Урок литературы в 9-м классе по теме "А.С. Пушкин – наше все!"

Разделы: Литература, Администрирование школы, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об А.С.Пушкине.

Задачи урока:

  • познакомиться с биографией и творчеством А.С. Пушкина, а также с творчеством поэтов, посвятивших свое творчество Пушкину,
  • выявить влияние личности и творчества поэта на их поэзию,
  • проследить биографию А.С.Пушкина в картинах русских художников,
  • увидеть поэта в скульптуре и музыке,
  • воспитывать в детях добрые чувства, способность видеть лучшие стороны человеческой натуры.

Оборудование урока:

  1. Портрет А.С. Пушкина
  2. Выставка книг (стихи А.С. Пушкина; литература о А.С. Пушкине)
  3. Аудиозапись (арии из опер “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”)
  4. Презентация к уроку.

Тип урока – обобщающий.

Ход урока

Слайд 1.

“А.С. Пушкин – наше все!”
(А.А.Григорьев)

I. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы будем говорить об известном русском поэте XIX века А.С.Пушкине. Вы повторите и обобщите изученный ранее материал по литературе.

II. Биография А.С. Пушкина в картинах русских художников.

Слайд 2. Учитель: Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург, прозаик, член Российской Академии – родился 6 июня 1799 г., а умер 10 февраля 1837 г. Он прожил мало, но так много успел сделать.

Слайд 3.

– Его предком был Абрам Петрович Ганнибал – крестник царя Петра I.

Слайд 4. Ученик 1: Картину “Пушкин на лицейском экзамене” И.Е. Репин написал в 1911 году. На ней изображен эпизод лицейского этапа жизни юного поэта – 8 января 1815 года, экзамен в Лицее. На нем присутствовал самый известный в то время поэт Гавриил Романович Державин.

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил… (А.С.Пушкин)

Слайд 5. Ученик 2: Картина “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском” написана художником Н.Н. Ге в 1893 году. Это новый этап в жизни Александра Сергеевича – ссылка в родовое поместье Михайловское. Вместе с ним здесь няня Арина Родионовна. Лишь однажды в имение приехал лучший друг Пушкина Иван Пущин.

……………………Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил. (А.С.Пушкин)

Слайд 6.

– Он привез подарок – комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Слайд 7. Ученик 3: В 1828 году, в Чите, в ссылке, декабристка Александра Григорьевна Муравьева передала от А.С.Пушкина Ивану Пущину листок бумаги, на котором были написаны следующие строки:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил…

Слайд 8. Ученик 4: Это портрет А.С. Пушкина написан в 1827 году художником В.А. Тропининым. На руке поэта – перстень. Это подарок графини Елизаветы Воронцовой. С ним Пушкин не расставался никогда, считал своим талисманом и посвятил ему стихотворение “Талисман”. Шейный платок на Пушкине – признак романтического стиля в одежде и отличительная черта творческих людей.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан...

Слайд 9. Ученик 5: Картина “А.С. Пушкин с женой на придворном балу” написана Н.П. Ульяновым в 1936 году. На ней изображен поэт со своей женой Натальей Гончаровой. Женившись на такой красавице, А.С.Пушкин стал объектом интриг и сплетен Высшего Света.

Исполнились мои желания. Творец
Мне ниспослал тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 10. Ученик 6: Картина “Дуэль Пушкина с Дантесом” написана художником А.А. Наумовым в 1885 году. Секунданты Данзас и д, Аширак поднимают с земли раненого поэта. С ненавистью глядят они в след Дантесу. И Дантес тоже сожалеет и никогда не забудет эту дуэль...

Слайд 11.

– Для Пушкина же настали последние дни и часы жизни, чтобы после смерти начался отсчет векам бессмертия.

III. Памятники А.С. Пушкину как мировое признание.

Слайд 12. Учитель: В первые годы после трагической гибели поэта передовая общественность России начала долгий и трудный путь ходатайств перед властями об увековечении средствами монументального искусства имени и творчества А.С. Пушкина. И только в ноябре 1860 года царь Александр I разрешил всенародную подписку. Казна же не дала ни одной копейки. Петербург не нашел места для памятника Пушкину – лучшие площади были заняты “царскими особами”. Было решено поставить памятник поэту в Москве, на его родине.

Слайд 13. Ученик 1:

– После трех конкурсов победу одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного и сам бывший крепостной из Ярославской губернии. 6 июня 1880 года народ и видные деятели русской словесности собрались на открытие памятника Пушкину, где свою знаменитую речь произнес Ф.М.Достоевский. Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первым в мире памятником, посвященным А.С.Пушкину.

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…

Слайд 14. Ученик 2: В ХХ веке фамилия А.С.Пушкина была внесена в список лиц, чье имя должно быть увековечено в первую очередь. Первые памятники поэта выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе и существовали совсем недолго. Потребовалось немало времени, чтобы их заменили памятники из чугуна, мрамора, гранита, бронзы.

Слайд 15. Ученик 3: В 1937 году, в год 100-летия со дня смерти А.С.Пушкина, в нескольких городах и селах были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Черной речки в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на месте дуэли Пушкина и Дантеса, памятник в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами; 5-метровый памятник – в Полтаве; в Одессе памятник Пушкину стоит прямо на тротуаре напротив дома, где жил поэт; в Москве на Арбате есть памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.

Слайд 16. Ученик 4: К 200-летию поэта, в Воронежской области был установлен памятный знак – Ротонда, напоминающая, что по этой земле проезжал когда-то на юг А.С.Пушкин. В других городах также есть Ротонды, некоторые из них посвящены А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.

Слайд 17.

– Памятники, посвященные А.С.Пушкину, есть в разных странах мира.

IV. Музыкальные произведения на сюжеты пушкинских творений.

Слайд 18. Учитель: Многие музыкальные произведения также написаны на сюжеты пушкинских творений.

Ученик 1: Например, опера по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, музыка Петра Ильича Чайковского. Композитор не ставил перед собой задачу охватить все проблемы романа. У оперы есть подзаголовок – “лирические сцены”, автор стремился показать мир чувств героев. Центральное место в опере занимают Татьяна Ларина и Владимир Ленский. Арию-монолог перед дуэлью прекрасно исполнил известный оперный певец Николай Басков.

Слайд 19. Ученик 2: Но образ Онегина композитору менее интересен. Даже в финале оперы Онегин не имеет самостоятельных тем. П.И.Чайковскому более интересна Татьяна Ларина. Кульминация в развитии образа Татьяны – ее большой монолог в сцене письма к Онегину.

Слайд 20. Ученик 3: Сюжет повести “Пиковая дама” П.И. Чайковский изменил очень серьезно. Действие оперы перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины II. Главный женский персонаж – Лиза, она из бедной воспитанницы превратилась в наследницу старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трех карт и разбогатеть ему нужно, чтобы сделать девушке предложение. Но жажда богатства превращается у Германа в навязчивую идею, которая лишает его разума. Основной трагический момент оперы – партия Германа.

Учитель: Прослушайте запись.

Слайд 21. Ученик 4: Значительное место в музыке занимают романсы, написанные на стихи А.С.Пушкина, – это маленькие драматические пьесы, в которых от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя. Это, например, романсы “Зимняя дорога”, “На холмах Грузии”, “Я помню чудное мгновенье” и другие в исполнении украинского певца Бориса Гмыри, романс “Я помню чудное мгновенье” в исполнении Ивана Козловского.

Учитель: Прослушайте запись.

V. А.С. Пушкин – “наше все! ”

Слайд 22. Учитель: Известный критик Аполлон Григорьев писал: “Пушкин – наше все! Как солнце, днем затмевает звезды, так и талант А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: “Поэты пушкинской поры”.

Слайд 23. Учитель: “А.С.Пушкин – солнце русской поэзии”. Этот титул закреплен за ним навсегда. Впервые это выражение появилось в кратком извещении о смерти поэта, написанном Владимиром Федоровичем Одоевским: “Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..”

Слайд 24.

– А.С. Пушкин наследовал это именование от Александра Невского. В “Истории государства Российского” Николай Михайлович Карамзин пишет: “Киевский митрополит воскликнул: “Солнце отечества закатилось! Не стало Александра!” Так случилось и с Пушкиным: он мог еще долго жить и творить, но “солнце нашей поэзии закатилось”.

Слайд 25. Ученик 1: Но, тем не менее, А.С.Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов. Каждый из них чувствует себя учеником Пушкина и считает нужным написать несколько стихотворений о нем, поэтому “поэтическая пушкиниана” очень велика. Самым известным стало стихотворение М.Ю. Лермонтова “Смерть поэта”:

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Слайд 26. Ученик 2: Во многих произведениях о Пушкине развивается мотив воображаемой встречи с великим поэтом; этот мотив обнаружился в творчестве самых разных поэтов второй половины XIX–XX веков. Одним из таких поэтов был поэт 50-х годов XIX годов Алексей Николаевич Апухтин. В стихотворении “19 октября 1858 года” он пишет о “встрече” с тенью Пушкина:

И тень забытая носилась предо мной
В своем величии сурово…

Слайд 27. Ученик 3: Другой поэт 80-х годов XIX века – Константин Михайлович Фофанов. Его называли “самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом, приблизившимся к Пушкину”. В стихотворении “Тень А.С. Пушкина” развивается не только мотив встречи с “тенью” поэта, но и с его “душой”. Встреча сопровождается “мистическими” деталями:

Во сне ли было то свиданье,
Иль наяву, при свете дня, –
Как тайна смерти от сознанья,
Тот час утерян для меня…
…с тобой
Меня знакомил кто-то чудный,
Какой-то гений неземной,
Какой-то демон безрассудный…

Слайд 28. Ученик 4: В стихотворении “Смуглый отрок бродил по аллеям…” поэтессы XX века Анны Андреевны Ахматовой отразились особенности ее восприятия Пушкина – это и живой человек, и великий русский гений, память о котором дорога каждому.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

Слайд 29. Ученик 5: Очень близок Пушкин был также поэтессе XX века Марине Ивановне Цветаевой. Особенно ярко Цветаева показывает Пушкина в стихотворении “Встреча с Пушкиным”:

Пушкин! – Ты знал бы по первому слову,
Кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти…
………………………………………
Не опираясь на смуглую руку…
Вся его наука –
Мощь. Светло – гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.

Слайд 30. Ученик 6: Пушкин был для Марины Цветаевой олицетворением мужественности, она посвятила ему цикл лирических произведений “Стихи к Пушкину”.

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен –
Пушкин – в роли монумента?
Гостя каменного? – он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин – в роли Командора?

Слайд 31. Ученик 7: Другой поэт Серебряного века, Михаил Алексеевич Кузмин, уже после Цветаевой, в своем стихотворении “Пушкин” проводит параллель между Пушкиным-идеальным поэтом и Пушкиным-человеком:

Он – жрец и он веселый малый,
Пророк и страстный человек...
И он живой. Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места…
Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мед.
И если в нем признаем брата,
Он не обидится: он – прост…

Слайд 32. Ученик 8: Совершенно необычная встреча с Пушкиным была у поэта XX века Владимира Владимировича Маяковского. Он встречается не с живым человеком, а с ожившим памятником поэту. Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым идеалом, а разговаривает с ним по-товарищески:

Я люблю вас, но живого, а не мумию.
Навели хрестоматийный глянец.
Вы, по-моему, при жизни,
Думаю, тоже бушевали, африканец!

Слайд 33. Ученик 9: В 1924 году о Пушкине пишет Сергей Александрович Есенин. В одном из стихотворений поэт рисует образ “живого” Пушкина, фиксирует детали его внешности. С. Есенин сравнивает себя с поэтом-гением, но понимает, что ему еще очень далеко до Пушкина:

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

…И я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Слайд 34. Учитель: Итак, каждый поэт по-своему воспринимает Пушкина, у каждого поэта была своя цель воображаемого общения с ним, но все они понимают, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остается “символом и солнцем русской поэзии” и прозы. А.С.Пушкин – центральная фигура русской культуры. Он – создатель энциклопедии русской жизни, основатель современного русского языка.

VI. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Учитель: Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.