Урок литературы в 9-м классе по теме "Печорин наедине с собой"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Раскрыть внутренний мир Печорина, его способность анализировать и оценивать свои поступки, его отношение к таким нравственным ценностям, как дружба и любовь.
  2. Развитие умения анализировать дневниковые записи, выявлять авторское отношение к герою, роль внутренних монологов, пейзажей как художественных приёмов для раскрытия характера героя.

Самое трудное – понять самого себя.

Фагес (древнегреческий философ)

ХОД УРОКА

Слово учителя:

Почти у каждого человека бывают минуты, когда ему хочется побыть наедине с собой.

– А что значит быть наедине с собой?

– Каждый ли человек способен на это?

Учитель:

Чем богаче внутренний мир человека, тем более склонен он к самоанализу, к анализу своих поступков. Если человек живёт не только внешними событиями, а постоянно обращается к своей душе, то такому человеку дороги минуты наедине с собой. Именно такие минуты наступают в жизни главного героя Печорина.

Тема урока

Задача – увидеть Печорина наедине с собой, осмыслить его внутреннюю… жизнь, попытаться заглянуть в тайники души.

Таким мы видим Печорина “наедине с собой в главе “Княжна Мери” и сразу обращаем внимание на необычную форму повествования – дневник.

– Как вы думаете, почему автор выбирает такую форму повествования?

Обращение к эпиграфу

Учитель

– Действительно, дневник помогает Печорину познать самого себя, эта внутренняя потребность осмыслить свою жизнь вновь и вновь заставляет Печорина обращаться к дневнику.

Актуализация

– Поразили ли вас размышления о себе самом в дневнике?

– Что особенно поразило? (ответ учеников)

Учитель

– Поражает глубокое знание психологии людей Печорина, умение найти слабое место в характере человека, заставить его подчиняться себе. Удивляет противоречивость характера Печорина. С одной стороны, безразличие, холодность с другой – ненасытное стремление вмешиваться в судьбы других героев.

Жизнь сталкивает Печорина с различными людьми, испытывая его дружбой и любовью.

Проблемный вопрос.

– А доступны ли Печорину чувства дружбы и любви? Немало страниц дневника Печорин посвящает размышлениям о дружбе. Случайно ли это?

Учитель

Складывается впечатление, что Печорин и Вернер – настоящие друзья, и а всё же можно ли их отношения назвать дружбой?

– Стали ли они друзьями?

В первой части повествования этого дневника Печорин воссоздаёт портрет Вернера.

Что мы узнаём об этом человеке? (ответ ученика)

Стали ли Печорин и Вернер друзьями? Почему?

Мефистофель обратимся к записям от 13 мая, чтобы ответить на этот вопрос.

Учащиеся работают по тексту.

Вывод. Учитель

Дружба не возникает никогда на основе равнодушия и себялюбия. Не правда, что в дружбе один из людей раб. Во всякой дружбе есть радость отдавать себя, что наши герои не умеют делать. Дружеские отношения возникают там, где люди умеют не только перекладывать свою ношу на плечи другого, но и брать на себя чужую. Злые люди не могут быть друзьями. В трудную минуту они отступают.

Холоден в дружбе Печорин, а в любви?

Проблемный вопрос.

– Доступно ли это ему чувство?

– Как об этом он говорит в дневнике? (запись от 16 мая)

Мы видим Печорина в тот момент, когда Печорин радуется после разговора с Верой, та попросила познакомиться его с Лиговскими и “волочиться” за княжной, радуется, что его планы нимало не расстроились. И мы словно слышим голос Печорина, его интонации (чтение 2– предложений учителем со слов “Весело…”

Задание

Прочтите этот отрывок текста до момента и подумайте над вопросом: “Доступны ли Печорину чувства любви”?

Понаблюдайте за тем, как меняется внутреннее состояние Печорина. В этом наблюдении вам помогут следующие шаги.

Самостоятельная работа (на доске)

  1. Какой смысл вкладывает Печорин в слово “Весело!”… С какой интонацией он его произносит? В какой мере соответствует этой интонации восклицательное предложение, сопровождающееся многоточием.
  2. “Одно мне всегда было странно”…Что не понимает в самом себе Печорин? Почему появляется обилие вопросительных предложений в тексте?
  3. Каким чувством окрашено воспоминание Печорина о Вере? Способно ли сердце Печорина любить? (5 минут)

– К каким выводам вы пришли, анализируя данный текст? (монологический ответ)

– Что ещё интересного увидели в тексте?

Слово учителя

Он обманывает себя, потому что на самом деле он молод, не всё может: и любить и быть любимым, но сам отказывается от надежды, от радостей, убеждая себя, что для него любить невозможно. Не случайно после этих размышлений Печорин скачет в степь.

– Случайно ли автор вводит пейзажную зарисовку? (выразительное чтение учеником)

Учитель

Душа жива, она может раствориться в природе, может ещё откликаться на всё живое, тянется к жизни, к свету.

– А соответствуют ли поступки Печорина зову его души, и чем объяснить, если нет?

А теперь попробуем понять, чем они объяснимы?

Проблемный вопрос № 2

Почему человек, такой жадный к жизни, всё-таки так трагически одинок и бессмысленно проживает свою жизнь?

Обратимся к записям (3 июня)

Задание

Перечитайте эту страницу жизни Печорина, как он сам её называет и попытайтесь понять проблемный вопрос № 2 (читать самостоятельно). Причины трагического одиночества Печорина.

“Жажда власти, подчинить моей воле других”

Перед нами перевёрнутая система ценностей, для обычного человека – это ад (для православного), для Печорина – это рай. Мир перевернулся в душе Печорина. Такая душа, которая жаждет власти, не может быть счастлива, поэтому он одинок.

– А понимает ли это Печорин в самый сложный момент его жизни перед смертью “Перед дуэлью”. Обратимся к записям от 16 июня.

– Что это исповедь перед смертью или насмешка над собой?

Понимая причины своего одиночества, меняется ли Печорин?

Учитель

Итак, Печорин не только хорошо понимает признаки своей болезни, но и её сущность. Он знает, чего лишён, но не умеет ничего изменить или не хочет. Печорин прекрасно понимает, где добро, где зло, но живёт по другим законам. Чтобы понять сущность этого характера, попробуем представить систему ценностей Печорина.

Попробуем представить человеческую жизнь в виде точки пересечения вертикали и горизонтали

Вертикаль означает движение человека к самому себе, внутренний мир человека под влиянием его системы ценностей, горизонталь есть его поступки. Эта система координат может иметь и обратную сторону.

Внутренний мир человека всегда стремится к идеалу. ….. идеал человечества издавна называется раем, противопоставлен ему ад. Что есть рай и ад для Печорина?

Рай

Торжество власти…
“Чтобы меня любили”
Удовольствие мучить других
Любовь к интриге

Ад

Муки совести
Уязвлённое самолюбие
Унижение, оскорбление
“Быть игрушкой”

Вывод. Может ли человек с такой перевёрнутой системой ценностей быть счастливым? (ответ учеников).

Д/з – глава “Фаталист”.