Урок литературы в 9-м классе на тему "Два поэта - две судьбы"

Разделы: Литература


Образовательные цели:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством двух великих женщин - поэтов Серебряного века;
  • дать возможность учащимся ощутить трагичность времени, в котором жили А.Ахматова и М.Цветаева, прикоснуться к их нелегким судьбам, понять особенности их внутреннего и поэтического мира;
  • познакомить с основными темами творчества А.Ахматовой и М.Цветаевой

Развивающие цели:

  • развивать творческое мышление, умение анализировать поэтический текст, сопоставлять и сравнивать факты, события, явления;
  • формировать художественно-эстетический вкус, активизировать фантазию и воображение

Воспитательные цели:

  • воспитывать внимание и интерес к художественной литературе, к поэзии, к богатейшим возможностям поэтического языка

Оборудование урока:

  1. Портреты А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  2. Цитаты из стихотворений: « … мне дали имя при крещенье – Анна»
    « … мне имя Марина,
    я белая пена морская»
  3. Выставка книг: сборники стихов Ахматовой и Цветаевой, М. Цветаева «Мой Пушкин»
  4. Опережающие задания уч-ся по группам
  5. Компьютерная презентация к уроку
  6. Тексты изучаемых произведений и опорные листы на каждом столе Смотрите Приложение 1
  7. Памятка для анализа стихотворения – каждому ученику

Ход урока

I. Орг. момент урока.

Слово учителя

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века выделяются два женских имени – Марина Цветаева и Анна Ахматова. За всю многовековую историю русской литературы это, пожалуй, лишь два случая, когда женщина – поэт по силе своего дарования ни в чем не уступила поэтам мужчинам. Не случайно обе они не жаловали слово «поэтесса» (и даже оскорблялись, если их так называли). Они предъявляли самые высокие требования к званию Поэт. Анна Ахматова так прямо и писала: Увы! лирический поэт

Обязан быть мужчиной…

Ахматова…Цветаева…Каждая из них – это целый поэтический мир, Вселенная, у каждой совершенно особая, своя… И тем не менее, по словам Пушкина, «бывают странные сближенья…»

Давайте попробуем сегодня приблизиться к их времени, прикоснуться к их судьбам, к творчеству, чтобы увидеть и понять и «странные сближенья», и индивидуальность каждой из них, услышать их голос, проникнуть в их поэтический мир. Попытаемся не только обогатить себя знаниями, но и испытать чувство восторга от общения с высокой поэзией Серебряного века.

II. Сообщение темы и целей урока

Проблемные вопросы:

- Какие обстоятельства жизни способствовали формированию характера и внутреннего мира

Ахматовой и Цветаевой и наложили отпечаток на их творчество?

- Выявить основные темы лирики Ахматовой и Цветаевой.

(У каждой группы опорный лист для заметок по ходу урока)

III. Жизнь и творчество А.Ахматовой

1) Слово об Ахматовой Учитель (у портрета):

Всмотритесь в это лицо. Её патрицианский профиль, ее неповторимую красоту и обаяние, ее горделивую осанку стремились изобразить многие мастера кисти, известные художники. Да, она всегда была царственно красива, горделиво прекрасна. Говорят, даже мертвая она вызывала чувство преклонения.

Но вот другой ее портрет, портрет, написанный в 1913 году ею самой. Он зрительно дополняет наше представление о «златоустой Анне - всея Руси», как называла ее Марина Цветаева.

2) Стихотворение «На шее мелких чёток ряд…»

3) Слово Анне Ахматовой. (Ученица в роли Ахматовой рассказывает отрывок из автобиографии «Коротко о себе» до слов «В 1910 году…»)

/Этот пункт можно не включать в урок/

4) Слово учащимся - исследователям биографии Ахматовой:

В автобиографии Ахматова лаконично отмечает наиболее важные моменты своей жизни:

  • первые воспоминания о великолепных царскосельских парках, о Царском Селе, где прошло детство и юность;
  • сильное впечатление, оставленное древним Херсонесом и Крымом, где бывала каждое лето и подружилась с морем;
  • обучение чтению по азбуке Льва Толстого уроки французского с пяти лет;
  • первое стихотворение, написанное в 11 лет;
  • первое знакомство с русской поэзией – поэзией Державина и Некрасова.

Потом уже открылся Пушкин, беззаветная любовь и удивление им прошли через всю ее жизнь. Одно из ранних стихотворений Ахматовой обращено к Пушкину и Царскому Селу, где она провела свое детство и юность.

Звучит стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…»

Смотрите Приложение 2 стих.1

Там же, в Царском Селе, Ахматова познакомилась со своим будущим мужем Николаем Гумилевым, тоже учившимся в Царскосельской гимназии. Ряд стихотворений в первых сборниках Ахматовой «Вечер» (1911г.) и «Чётки» (1914г.) навеяны ее чувствами к Гумилеву:

Смотрите Приложение 2 стих.2

В 1910 году Ахматова вышла замуж за Гумилева, о котором она напишет:

Смотрите Приложение 2 стих.3

Совместное проживание под одной крышей гумилевского дома двух талантливых людей оказалось невозможным. В 1918 году они разошлись. А в августе 1921 года «златоустая Анна» оплакала гибель своего первого мужа. У Анны Андреевны остался сын Лев Гумилев. Он стал ученым, а не поэтом, но репрессий в тридцатые годы не избежал. Его арестовывали трижды. Сына Ахматовой могла постичь участь его отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил. А сколько горя выпало на долю матери! Семнадцать месяцев провела Ахматова в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну теплые вещи и продукты.

Однажды в тюремной очереди кто-то «опознал» Ахматову, и тогда стоящая за ней женщина с голубыми губами спросила ее на ухо: «А это вы можете описать?» Через несколько лет Ахматова напишет об этом ужасе в своем гениальном «Реквиеме».

(На фоне музыки Шуберта «Ave Maria») звучит отрывок из поэмы «Реквием» - «Эпилог»
В конце чтения музыка звучит громче

Учитель: от слов «Узнала я, как опадают лица» до слов «ослепшей стеною»

(Ученица в роли Ахматовой читает дальше отрывок из поэмы «Реквием»):

Смотрите Приложение 2 стих.4

(К концу чтения музыка становится громче)

Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилева, который был обвинен в причастности к контрреволюционному мятежу и расстрелян. Затем нечеловеческие муки и переживания за сына. Это в личной жизни.

Ее творческая судьба после революции тоже сложилась драматично. В начале 20-х годов были опубликованы две книги стихов Ахматовой: «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922), которые были высоко оценены литературной критикой. Литературовед Виктор Шкловский заметил: «Это как будто отрывки из дневника. Странно и страшно читать эти записи. Я не могу цитировать в журнале эти стихи. Мне кажется, я выдаю чью-то тайну».

Но с 1924 года вплоть до 1939 ее стихотворения перестали печатать, а изданные произведения подвергались необоснованной критике. Долгое время в печати не появлялись ни новые, ни старые ахматовские стихи. Это было трудное время, полоса забвения. Обиды, оскорбления, клевета, предательство…Но никто и никогда не видел ее с поникшей головой, в отчаянии и растерянности. Она всегда была прямой и строгой, была человеком воистину неземного великого мужества…

Экран:

Поэт Михаил Дудин вспоминает: «…в ее жизни было много тяжелого, трагического…Но никогда, ни в одной из ее книг я не находил отчаяния и растерянности. Никогда не видел ее с поникшей головой. Она всегда была прямой и строгой, была человеком воистину неземного великого мужества… Души высокая свобода, которой она обладала, давала ей возможность не гнуться под любыми ветрами клевет и предательств, обид и несправедливостей».

Учитель: Это ещё не все в печальной повести жизни и творчества Ахматовой. Еще одно испытание пришлось пережить ей вместе со своим народом – Великую Отечественную войну.

Сообщение ученика

Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну, - «Клятва». Звучит стихотворение.

Общенародное горе – это и ее личное горе, горе человека и поэта. Родина – «это всё моё – душа моя и тело», - говорила Ахматова. Она мужественно переносила тяготы войны в блокадном Ленинграде. Сохранить родную землю и родное слово, родную речь – для Ахматовой понятия равнозначные. В ее стихах этого периода звучит высокое чувство гражданской ответственности.

Стих. «Мужество» (читает ученик)

Будучи больной, Ахматова была эвакуирована из осажденного Ленинграда в Ташкент. Но и там она переживала вместе со всем народом трагедию фашистского нашествия. Ее мысли были обращены к Ленинграду, она думала о тех, кто там остался:

Звучит стихотворение «Птицы смерти в зените стоят» Смотрите Приложение 2 стих.5

Ахматова прошла вместе со своим народом «смертную бездну» Великой Отечественной войны. Выжила. Прожила долгую и трудную жизнь. Только после войны, в 50-е годы, поэтическое имя Ахматовой будет реабилитировано в общественном мнении, придет заслуженное признание ее таланта.

В 1964 году она удостоена международной премии «Этна-Таормина» в Италии.

В 1966 году получила докторскую степень в Оксфорде.

5) Рефлексия

- Итак, что вы можете сказать о судьбе Анны Ахматовой? Согласны ли вы с тем, что она прожила долгую и счастливую жизнь?

Учащиеся высказывают свою точку зрения. Они говорят, что кощунственно так сказать о женщине, муж которой был расстрелян, чей «подрасстрельный» сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, которую гнали и травили, на чью голову обрушивались хулы и кара, забвение творчества и т.д.

Учитель соглашается с ними, добавив ко всему сказанному еще и то, что почти всегда Ахматова жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, все лишения, кроме лишения Родины – изгнания. Но все-таки она прожила долгую и счастливую жизнь, потому что она была – поэт! Послушайте, что говорит она сама: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

- Назовите стихи Ахматовой, прозвучавшие сегодня на уроке, и определите темы ее творчества.

Спасибо всем за активную работу на уроке и откроем вторую страницу «повести» на тему «Два поэта – две судьбы».

IV. Жизнь и творчество М. Цветаевой

1) Стихотворение «Кто создан из камня…» читает учитель:

Смотрите Приложение 2 стих.6

Имя Марина в переводе с латыни означает «морская». Морская – это, значит, какая?

(Учащиеся размышляют.)

Она родилась в сентябре. Это осень, время наступления холодов, предвещающее суровую жизнь

Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.

Еще в ранних стихах Цветаевой зазвучала нота трагизма жизни – предчувствие своей судьбы, а позже рябина, пылающая и горькая, стала символом ее судьбы. В 1934 году она снова повторяет: «Рябину // Рубили// Зорькою.// Рябина –// Судьбина// Горькая.»

Учитель: Перенесемся мысленно в далекий 1920 год.

Музыкальный фрагмент из «Карнавала», соч. 9 (ч .1 Преамбула) Р.Шумана

Уч-ся: Стоял декабрь. В заснеженной Москве в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг… словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.

Стих. «Я расскажу тебе – про великий обман» Смотрите Приложение 2 стих.7

Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали или, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла ее. Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живет почти в полном отчуждении. И поэтому ее появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.

И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спеленутых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.

- Какие события, о которых шла сейчас речь, выпали на годы жизни Цветаевой?

- Каково было отношение Цветаевой к происходящим событиям, к революции?

Если сейчас дать слово «исследователям» творчества Цветаевой, то они подтвердят все сказанное.

- Каково было отношение Цветаевой к происходящим событиям, к революции?

(Слово ученику)

- Можно ли проследить отношение Цветаевой к происходящим событиям в ее творчестве этого периода?

Слово «литературоведам».

Если внимательно прочитать стихотворения Цветаевой 1918 – 1920 годов, то нельзя не заметить, что она находилась в духовной оппозиции существующему укладу жизни.

Цветаева не хотела, да и не могла смириться с насилием, террором, которые были роковым знамением времени, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны, обрушившейся «громом на голову, саблей наголо».

Послушайте одно из ее стихотворений этого периода, написанное 7 февраля 1921 года.

- О чем оно? Какие чувства выражает поэтесса?

Звучит стихотворение «Ох, грибок ты мой, грибочек…» Смотрите Приложение 2 стих.8

Где-то в водовороте гражданской войны, в белой гвардии, между жизнью и смертью находился любимый человек поэтессы, ее муж Сергей Эфрон. Ему она посвятила цикл стихотворений «Георгий» (1921г.), в котором воспела мужество воина, ратоборца.

Звучит стих. «Синие версты и зарева горние!» Смотрите Приложение 2 стих.9

Быть может, читая эти стихи в Политехническом музее, она вспоминала об их первой встрече, о свадебном путешествии, о присутствии на торжестве по случаю открытия Музея изящных искусств, который основал ее отец – профессор-искусствовед Цветаев Иван Владимирович

Это было счастливое время в ее жизни. Детство. Юность. Молодость. И совершенно особый мир, полный музыки и света.

Послушаем об этом.

(Ученица рассказывает фрагмент из биографии поэтессы – о родителях, о семье, о доме).

Слово учащимся-литературоведам.

Первый ученик: Нам нужно было прочитать стихотворения Цветаевой, связанные с античными сюжетами и ответить на вопрос «Почему античный мир стал неотъемлемой частью ее духовного мира? Какие обстоятельства жизни способствовали этому?»

Второй учащийся читает названия «античных» стихотворений Цветаевой.

  1. «Психея» (1918) - «Что, Муза моя? Жива ли еще?..»
  2. трилогия «Тезей», «Ариадна» (1923), «Федра» (1921)
  3. «Орфей» (1921)
  4. «Хвала Афродите» (1921)
  5. «Эвридика – Орфею» (1923)
  6. «Ахилл на валу»
  7. «Венера» и др.

В них поэтесса основном использует сюжеты и образы греческого эпоса.

Мы узнали, что интерес к античному миру сформировался у Цветаевой в домашней обстановке жизни в Москве. Отец, профессор-искусствовед, очень рано познакомил дочь с историей и культурой Эллады, с ее мифами и легендами, с поэзией Гомера. Домашний мир и быт были пронизаны постоянным интересом к искусству. Семья, родители, домашний уклад жизни – вот источник, в котором формировался ее духовный мир.

Учитель: С каким благоговением вспоминала Цветаева свое детство, этот особый чудный мир, свой дом в Трехпрудном переулке! Позже она напишет:

Звучит стих. «Ты, чьи сны еще непробудны» Смотрите Приложение 2 стих.10

Цветаева гордилась тем, что родилась в Москве. Она воспела этот город в своих стихах:

«Домики старой Москвы» (1911)

«Москва! Какой огромный…» (1916)

- Случайно ли в творчестве Цветаевой большое место занимает тема Пушкина?

Сообщение ученицы по книге «Мой Пушкин».

Так что тема Пушкина в творчестве Цветаевой не случайна. И не одно стихотворение посвятит Цветаева своему кумиру. Вот одно из них – «Поэт и царь»: Смотрите Приложение 2 стих.11

Учитель: Да, была у нее счастливая, счастливая пора золотого детства. В родном доме, где с любовью относились к книге и где «в тайной комнате был тайный шкаф», где обожествлялось искусство, где звучала классическая музыка. Не случайно Марина очень рано потянулась к поэзии. Писать стихи она начала очень рано. По отдельным источникам, в возрасте четырех – шести лет.

Пролистаем дневник жизни Марины Цветаевой.

(Компьютерная презентация)

1910 год – Удачный литературный дебют. Первый сборник стихов «Вечерний альбом» получил положительный отзыв в литературных кругах.

1912 год – Счастливый брак с Сергеем Эфроном

Выпустила вторую книгу стихов - «Волшебный фонарь»

Рождение старшей дочери – Ариадны

1913 год – третья книга стихов – «Из двух книг»

1917 год - Рождение второй дочери - Ирины

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ

А дальше как страшная кинохроника:

Муж – с белыми, она с детьми – в красной Москве. Одиночество. Бесприютность. Голод.

«Встаю… холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины – тряпки – везде детские платья и рубашки. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре…" – описывала Цветаева свое тогдашнее житье. И никаких вестей от мужа.

Кто-то посоветовал сдать детей в приют, чтобы спасти их от голодной смерти.

1919 год – смерть от голода в приюте младшей дочери Ирины.

1920 год – в голодной красной Москве. Выступление в Политехническом музее…

1922 год – Покидает Россию. Отправляется в Прагу, где находился муж. Начались долгие годы эмиграции. Берлин. Прага. Париж. Духовное одиночество среди эмигрантов, полунищенское существование, тоска по родине…

17 лет на чужбине!

1939 год - Цветаева с сыном возвращается на родину. (Муж и дочь вернулись чуть раньше)

Арестована дочь Ариадна

Арестован муж Сергей Эфрон…

1941 год – ВОЙНА!

В Москве оставаться было страшно. Многие спешно уезжали в эвакуацию. Цветаева охвачена чувством страха за сына. 8 августа вместе с другими писательскими семьями уезжает пароходом в захолустный городок на Каме – Елабугу.

Там 31 августа 1941 года в одиночестве, под гнетом личных несчастий покончила с собой, прожив всего 49 лет. Место захоронения неизвестно.

- Много ли испытаний отпустила судьба на долю Цветаевой? (Хватило бы с лихвой на десяток человеческих жизней)

- Благоприятны ли были условия ее жизни для творчества?

(Нет. Но она жадно, взахлеб любила жизнь и никогда не сетовала на неблагоприятные условия. Она как-то заметила, что «жизнь сама неблагоприятное условие. Всякое творчество…- перебарыванье, перемалыванье, переламыванье жизни – самой счастливой… Жизнь – сырьем – на потребу творчества не идет. И как бы ни жестоко сказать, самые неблагоприятные условия – быть может – самые благоприятные».)

V. Итог урока.

- Два поэта – две судьбы… Ахматова, Цветаева… Что их сближает?

- Назовите основные темы творчества Ахматовой и Цветаевой.

(Учащиеся используют при ответах свои опорные листы)

VI. Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение Ахматовой или Цветаевой из учебника литературы, проанализировать его, пользуясь памяткой
  2. Прочитать имеющиеся в учебнике стихи Ахматовой и Цветаевой и дополнить таблицу «Основные темы творчества Ахматовой и Цветаевой».