какой? Ведь
получается, что выбора нет. Какой путь ни
возьмите, результат один.
– Есть ли третий путь? В чем он состоит?
– Показывает ли нам его Гоголь? Вспомните
молодого чиновника, который тоже смеялся над
Акакием Акакиевичем. А потом…
(Отрывок из повести находят ученики, читает
учитель)
– Почему изменился чиновник? Что он услышал в
словах Акакия Акакиевича? (Я брат твой, человек)
Почему не чиновник. Не коллега
– Какая мысль содержится в этой фразе? (Акакий
Акакиевич достоин уважения уже потому, что он –
человек. Пусть невзрачный, неинтересный, но
человек)
– Почему же такая важная мысль выражается как бы
вскользь, незаметно?
– В чем состоит этот третий путь? (Остаться
человеком)
– Легко ли это?
– Вот почему, этот путь лишь намечен. Если
человек найдет его в повести, не заскучает, не
посмеется, не захочет стать значительным лицом,
найдет и в жизни – самый главный, правильный
путь.
– Человек должен помнить, сохранять, видеть в
себе и других человека, уважать человека. Только
это позволит не превратиться ни в Акакия
Акакиевича, ни в значительное лицо – остаться
человеком.
– Вспомните, что одна из самых главных традиций
русской литературы – интерес к человеку,
уважение и сочувствие к нему, постоянное
напоминание о его высоком призвании – быть
человеком
– Н.А.Некрасов, сокрушаясь о многом плохом, что
его окружало, восклицал: «О, кто теперь напомнит
человеку высокое призвание его!»
– Именно это хотел сделать Н.В.Гоголь в своей
маленькой повести: напомнить человеку о его
высоком призвании – быть человеком. И именно
поэтому Ф.М.Достоевский сказал: «Все мы вышли из
«Шинели» Гоголя».
Подведение итогов, оценки.
Домашнее задание: стр.267, подготовиться к творческому практикуму «Повесть «Шинель» в читательском и писательском восприятии и осмыслении», письменно ответить на вопрос Макара Девушкина из практикума.