Цели урока:
1) Создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.
2) Учить умению анализировать темы и основные идеи литературных текстов в контексте собственной жизни.
3) Учить умению исследовать различные примеры стереотипов на основе авторского восприятия.
4) Развивать коммуникативную и рефлексивную культуру школьника.
Ход урока
1. ВступлениеУчитель сообщает классу, что урок будет проходить в форме мастерской и предлагает учащимся озвучить тему (тема урока записана на доске).
- О каком городе пойдёт речь?
Учащиеся пытаются предсказать.
2. “Индукция”. Свободное письмо и обмен мнениями
Представьте себе, что вы в незнакомом городе. Запишите несколько предложений об этом городе, домах, звуках, о вашем настроении. (Чтение предложений).
3. “Социоконструкция”. Работа в парах
Расскажите соседу по парте о своей поездке в какой-нибудь город; посоветуйтесь и запишите, чем привлёк вас этот город. (Чтение предложений).
4. Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение
1. Прослушайте отрывок из произведения Ф. М. Достоевского “Белые ночи”, по ходу прочтения текста выписывайте ключевые слова в две колонки: “интересно” и “неинтересно”.
(Учитель читает отрывок от слов “Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу” до слов “И жаль вам, что так скоро, так безвозвратно завяла мгновенная красота, что так обманчиво и напрасно блеснула она перед вами – жаль оттого, что даже полюбить её вам не было времени…”
2. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте, почему в некоторых записях вы единодушны, а что вас разделяет? (Ответы по желанию учащихся)
3. Подчеркните по 5-7 слов в каждой колонке на ваш взгляд “самых Достоевских”. (Чтение по желанию учащихся)
5. “Социализация”. Работа в малых группахОбъединитесь в группы, задайте по 3-4 вопроса по прочитанному тексту Достоевскому и от лица Достоевского вам.
6. “Афиширование”. Обсуждение и ответы на вопросы1. Представьте свои вопросы, давая необходимые пояснения по выполненному заданию.
2. Задайте составленные вопросы другой группе. (Группы отвечают по цепочке)
7. “Разрыв”. Работа с ключевыми словами. Составление текста на литературную тему
1. Запишите слова – город Достоевского – создайте цепочку слов к ним по понятиям. (Составление кластеров)
2. Озвучьте полученную запись. (Читают все)
3. Составьте 1-2 предложения с заданными словами. (Читают все)
4. Перечитайте записи урока и составьте текст на одну из тем:
1) Петербург Достоевского
2) Роль городского пейзажа в произведении
(Читают тексты все)
8. “Рефлексия”- Какой этап урока показался вам трудным?
- Что вас заинтересовало?
- Что бы вы посоветовали учителю для проведения урока-мастерской?
Домашнее задание:
Прочитать повесть Ф. М. Достоевского “Белые ночи” с пометами; используя “Достоевские слова”, подготовить рассказ о “петербургском мечтателе”, выделив основные черты его внутреннего мира.
Индивидуальное задание: используя 1-2 эпизода произведения, ответить на вопрос: почему ночь героя была лучше дня?