Ход урока
Основные этапы урока | Использование ИКТ | Отведённое время |
I. Эвристическая беседа Учитель: Сегодня, ребята, в тетрадях мы запишем только число, а вот тему - немного позднее, и поможете мне ее сформулировать вы сами. Итак, на ряде предыдущих уроках мы с вами знакомились с произведениями русской литературы 18века. - К какому художественному методу относятся эти произведения? (Классицизм). - Кого из писателей классицистов вы можете назвать? (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). - Только ли в литературе проявлялись принципы классицизма? (Нет. Еще в живописи, скульптуре, архитектуре). - Верно. А сейчас взгляните еще раз на изображение знакомой вам скульптуры Федота Ивановича Шубина. “Бюст Толщина” (1775 год). - Вспомните, какие черты классицизма отразились в этом скульптурном изображении?
Учитель: И ещё один портрет, написанный в традициях классицизма (П. Н. Никитин “Портрет Г. И. Головкина”)- и здесь парадность, торжественность обстановки, изображается вельможа при чинах и орденах, на лице - строгость, суровость, надменность. Всё это произведение 70-ых годов 18 века. А вот репродукция живописного полотна, созданного пятнадцатью годами позднее - “Портрет сестёр Гагариных” пера Боровиковского. - Вписывается ли этот портрет в рамки классицизма? (НЕТ) - Почему? (- Кто изображён? (простые девушки, одетые в простые одежды) Чем занимаются? (Занятия их просты и безыскусны-хотят исполнить песню, и аксессуары- гитары, ноты) - Как одеты? ( Просто по домашнему) - Каковы позы? (Естественные, непринуждённые, просто встали, а не перед зеркалом долго репетировали) - Выражение лиц? Настроение? (Спокойное, умиротворённое) - Каков фон? Цветовая гамма? (Фон - природа, цвета приглушены; снята парадность) - Что здесь главное: разум или чувства девушек? Учитель: Итак, всё это говорит о том, что в живописи намечается совершенно иной подход к изображению личности, человека. Художник стал обращаться к внутреннему миру человека, его чувству, другим стал герой. Тоже самое происходит и в литературе. - Скажите, как ещё называют человека чувствительного? (Сентиментальный) -Верно. И новый художественный метод который пришел на смену классицизму, называется сентиментализм. - Итак, какую темы мы запишем в тетради? (Сентиментализм) II. Лекция учителя с элементами беседы. Основные положения (план) учащиеся записывают в тетради. С. возникает, когда классицизм переживает 1-й кризис 60 годы 18 века. Первое произведения создают Херасков (“Слезная драма”), Эмин. Но С. сложился как направление в 90-е годы 18 века, когда в литературу приходит Н.М. Карамзин и становится его главою. Произведение, в котором отражались все принципы Сентиментализма, стала повесть “Бедная Лиза”, (было много подражательных произведений: “Бедная Маша” (Татьяна, Генриетта)). В рамках этого художественного метода создают свои произведения Радищев, ... 2. Принципы сентиментализма.
III. Закрепление. 1. А теперь рассмотрим это на конкретном примере. Сейчас Вы прослушаете стихотворение В. А. Жуковского “Песня”, которое является посланием, и постарайтесь доказать, что это действительно произведение сентиментализма. Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение, а учащиеся должны подчеркнуть в тексте (на компьютере) приметы сентиментализма и устно провести итог своих наблюдений. Заслушиваются несколько человек, обобщаются результаты наблюдений. Учитель: Хорошо, молодцы. А вспомните, в чём видел М. В. Ломоносов назначение поэта в стихотворении “Разговор с Анакриотом”? А Жуковский несколькими годами спустя воспевает возлюбленную, и делает это великолепно. Время меняет приоритеты. - Подчеркнуть в тексте стихотворения приметы сентиментализма. 2. А сейчас перед вами на экранах мониторов сравнительная таблица “Классицизм и сентиментализм”. Она заполнена частично. Восполните пробелы. (Учащиеся продолжают парную работу, заполняют пустые графы таблицы). Классицизм и сентиментализм (сравнительная таблица-см. презентацию, Приложение1). 3. И последний этап вашей работы - выполнение тестовых заданий. На экране - задание. Тесты. По теме: “Русский сентиментализм” 1. Какому из художественных методов соответствует “мир чувства”?
2. Какой из художественных методов является продуктивным?
3. В основу какого художественного метода положен принцип “подражания природе”?
4. К какому идейно - эстетическому направлению в литературе XVIII века принадлежат перечисленные произведения?
5. Кого из писателей принято считать главой русского сентиментализма?
6. Какому литературному направлению соответствуют следующие краткие характеристики:
7. Соотнести литературные жанры и художественные методы.
8. Выбрать признаки, которые характеризуют сентиментализм.
4. В Живом Журнале Интернета есть Интернет- сообщество любителей XVIII века. Его адрес вы видите на экранах монитора. Двоим ребятам было предложено ознакомится со страницами этого журнала и ответить на вопросы :
Послушаем, каковы результаты их работы. IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 1. Читать повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”; найти в ней черты сентиментализма. 2. По желанию: сформулировать вопрос, который вы зададите в Интернет - сообществе любителей XVIII века или подготовить небольшую информацию для живого журнала на тему: “Что я узнал о русском сентиментализме” или “Что показалось мне интересным на уроке “Русский сентиментализм” ”. 3. Опережающее задание (по желанию; работа может быть в группе): Подготовить слайд - шоу (или презентацию) на тему: “Русский романтизм” (живопись, скульптура, архитектура). 4. Индивидуальное задание: Используя Интернет-ресурсы, подготовить небольшое сообщение “Архитектура сентиментализма” (желательно с иллюстративным материалом). |
Актуализация знаний. Демонстрация слайда: вопросы для обсуждения, общие выводы.
Демонстрация слайда
Демонстрация слайда
Демонстрация хронологической таблицы.
На экране мониторов стихотворение В. А. Жуковского “Песня”. Творческая работа в паре по нахождению примет сентиментализма в тексте.
Работа в паре на компьютере над заполнением таблицы.
Работа на компьютере: выполнение тестовых заданий.
Индивидуальная работа (2 ученика) в интернете (Задание даётся когда начинается закреплению нового материала)
Сформулировать вопрос для Живого Журнала (Интернет). Подготовка слайд- шоу (или презентации) Работа с Интернет ресурсами. |
9 минут
10 минут
4 минуты
3 минуты
10 минут
10 минут
2 минуты |