Урок литературы в 9-м классе по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова"

Разделы: Литература


Тема: Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.

Цель урока: постепенное проникновение  во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова.

Задачи урока:

  • понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта;
  • научить текстуальному анализу стихов;
  • сформировать интерес к поэзии Лермонтова;
  • воспитывать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость.

Оборудование: тексты стихов, тетради, листочки для иллюстрирования,  индивидуальные карточки, видеокассета с романсами на стихи Лермонтова, медиапроектор.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока

– Прослушайте, пожалуйста, романс, постарайтесь определить, о чем мы сегодня будем говорить.
– О чем мы с вами будем говорить, какую цель поставим на урок?
– Значит, темой нашего урока будет «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Сегодня на уроке мы постараемся проникнуть во внутренний мир поэта, понять его противоречия и страдания, рассмотрим особенности стихов поэта о любви.
Вы уже знакомы с творчеством Лермонтова. Давайте вспомним его годы жизни. А вы, ребята, знаете, как легко их запомнить? К обеим датам прибавим по 100:

1814 + 100 = 1914 – начало I мировой войны;
1841 + 100 = 1941 – начало Великой Отечественной войны.

– Сейчас, я думаю, вы никогда не забудете этих дат.

2. Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

– Вы уже знаете, сколько он лет жил? Творческий путь Лермонтова был недолгим, начиная с 1828 по 1841 год, всего 13 лет. Идейные искания и душевные тревоги Лермонтова нашли отражение в его лирике и прежде всего, в любовной лирике. А сейчас обратим внимание на эпиграф урока (слайд 1):

«Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему «Я». В.С.Соловьев

– Как вы понимаете эти слова?
– Исследователи отмечают такую особенность любовной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание ей в любви. В стихах о любви почти никогда не говорится в настоящем времени, любовь воспринимается лирическим героем в прошлом, и мы видим только игру воспоминания и воображения.

3. Работа с книгой. Знакомство со стихотворениями

– Сейчас мы с вами познакомимся с отдельными стихотворениями о любви.

“Отчего” (“Мне грустно, потому что я тебя люблю”) (1840 г.)

Чтение стихотворения.

– Почему лирическому герою грустно, разве от любви бывает грустно?
– Любовь приносит лирическому герою не радость, а страдания. Это стихотворение производит противоречивое посвящено Марии Александровне Щербатовой (слайд 2).
С именем Щербатовой связывали историю дуэли поэта с Барантом. Известно, что Барант был раздражен тем, что княжна Мария Александровна, к которй он был неравнодушен, оказывала явное предпочтение Лермонтову.
– А сейчас прочитайте стихотворение “Отчего” про себя и приготовьтесь прочитать выразительно.
– Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему стихотворение называется “Отчего”?

“Я не унижусь пред тобою”

– Подготовтесь и прочитайте стихотворение выразительно. С каким стихотворением А.С.Пушкина созвучно это произведение?
– Чем отличается это стихотворение от стихотворения “Я вас любил”
– Это стихотворение обращено к Наталье Федоровне Ивановой (слайд 3), в которую Лермонтов одно время был пылко влюблен.Данное стихотворение подводит итог их взаимоотношениям. В начале июня 1831 года Лермонтов несколько дней гостил под Москвой в семье покойного драматурга Ф.ф.Иванова, в дочь которого, Наталью, девушку удивительной красоты, был без памяти влюблен. Восторженное обожание, стихотворные признания юного поэта льстили самолюбию избалованной успехом девушки, сначала она благосклонно относилась к нему. Но в последний приезд к Ивановым, в усадьбу на берегах Клязьмы, Лермонтов, в обиде на нее, пишет это стихотворение.
– Давайте еще раз прочитаем стихотворение. Какое настроение преобладает в этом стихотворении?
– Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” исполнено горестным ожесточением и сожалением о напрасно растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное отношение к любви.

“Нет, не тебя так пылко я люблю...”

Лермонтов, как вы знаете, был одинок и он всегда искал близкую к себе душу. Вот еще одна история из его жизни. Однажды зашедший к Соллогубам Лермонтов сидел в гостиной и молча глядел на молодую хозяйку дома своими выразительными глазами, имевшими магнетическое внияние. Смущенная Софья Михайловна (слайд 4), обращаясь к нему по-французски, укоризненно сказала: “Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не любит вашу манеру пристально всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность?” Ничего не ответив, Лермонтов встал и ушел. А на другой день принес Софье Михайловне листок со стихами, который Соллогуб тут же забрал у жены. Случилось это весной 1841 года, в последний приезд поэта в Петербург.

– Это было стихотворение “Нет, не тебя так пылко я люблю”. А сейчас послушайте это стихотворение. Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в стихотворении.
Софья Михайловна Соллогуб напомнила Лермонтову Варвару Александровну Лопухину (слайд 5), и именно с Лопухиной и вел разговор поэт. С Варенькой Лопухиной Лермонтов встретился спустя некоторое время после разлуки с Натальей Ивановой. Молодые люди сблизились, но Лермонтов все еше сопротивлялся нахлынувшему на него новому чувству. Потом он понял, что именно эта любовь у него самая сильная, именно эту любовь он пронес до конца жизни, хотя Варенька вышла замуж за нелюбимого человека.

– Прочитайте стихотворение. Скажите, что вы понимаете под выражением “таинственный разговор”? Почему и для кого он таинственный?
– Стихотворение написано в 1841. в последнем году жизни поэта. Каким  ему представляется прошлое?
– Какие чувства он испытывает к адресату “таинственного разговора”, “подруге юных дней”?
– В этом стихотворении используется прием противопоставления. Внешне собеседница напоминает поэту “подругу юных дней”, но таинственный разговор ведется с женщиной, оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же вспоминает лишь “прошлое страдание”, погибшую молодость. Это впечатление усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и уста живые.

4. Выполнение творческой  работы

Сейчас вы на некоторое время станете художниками. Нарисуйте эскиз обложки сборника стихов  о любви М.Ю.Лермонтова.
Какие у вас появились ассоциации?  Что вы хотели изобразить?

5. Итог урока

– А сейчас еще раз  прочитаем эпиграф. Скажите, сегодняшний урок соответствует эпиграфу?
– Что интересного вы узнали на уроке?

6. Заключительное слово учителя

– Лермонтов почти не знает счастливой любви. Его отношение к женщине обычно отравлено или осложнено какими-то роковыми обстоятельствами. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в чувства любви. А вас, ребята, благодарю за урок. Пусть ваша любовь всегда будет счастлива. Любите и будьте всегда любимы!

7. Домашнее задание

 – Сделать анализ 1 стихотворения о любви Лермонтова (по выбору).