"Спасай чистоту души своей. Кто
заключил в себе талант, тот чище всех должен быть
душою. Другому простится многое, но ему не
простится".
Н. В. Гоголь. Портрет
Цели урока:
- на основе идейно-художественного анализа помочь ученикам выявить нравственное кредо писателя;
- совершенствовать навыки анализа образной системы произведения;
- способствовать овладению коммуникативной компетентностью путём групповой работы;
- помочь в формировании важнейших ценностных установок.
Ход урока
Оглашение темы. Выявление читательских впечатлений учеников. Примерные вопросы:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что необычного в сюжете по сравнению с повестью "Ночь перед Рождеством?"
- Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?
2. Проблемное изложение учителя о жанре повести и "петербургских повестях" как важном этапе творческой биографии Гоголя. (Если в классе есть ученик, занимающийся индивидуальным исследованием по данной теме, рассказ можно доверить ему как опережающее задание).
- Повесть была излюбленным жанром Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал важной вехой в истории русской литературы. Вспомните название первого цикла и его особенности (- "Вечера на хуторе близ Диканьки" возвестили о появлении в русской литературе самобытного писателя с оригинальным, ярко выраженным взглядом на мир и неповторимым стилем. В цикл входит восемь произведений, которые объединены сквозным рассказчиком - наивным и лукавым пасечником Рудым Панько. Нередко "Вечера:" называют украинскими повестями, в которых отразились национальная самобытность, природа. Их главная особенность в романтических коллизиях, яркости красок, тонком юморе. Произведения сборника вдохновенно изображают простого человека. Герои этих повестей честны, благородны, жизнелюбивы, молоды, сильны, красивы. Они борются с суеверием и предрассудками, побеждают нечистую силу, преодолевают любые препятствия. "Вечера на хуторе близ Диканьки" воспринимаются как красивая народная сказка).
- "Повести, служащие продолжением "Вечеров на хуторе близ Диканьки", - таков подзаголовок второго цикла гоголевских повестей Миргород". Но содержанием и стилистическими особенностями книга открыла новый этап в творческой биографии Гоголя. Быт и нравы миргородских помещиков изображаются без романтики и красоты. Здесь жизнь человека опутана паутиной мелочных интересов, погрязла в пошлости. Нет в "Миргороде" и простодушного рассказчика - автор сам обнажает перед читателем социальные противоречия современности. Гоголь изображает прозу жизни. Обе части сборника построены на контрасте: героический подвиг в "Тарасе Бульбе" противопоставлен пошлости старосветских "существователей", а трагическая гибель Хомы Брута в "Вие" оттеняет убожество героев "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".
Рассказ ученика, получившего опережающее задание, о "петербургских повестях".
- Третий гоголевский цикл повестей складывается постепенно. Его название не принадлежит писателю, но давняя традиция скрепила им цикл из пяти повестей.
В 1833-1834 годах написаны "Невский проспект", первая редакция "Портрета" и "Записки сумасшедшего". В 1835 все они опубликованы в сборнике "Арабески". В 1836 году в пушкинском "Современнике" печатается "Нос". В 1842 году вышли в свет переработанный "Портрет" и "Шинель".
- Опираясь на содержание повести "Портрет", предположите, что дало название третьему циклу повестей Гоголя (- Петербург как место действия произведений.). Вот мы и приблизились к теме, где так неповторимо сочетаются традиция и новаторство, к теме Петербурга.
Опрос учащегося, занимающегося индивидуальным исследованием "Тема Петербурга в русской литературе 19 века".
- Великое творение гения Петра I, город прекрасных дворцов, воплощающий могущество России, - таким воспели его в поэмах XVIII - начала XIX веков. Но Пушкин внёс в его изображение важные поправки. У него в "Медном всаднике" красота столицы - оборотная сторона трагедии "маленького человека". Поэма снабжена подзаголовком "петербургская повесть". Вслед за Пушкиным эту тему развивают Гоголь, Некрасов, Достоевский, Блок. Контрастные "лица" столицы, "города пышного, города бедного" в повестях Гоголя разрастаются в непомерных гиперболах, в колоссальном звучании гоголевского смеха и в лирической скорби. У писателя был личный горький опыт покорения северной Пальмиры. Двадцатилетним юношей, приехав из Малороссии, он познакомился с жизнью столичных чиновников и петербургских художников - своих будущих персонажей. В статье "Петербургские записки 1836 года" Николай Васильевич признаётся: "Трудно схватить общее выражение Петербурга, потому что в городе этом царит разобщение: как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вышел в общую залу потому только, что не было другого места".
Петербург поразил Гоголя глубокими общественными противоречиями и трагическими социальными контрастами. Здесь человеческие отношения искажены. Всё показное, фальшивое, гибнут талант и вдохновение. Все эти впечатления легли в основу "Петербургских повестей".
Сквозным героем является сам город, в котором воплощён весь трагизм русской действительности. Это не просто фон изображения, это звено в композиционной структуре повести. Герои сходят с ума или погибают в неравном поединке с жестокой действительностью. Трагическое неустройство жизни - главная тема сборника.
3. "Мозговой штурм".
- Как вы определили тематику "Портрета"?
(В ходе обсуждения обозначаются темы Петербурга, волшебной силы искусства, ответственности человека за свою судьбу, губительной власти денег).
4. Оглашение темы урока.
- Одна из них и будет сегодня в центре нашего внимания. Запишите её "Проблема ответственности человека за свою судьбу".
5. Работа с суждениями литературоведов.
- Дома вы прочли статью учебника "Николай Васильевич Гоголь". В ней выдвигается суждение: ": повесть "Портрет" - история художника, изменившего искусству и понёсшего наказание за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу". Достаточно ли полно оно отражает проблематику произведения (Этот сложный вопрос задаётся, чтобы ученики проводили анализ произведения с учётом второй части. Нам даётся сопоставление двух вариантов поведения служителей искусства, их отношения к жизни, творчеству, людям.)?
6. Анализ названия и эпиграфа произведения.
- Объясните смысл заглавия повести (- Это и фантастический портрет, играющий судьбоносную роль в жизни героев, и творения художников, изображенных писателем, и, наконец, портреты самих живописцев).
- Прочтите эпиграф к уроку. Кому из героев принадлежат эти слова (- Это суждение отца рассказчика, автора портрета ростовщика.)?
- Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его (- Художник более, чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей.).
- Портреты скольких художников представлены в повести ( - Мы встречаемся в ней с четырьмя живописцами: главным героем Чартковым, художником, "усовершенствующимся в Италии", суждение о картине которого поручено Андрею Петровичу, художником Б. и его отцом, автором злополучного портрета.)?
- Если образы Чарткова и отца художника Б. выписаны подробно, с использованием разных приёмов, картина художника - товарища студенческой жизни Чарткова и её воздействие на публику являются кульминацией первой части, то сам Б. нарисован эскизно. Какова его роль в композиции произведения (- Во второй части автор передаёт повествование рассказчику. Художник Б. объединяет обе части произведения и позволяет поверить в достоверность происходящего.)?
- Прочтите авторскую характеристику Б. Можно ли его назвать человеком, осознающим ответственность за свою судьбу (- "Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой-то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений, в наряде его не было никаких претензий на моду: всё показывало в нём артиста", Видно, что герой осознаёт ответственность за свою судьбу, не случайно он был "так возвышенно подвинут". Ответственностью перед отцом и людьми объясняются его пятнадцатилетние поиски портрета.)?
- Из текста видно, что в начале творческого пути и Чартков привлекает лучшими человеческими стремлениями. Почему же он так бездарно загубил талант и искалечил свою жизнь? Здесь нам явственно представляется мотив искушения, соблазна. Чем в повести испытывается на прочность характер и на жизнестойкость талант Чарткова (В ходе "мозгового штурма", приводя цитаты из художественного текста, ученики называют деньги, славу, свет, зависть)?
- Вам предлагается разбиться на три группы и проверить, какую роль в судьбах героев сыграли эти соблазны. Справиться с задачей помогут система вопросов и текст повести.
7. Групповая работа.
Группа 1 (карточка 1). Вопросы по судьбе Андрея Петровича Чарткова.
- Докажите, используя художественный текст, что "молодой Чартков был художник с талантом".
- Расскажите о первоначальных планах художника. Сбылись ли его мечты?
- Кем стал Чартков? Можно ли его творения назвать неповторимыми?
- Что влекло живописца к кисти: деньги, слава, желание передать свой внутренний мир?
- Можно ли утверждать, что Андрей Петрович продал душу дьяволу?
- Назовите мотивы уничтожения живописцем прекрасных произведений искусства.
- Когда Чартков умер как художник?
- Какой эпизод в повести показывает, как модный живописец понял, что погубил талант суетными заботами?
- Только ли мистическая сила виновата в происшедшем?
- Прочтите эпизоды, где переданы сомнения Чарткова, его борьба с соблазнами жизни.
Группа 2 (карточка 2). Вопросы по судьбе художника-прежнего товарища Чарткова.
- Отличается ли страсть художника к искусству от первоначальных мечтаний Чарткова?
- Легко ли было живописцу остаться собой?
- Сравните отношения товарищей к мастерам кисти прошлых веков.
- Прочтите эпизод, передающий воздействие полотна на толпу.
- В чём сила кисти живописца? Как в сцене любования картиной проявилась волшебная сила искусства?
- Какова реакция Чарткова на работу товарища?
- (Вопрос из учебника, стр. 314) Почему, увидев картину бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней "пошлое суждение зачерствелых художников"?
Группа 3 (карточка 3). Система вопросов к судьбе отца Б.
- Прочтите портретное описание отца рассказчика. Докажите, что он другой человек, нежели Чартков.
- Назовите, используя художественный текст, причину, побудившую художника написать портрет ростовщика.
- (Вопрос со стр. 314 учебника) Как и почему герой оценивает свой проигрыш в конкурсе? Попробуйте увидеть в тексте позицию автора.
- Посещали ли этого художника искушения? Обозначьте их.
- Почему герой хотел сжечь своё творение?
- Объясните причины его пострижения в монахи.
- Что помогло отцу Б. создать сильное произведение искусства?
- Какой вывод из нравственных наставлений отца сыну об ответственности человека за свою судьбу может сделать читатель?
- Обозначьте моменты в биографии персонажа, где он принимает на себя вину за неправильные поступки.
- Почему автор доверил отцу Б. самому рассказать о своей судьбе?
Обобщение выводов.
После самостоятельной работы и коллективного обсуждения ученики дают связные характеристики персонажей и оценку их жизненного пути, творческой позиции. Урок заканчивается ответами на 3 главных вопроса, записанных на доске:
- Зачем в "Портрете", помимо Чарткова, действуют ещё 3 художника (Своей жизнью они протестуют против пути, избранного Чартковым. Это образы-антиподы главного героя.)?
- Из уст какого героя звучат мысли автора об ответственности человека за свою судьбу?
- Что значит, по Гоголю, нести ответственность за свою судьбу?
Домашнее задание (по выбору учащихся).
- Найти афоризмы об искусстве.
- Отметить в "Портрете" рассуждения об искусстве.
- Найти информацию о художниках, упомянутых в повести, и репродукции их картин.