Литература
-
Урок-исследование по литературе. От "Истории Пугачева" к "Капитанской дочке" 2009
Уроки-исследования по литературе расширяют кругозор учащихся, учат самостоятельно работать с научным, справочным, художественным текстом, воспитывают интерес к истории, к художественной литературе, эстетический вкус. Работая в группах, учащиеся исследовали путь А.С. Пушкина от «Истории Пугачева» к «Капитанской дочке».
-
Урок-исследование по литературе. Тема: "Гости Анны Федотовны" (по рассказу Б.Л. Васильева «Экспонат №..»). 7-й класс 2014
Урок литературы не только формирует у учащихся навыки коллективного труда и коммуникативных свойств личности, но и воспитывает чуткое отношение к людям. Диаграмма Ишакавы(«Фишбоун») научит ребят в сжатой форме записывать результаты исследования проблемы. В финальной сцене рассказа автор обличает разлагающую силу формализма, заставляя задумываться читателей о системе воспитания в школе.
-
Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон" 2009
На уроках литературы рассмотрена тема семьи в художественном произведении, в жизни в представлении одиннадцатиклассников, которым в будущем предстоит вступить в брак, создать семью.
-
Урок-исследование по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" 2010
Представлен конспект урока-исследования по литературе в 8-м классе, который построен на основе анализа повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Реализует возможность развить понятие о лейтмотивах, подробно остановиться на основных мотивах повести; воспитать вдумчивого читателя, правильное отношение к материальным ценностям.
-
Урок-исследование по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2010
Урок разработан с применением ИКТ-технологий: учащиеся составляют литературную карту на интерактивной доске, представляют групповые д/з в игровой форме. Задания на уроке нацелены на формирование умения анализировать и сопоставлять содержание рассказа и его нравственную направленность с окружающей жизнью, со своими поступками.
-
Урок-исследование по рассказу В.Г. Короленко "Сон Макара". 9-й класс 2011
Урок-исследование с опережающим заданием направлен на актуализацию опорных знаний и умений учащихся по теории литературы. На уроке активизируются навыки анализа и интерпретации художественных приемов и средств, проводится этнографическое наблюдение, поисковая работа, которые стимулируют навыки исследовательской работы.
-
Урок-исследование по рассказу Е.И. Носова "Яблочный спасс" 2010
Произведение анализируется в единстве формы и содержания. Творческие группы, получив заранее задания, под руководством учителя проводили исследование рассказа Е.Носова. Разрабатывались следующие темы: композиция рассказа; портретная характеристика главной героини; диалоги; поступки героини; пространство и время; язык рассказа; образ автора; роль художественной детали; основная идея рассказа; смысл названия.
-
Урок-исследование по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2008
В данном материале представлена модель урока, иллюстрирующая использование технологии проведения исследования в урочной деятельности. В нем рассмотрены аксиоматические положения, определяющие отношение к тексту любого изучаемого произведения, предложено опережающее домашнее задание, возможные направления исследования текста, подробно представлено изучение пространства и времени рассказа.
-
Урок-исследование по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на тему "Странствия Музы по векам и народам" 2011
Урок проводится с целью развития исследовательской компетенции учащихся, познавательных интересов к литературе разных народов и жанров, способствует формированию творческой активности и критического мышления.
-
Урок-исследование по роману М.Булгакова "Белая гвардия" 2011
Цель методической концепции комплексного анализа романа "Белая гвардия" – выявление в совместном общении с учащимися "мотивов дома" и особенностей булгаковского изображения "русской усобицы".
-
Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". 10-й класс 2011
Работа над самым загадочным и таинственным образом романа Достоевского «Преступление и наказание» - Аркадием Ивановичем Свидригайловым. На уроке дается ответ на вопрос: кто же Свидригайлов – «изверг или жертва?».
-
Урок-исследование по роману “Война и мир” в 10-м классе “Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого” 2008
Разработка урока, цель которого— развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.
-
Урок-исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" 2011
Урок-исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» является одним из этапов изучения творчества сатирика. Цель урока: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пескарь», идейно-художественное своеобразие произведения; сформировать у учащихся представление о специфике авторской, сатирической сказки как явлении искусства, о своеобразии таланта М.Е. Салтыкова-Щедрина; формировать навык работы с художественным текстом, умение работать со словарями, дополнительной литературой.
-
Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской… 5-й класс 2007
Забота об одаренных детях сегодня - сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Такое понимание актуальности проблемы нравственного воспитания маленького гражданина определяет особенности концепции развивающего обучения, которое направлено на развитие детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие особенностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.
-
Урок-исследование по теме "В творческой мастерской Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"). 10-й класс 2011
В статье мы не аппелируем к Интернету и его возможностям (они всем известны, хотя для учителя данные, добытые учениками из Интернета, представляют определенную трудность в плане достоверности и качественной переработки их учащимися). А вот учебник по-прежнему актуален, удобен. Приведем несколько примеров (9, 11-е классы) использования информации учебника или хрестоматии по литературе как способа самостоятельно ее отбирать и перерабатывать.
-
Урок-исследование по теме "Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы (по рассказу А.П. Чехова "О любви")". 10-класс 2014
Урок по рассказу А.П. Чехова «О любви» формирует умения учащихся работать в группах, сравнивать факты и детали, делать выводы, готовит завтрашних выпускников к исследовательской работе не только в области литературы, но и других наук. Создание презентации учащимися на таких уроках – хороший метод, стимулирующий мыслительную активность и поднимающий уровень творческой самостоятельности.
-
Урок-исследование по теме "Личность и творчество А.П. Чехова" 2008
Статья на тему "Творчество А.П. Чехова".
-
Урок-исследование по теме "Отражение эстетики "чистого искусства" в творчестве А.А. Фета" 2014
Урок расширяет знания основных теоретико-литературных и эстетических категорий, необходимых для анализа литературного произведения. Урок-исследование решает главную задачу − сотворчество учителя и ученика, удовлетворяющее их потребность совместно открывать новые истины и учиться друг у друга.
-
Урок-исследование по теме "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – "малая энциклопедия его сатиры" 2012
Цель урока – развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок, ассоциативного мышления, обучение сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.
-
Урок-исследование по теме "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (Н.С. Лесков) в 7-м классе 2008
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал. Построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный характер. Данный урок - нравственный и по целям, и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека.
-
Урок-исследование по теме "Умом Россию не понять". Философская лирика. 10-й класс 2011
Цель урока – постижение философской глубины произведения Тютчева, развитие навыков интерпретации лирического стихотворения. Исследование текста стихотворения «Умом Россию не понять…» позволяет формировать умение языкового анализа лирического стихотворения. Метод проектирования помогает постичь гражданскую позицию поэта, русского человека, показать духовные возможности Родины – России. Устремления Тютчева к христианскому идеалу – стремление к святости. Нет святости – нет ценности.
-
Урок-исследование по теме «В чем смысл названия рассказа И.С. Тургенева "Муму"?» 2014
Урок относится к урокам обобщения и систематизации изученного по теме «Изображение быта и нравов крепостнической России в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Урок направлен на формирование умения определять авторскую позицию произведения и развития навыков аналитической работы с текстом в группах.
-
Урок-исследование по теме «Внешняя и внутренняя красота в произведениях А.С. Пушкина» 2015
К уроку учащиеся должны выполнить несколько практических исследовательских заданий. Свои результаты они представляют наглядно: в виде проекта или презентации. Обсуждая результаты своей работы, учащиеся должны доказать, что внешняя и внутренняя красота в произведениях А.С. Пушкина несоизмеримы: внешне красивый человек не всегда красив внутренне. Полученные выводы учащиеся должны попытаться найти в ситуациях в ходе моделирующего упражнения.
-
Урок-исследование по теме: "В.В. Розанов. Жанр трилогии "Уединенное" и "Опавшие листья" 2006
В школьной программе по литературе произведения В.В. Розанова не изучаются. Это имя знакомо даже не всем учителям литературы. Данный урок-исследование был первым из намеченных далее и проходил как внеклассное мероприятие для учащихся 9-го класса. Ход урока и его результаты показали, что В.В. Розанов как писатель вызвал интерес у школьников и желание продолжить в дальнейшем знакомство с его произведениями.
-
Урок-исследование по теме: "Живой любовью согретый мир души ребенка" (по рассказу В.П. Астафьева "Ангел-хранитель") 2008
Цели урока: сделать идейно-художественный анализ рассказа В.П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя; развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала; стимулировать развитие навыков анализа, синтеза, обобщения, развивать речь.
-
Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля". 8-й класс 2007
Представлен конспект урока-исследования по литературе в 8-м классе, который рассказывает о М.В. Ломоносове.
-
Урок-исследование по теме: Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание" 2005
Предлагаемая вашему вниманию разработка урока опробована в слабом классе. До изучения романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание" ребята получили задание нарисовать Петербург таким, каким они его себе представляют. Все рисунки были нарисованы в красочных светлых тонах и поражали разнообразием. Проведенный урок-исследование удивил ребят самостоятельно сделанными открытиями и новыми образами Петербурга. Учащиеся с большим удовольствием работали на уроке. Атмосферу заинтересованности на уроке вызывало наличие большого количества наглядного материала, а также использование песен "Город, которого нет" (И.Корнелюк) и "Город" (группа "Танцы минус").
-
Урок-исследование поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2012
Осенью 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Урок-исследование поэмы "Кому на Руси жить хорошо" посвящен "любимому детищу" Некрасова. В процессе предварительной работы, а также на занятии, во время обмена информацией сделать выводы о том, как соотносятся реальные факты с вымыслом, какова роль художественной детали и насколько актуальна поэма сегодня.
-
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Тема: "Правда о Бабе Яге" 2009
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Организуется работа диалоговых пар, при этом осуществляется обучение путем общения в парах, когда каждый учит другого. Тема урока способствует воспитанию любви к национальным истокам русского народа, внимательному отношению к слову, формированию читательской культуры учащихся.
-
Урок-исследование с элементами дискуссии: "Возможно ли возрождение человека, оступившегося в жизни?" 2005
Проект данного урока, на наш взгляд, является актуальным, так как здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, работать над образом, делать выводы на основе сравнений и обобщений. Тема позволяет раскрыть внутренний мир ребенка, его нравственные суждения, отношения к тем или иным жизненным событиям. Проект направлен на коррекцию самооценки, на уверенность в себе, на определение выбора действий. Основная цель урока заключается в осмыслении изученного, обобщении, систематизации знаний и умении применять эти знания в жизненных ситуациях. Тип данного урока - исследовательский с элементами дискуссии, что позволяет использовать данный материал на уроке и во внеклассной работе.