Тема: Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.
Цель урока: постепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова.
Задачи урока:
- понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта;
- научить текстуальному анализу стихов;
- сформировать интерес к поэзии Лермонтова;
- воспитывать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость.
Оборудование: тексты стихов, тетради, листочки для иллюстрирования, индивидуальные карточки, видеокассета с романсами на стихи Лермонтова, медиапроектор.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока
– Прослушайте, пожалуйста, романс,
постарайтесь определить, о чем мы сегодня будем
говорить.
– О чем мы с вами будем говорить, какую цель
поставим на урок?
– Значит, темой нашего урока будет «Любовная
лирика М.Ю.Лермонтова. Сегодня на уроке мы
постараемся проникнуть во внутренний мир поэта,
понять его противоречия и страдания, рассмотрим
особенности стихов поэта о любви.
Вы уже знакомы с творчеством Лермонтова. Давайте
вспомним его годы жизни. А вы, ребята, знаете, как
легко их запомнить? К обеим датам прибавим по 100:
1814 + 100 = 1914 – начало I мировой войны;
1841 + 100 = 1941 – начало Великой Отечественной войны.
– Сейчас, я думаю, вы никогда не забудете этих дат.
2. Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
– Вы уже знаете, сколько он лет жил? Творческий путь Лермонтова был недолгим, начиная с 1828 по 1841 год, всего 13 лет. Идейные искания и душевные тревоги Лермонтова нашли отражение в его лирике и прежде всего, в любовной лирике. А сейчас обратим внимание на эпиграф урока (слайд 1):
«Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему «Я». В.С.Соловьев
– Как вы понимаете эти слова?
– Исследователи отмечают такую особенность
любовной лирики Лермонтова, как стремление
передать в ней собственные философские
переживания, свое отношение к миру, вызванное
любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа
любимой женщины, не признание ей в любви. В стихах
о любви почти никогда не говорится в настоящем
времени, любовь воспринимается лирическим
героем в прошлом, и мы видим только игру
воспоминания и воображения.
3. Работа с книгой. Знакомство со стихотворениями
– Сейчас мы с вами познакомимся с отдельными стихотворениями о любви.
“Отчего” (“Мне грустно, потому что я тебя люблю”) (1840 г.)
Чтение стихотворения.
– Почему лирическому герою грустно, разве от
любви бывает грустно?
– Любовь приносит лирическому герою не радость,
а страдания. Это стихотворение производит
противоречивое посвящено Марии Александровне
Щербатовой (слайд 2).
С именем Щербатовой связывали историю дуэли
поэта с Барантом. Известно, что Барант был
раздражен тем, что княжна Мария Александровна, к
которй он был неравнодушен, оказывала явное
предпочтение Лермонтову.
– А сейчас прочитайте стихотворение “Отчего”
про себя и приготовьтесь прочитать выразительно.
– Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему
стихотворение называется “Отчего”?
“Я не унижусь пред тобою”
– Подготовтесь и прочитайте стихотворение
выразительно. С каким стихотворением А.С.Пушкина
созвучно это произведение?
– Чем отличается это стихотворение от
стихотворения “Я вас любил”
– Это стихотворение обращено к Наталье
Федоровне Ивановой (слайд 3), в которую
Лермонтов одно время был пылко влюблен.Данное
стихотворение подводит итог их
взаимоотношениям. В начале июня 1831 года
Лермонтов несколько дней гостил под Москвой в
семье покойного драматурга Ф.ф.Иванова, в дочь
которого, Наталью, девушку удивительной красоты,
был без памяти влюблен. Восторженное обожание,
стихотворные признания юного поэта льстили
самолюбию избалованной успехом девушки, сначала
она благосклонно относилась к нему. Но в
последний приезд к Ивановым, в усадьбу на берегах
Клязьмы, Лермонтов, в обиде на нее, пишет это
стихотворение.
– Давайте еще раз прочитаем стихотворение. Какое
настроение преобладает в этом стихотворении?
– Стихотворение “Я не унижусь пред тобою”
исполнено горестным ожесточением и сожалением о
напрасно растраченном жаре души. Обида,
нанесенная непостоянной девушкой, не только
больно ранила впечатлительного юношу, но и
разрушила в нем возвышенное отношение к любви.
“Нет, не тебя так пылко я люблю...”
– Лермонтов, как вы знаете, был одинок и он всегда искал близкую к себе душу. Вот еще одна история из его жизни. Однажды зашедший к Соллогубам Лермонтов сидел в гостиной и молча глядел на молодую хозяйку дома своими выразительными глазами, имевшими магнетическое внияние. Смущенная Софья Михайловна (слайд 4), обращаясь к нему по-французски, укоризненно сказала: “Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не любит вашу манеру пристально всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность?” Ничего не ответив, Лермонтов встал и ушел. А на другой день принес Софье Михайловне листок со стихами, который Соллогуб тут же забрал у жены. Случилось это весной 1841 года, в последний приезд поэта в Петербург.
– Это было стихотворение “Нет, не тебя так
пылко я люблю”. А сейчас послушайте это
стихотворение. Какое настроение владеет
лирическим героем и как оно передается в
стихотворении.
Софья Михайловна Соллогуб напомнила Лермонтову
Варвару Александровну Лопухину (слайд 5),
и именно с Лопухиной и вел разговор поэт. С
Варенькой Лопухиной Лермонтов встретился спустя
некоторое время после разлуки с Натальей
Ивановой. Молодые люди сблизились, но Лермонтов
все еше сопротивлялся нахлынувшему на него
новому чувству. Потом он понял, что именно эта
любовь у него самая сильная, именно эту любовь он
пронес до конца жизни, хотя Варенька вышла замуж
за нелюбимого человека.
– Прочитайте стихотворение. Скажите, что вы
понимаете под выражением “таинственный
разговор”? Почему и для кого он таинственный?
– Стихотворение написано в 1841. в последнем году
жизни поэта. Каким ему представляется
прошлое?
– Какие чувства он испытывает к адресату
“таинственного разговора”, “подруге юных
дней”?
– В этом стихотворении используется прием
противопоставления. Внешне собеседница
напоминает поэту “подругу юных дней”, но
таинственный разговор ведется с женщиной,
оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие
чувства, сейчас же вспоминает лишь “прошлое
страдание”, погибшую молодость. Это впечатление
усиливается по контрасту с настоящей
собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и
уста живые.
4. Выполнение творческой работы
– Сейчас вы на некоторое время
станете художниками. Нарисуйте эскиз обложки
сборника стихов о любви М.Ю.Лермонтова.
– Какие у вас появились ассоциации?
Что вы хотели изобразить?
5. Итог урока
– А сейчас еще раз прочитаем эпиграф.
Скажите, сегодняшний урок соответствует
эпиграфу?
– Что интересного вы узнали на уроке?
6. Заключительное слово учителя
– Лермонтов почти не знает счастливой любви. Его отношение к женщине обычно отравлено или осложнено какими-то роковыми обстоятельствами. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в чувства любви. А вас, ребята, благодарю за урок. Пусть ваша любовь всегда будет счастлива. Любите и будьте всегда любимы!
7. Домашнее задание
– Сделать анализ 1 стихотворения о любви Лермонтова (по выбору).