Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями английского Возрождения.
Дать представление о жизни и творчестве В.Шекспира. Раскрыть основные теоретические понятия: трагедия, конфликт (внешний и внутренний), характер.
2. Совершенствовать УН анализа драматического произведения, умение следить за развитием характера, выявлять основные проблемы, которые ставит автор в тексте.
3. Приобщение учащихся к классике мировой литературы.
Оформление: портрет В.Шекспира, иллюстрации к трагедии “Гамлет”, теоретический аппарат.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя | Сегодня мы с вами будем говорить о
творчестве великого английского писателя В.
Шекспира. Начать хотелось бы со слов
А.В.Луначарского об этом писателе: “…Он был
влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него
и после него не видел: он видит страшно широко. Он
видит все зло и добро, он видит прошлое и
возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце
каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в
прошлое, или выражает настоящее, или создает свой
собственный тип, из своего сердца, - все живет
жизнью полной”. Правоту данных слов мы обнаружим при разборе трагедии Шекспира “Гамлет” и убедимся, что, действительно, его произведения рождают ощущения жизненной полноты. К сожалению, о жизни В.Шекспира мы знаем меньше, чем хотелось бы, ибо в глазах современников он отнюдь не был таким великим человеком, каким его признали последующие поколения. Не осталось ни дневников, ни писем, ни воспоминаний современников, не говоря уже о сколько-нибудь подробной биографии. Все, что мы знаем о Шекспире, - результат долгих и тщательных изысканий ученых начиная с XVIII веке. Но это не означает, что личность Шекспира полностью скрыта от нас. |
2 ученика представляют доклады о биографии и творчестве Шекспира | Теперь, когда мы знаем некоторые факты
из биографии писателя, перейдем к самой трагедии
“Гамлет”. Но для начала определимся с литературными понятиями. |
2. Теория (можно дать задание учащимся найти определения литературным понятиям) |
|
3. Трагедия “Гамлет” Слово учителя |
Трагедия “Гамлет” - одна из важнейших
вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это
наиболее проблемное из всех творений писателя.
Эта проблемность определяется сложностью и
глубиной содержания трагедии, полной
философской значительности. Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с “Гамлетом”. |
История сюжета трагедии (сообщение учащегося) | Прототипом героя был полулегендарный
принц Амлет, имя которого встречается в одной из
исландских саг. Первый же литературный памятник,
в котором рассказывается сага о мести Амлета,
принадлежал перу средневекового датского
летописца Сансона Грамматика (1150-1220). Краткий
пересказ истории принца Амлета. Такова истинная история, которая была взята Шекспиром за основу. Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир произвел в сюжете древнего предания, состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремится понять, зачем живет человек и в чем смысл его существования. |
Главный вопрос урока | В чем смысл трагедии Шекспира
“Гамлет”? Актуальны ли проблемы, затронутые в трагедии, в настоящее время? |
4. Работа с текстом | Начнем с того, что основу драматической
композиции составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета. |
- Когда перед нами впервые предстает
Гамлет? О чем его первые речи? |
Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе. |
- Анализ первого монолога. О чем
монолог? Почему Гамлет говорит о том, что ему весь
мир опостылел? Из-за чего? Только ли из-за смерти
отца? - В чем же завязка трагедии? 1. Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери). 2. Встреча Гамлета с призраком. |
Первый монолог открывает перед нами
характерную черту Гамлета – стремление обобщать
отдельные факты. Произошла всего лишь частная
семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось
достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь –
“это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и
злое в нем властвует”. Итак, 3 факта потрясли душу:
От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней” (1д., 5 явл.) Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”). Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови. |
- Как вы понимаете слова “Век расшатался”? | Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило). |
- Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие? | Задачу личной мести Гамлет делает делом
восстановления всего разрушенного
нравственного миропорядка. Прежде чем начать жить по-настоящему, как подобает человеку, ему еще надо сначала устроить жизнь так, чтобы она соответствовала принципам человечности. |
- Так каким предстает перед нами Гамлет в начале трагедии? | Истинно благородный. Это человек, впервые столкнувшийся со злом в жизни и всей душой почувствовавший, насколько оно ужасно. Гамлет не примиряется со злом и намерен с ним бороться. |
- Каков конфликт трагедии? В чем заключается внешний и внутренний конфликт? | Внешний – принц и низменная среда
датского двора + Клавдий. Внутренний – душевная борьба героя. |
- Почему Гамлет объявляет себя безумным? Является ли его безумие только притворным или он в самом деле сходит с ума? | Гамлет – человек, который почувствовал произошедшее всем своим существом, и потрясение, пережитое им, несомненно, вывело его из душевного равновесия. Он находится в состоянии глубочайшего смятения. |
- Почему Гамлет не стал действовать
сразу же после того, как принял на себя задачу
мести? - Определите кульминацию трагедии. Монолог “Быть или не быть…” (3д., 1 явл.) Так в чем вопрос (“что благородней духом?”) |
Потрясение лишило его на какое-то время
способности действовать. Он должен был убедиться, в какой мере можно доверять словам призрака. Чтобы убить короля, необходимо не только самому убедиться в его виновности, но и убедить других. “Сцена в сцене” - “мышеловка”. Каково значение этой сцены? Действовать надо соответственно с самым высоким понятием о человечности. Вопрос “Быть или не быть?” смыкается вопросом “Жить или не жить?” Перед Гамлетом смерть предстает во всей своей мучительной осязаемости. В нем возникает страх смерти. Гамлет достиг высшего предела в своих сомнениях. Итак. Он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве. |
- Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца? |
|
- Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета? | Теперь перед нами новый Гамлет, который
не знает прежнего разлада; его внутреннее
спокойствие сочетается с трезвым пониманием
разлада между жизнью и идеалами. Белинский
отмечал, что Гамлет под конец снова обретает
душевную гармонию. Он мучительно встречает свою смерть. Его последние слова: “Дальше – тишина”. Трагедия Гамлета началась со смерти отца. Она возбудила в нем вопрос: что такое смерть. В монологе “быть или не быть…” Гамлет допускал, что смертный сон может быть новой формой существования человека. Теперь у него новый взгляд на смерть: его ждет сон без пробуждения, для него с концом земного существования жизнь человека прекращается. |
- Так в чем же трагедия состоит Гамлета? | Трагедия не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере чернит и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и Лаэрт мстит ему. |
5. Итоги урока - Какова основная проблема трагедии, ее основной вопрос? (представление презентаций учащихся) |
В произведении можно говорить о
проблеме мести и цареубийства. Что бы Вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним? (возможна дискуссия учащихся) В центре трагедии находится вопрос о ЧЕЛОВЕКЕ, воплощен во всей фигуре Гамлета. Решение этого вопроса связано прежде всего с самим человеком, с его способностью самому стать достойным своего идеала. В Гамлете показан образ человека, который, проходя через неимоверные страдания, обретает ту степень мужества, какая соответствует гуманистическому идеалу личности. |
6. Домашнее задание | Что бы Вы сказали Гамлету, если бы
встретились с ним? (возможна дискуссия учащихся) |