Урок литературы в 9-м классе по лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики Пушкина. Тема урока "И образ незабвенный…"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • обучающая: расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений, вызвать интерес к слову художественного произведения, помочь учащимся понять всю сложность переживаний, все богатство чувств поэта, уметь интерпретировать, чувствовать слово;
  • развивающая цель: развивать устную речь, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разной дополнительной литературой;
  • воспитательная цель: воспитывать эстетическое восприятия и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся;

Оформление урока:

  • репродукции портретов любимых поэтом женщин;
  • выставка книг с текстами произведений поэта;
  • декоративные подсвечники, свечи;
  • музыкальные диски:

а) вальс Грибоедова;

б) “Лунная соната” Бетховена;

в) Вальс-фантазия Глинки;

г) романс Глинки “Я помню чудное мгновенье…”

д) романс Рахманинова “Не пой красавица при мне”

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

Тихо звучит романтический вальс.

1. Добрый день!

Наш сегодняшний урок посвящен судьбам женщин, оставивших в жизни Пушкина неизгладимый след. Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Стихи поэта – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое разыскивание, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

Произведение тогда талантливо и совершенно, когда оно задевает сокровенные струны в душе каждого, находит отклик в сердцах многих. В сущности, не так уж важно, по какому поводу оно написано, кому посвящено. Для читателя такое произведение становится своим, глубоко личным, он находит в нем себя, узнает свою боль или радость.

И все же будем пунктуальными исследователями, и в начале нашего разговора откроем прекрасные страницы о любви, перелистаем некоторые из них и заглянем в этот особый мир, который вдохновлял поэта на создание поэтических произведений.

(Звучит “Лунная соната” Бетховена)

Первая страница. Годы учения Пушкина в Лицее – 1811-1817 годы.

Знакомство с Екатериной Бакуниной (спроецировать портрет рис.1)

Одна из учениц рассказывает: - Екатерина Павловна Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина.

“…Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи”, вспоминал Комовский. Милая Бакунина – предмет первого юношеского увлечения Пушкина, к ней обращены многие его стихотворения 1815-1816 годов. О ней вспоминал он и долгие годы спустя в черновых строфах восьмой главы “Евгения Онегина”: “О ней задумывался нежно, Весь день минувшей встречи ждал И счастье тайных мук узнал…”

Ученик в роли Пушкина: - 29 ноября 1815 года. Лицей.

“… Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел я на снежную дорогу – ее не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила была. Как черное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив – 5 минут!”

Эти строки из дневниковой записи, сделанной 29 ноября 1815года.

Ученица в платье пушкинских времен: - Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы очаровали лицеистов. Раньше и гуляли, и играли, и проказили вместе, а теперь всяк сам по себе. Сдав в начале 1812года экзамен, воспитанники перешли в старшую группу.

“Монашеский режим кончился, они почувствовали себя взрослыми, это был возраст снов, надежд, мечтаний, этот критический возраст, когда и “жить торопятся и чувствовать спешат”. А что за жизнь без самого сокровенного ее таинства – любви.

Учитель: Пушкин с чувством пламенного юноши описал прелести Бакуниной в стихотворении “К живописцу”. (Чтение стихотворения)

(Звучит музыка “Вальс-фантазия”)

Учитель: До нас дошел автопортрет Бакуниной, акварельная работа П.Соколова (1828).

Рассказ ученика об автопортрете Бакуниной художника Соколова.

Вторая страница. Петербург. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной. (рис.2)

1. Рассказ первой ученицы об Олениной звучит на фоне вальса Грибоедова;

Анна Оленина – дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание “Руслана и Людмилы”. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Олениных…

2. Рассказ второй ученицы: Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкином успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино. Наконец, он посватался к ней, но приехал к концу званного обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть.

3. Чтение стихотворения “Я вас любил…”

Учитель: Звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина “Я вас любил…”

4. Чтение стихотворения “Ее глаза”.

Третья страница. Южная ссылка – 1820-1824годы. Знакомство с сестрами Раевскими – Екатериной и Марией. (рис.3)

  1. Сообщение о М.Н. Волконской;
  2. Сообщение о Е.Орловой
  3. Чтение стихотворения “Красавица перед зеркалом”
  4. “Редеет облаков летучая гряда”

Учитель: Переворачиваем страницу журнала.

Четвертая страница.

  1. Слушаем запись романса Глинки “Я помню чудное мгновение…”
  2. Рассказ ученицы об Анне Керн.(рис.4)
  3. Чтение писем Пушкина к Анне Керн.
  4. Чтение и анализ стиха “Я помню чудное мгновение…”

Рис 4

Пятая страница. (Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского)

  1. Е.К. Воронцова (сообщение ученика рис. 5)

  2. Рассказ о портрете Е.К. Воронцовой художника П.Ф. Соколова.
  3. Чтение стихов “Сожженное письмо”, “Храни меня мой талисман”.

Шестая страница.

Моя жена – ангел. Н.Н. Пушкина. (рис. 6)

  1. Сообщение о Наталье Николаевне.
  2. Рассказ о портрете Натальи Николаевны художника К.П. Брюллова.
  3. Чтение писем поэта к матери Н. Гончаровой.
  4. Чтение стих-ния “Мадонна”

Заключение. Перевернута последняя страница поэтического дневника Пушкина.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитать 2 главу романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Список литературы:

  1. Бартенев П.И. “О Пушкине”.М., “Современная Россия”, 1992.
  2. Беломестных О.Б. “Поурочные разработки по литературе”.М., “Вако”,2004.
  3. Вересаев В. “Спутники Пушкина. В 2-х томах”.М., “Локид – Пресс”, 2001.
  4. Дементьев М. “Наталья Николаевна Пушкина”. М., “Современная Россия”,1985.
  5. “Любовный быт пушкинской эпохи. В 2-х томах”. М., “Васанта”,1994.
  6. Мрочковская – Балашова С. “Она друг Пушкина была. В 2-х частях”.М., “Терра – Книжный клуб”, 2000.
  7. Черейский Л.А. “Пушкин и его окружение”. Л., “Наука”, 1989.
  8. Чулков М.А. “Жизнь Пушкина”. М., 1939.