Литература
-
Урок литературы в 7-м классе по рассказу О.Генри "Дары волхвов" 2022
Цели и задачи: познакомить с творчеством О.Генри, научить анализу новеллы, сформировать эмоционально-ценностное отношение к авторской позиции; определить идейно-художественное своеобразие рассказа О.Генри, сформировать умение выявлять авторскую позицию; повторить термины: новелла, тропы, деталь; развивать умение аргументированно выражать собственное мнение; воспитывать способность понимать окружающих, формировать нравственные ценности на примере героев новеллы.
-
Урок литературы в 7-м классе по рассказу О.Уайльда "Кентервильское приведение" 2009
Урок литературы разработан согласно программе Т.Ф. Курдюмовой в разделе "Зарубежная литература". Урок рассчитан на 1 час, он сочетает в себе практический и теоретический материал. В уроке имеют место творческие задания для активизации мыслительной деятельности, а также задания творческого характера с использованием видеосюжета фильма по изучаемому произведению.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Ангел" 2010
В 7-м классе при анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» ученики вспоминают страницы биографии поэта. При изучении лирики школьники анализируют каждую строфу, определяют стихотворный размер, рифму, выделяют тропы. Важно, чтобы ребята ни в коем случае не путали автора и лирического героя. Необходимо не просто выполнить литературоведческий анализ, но и услышать душу ребенка, его мысли, ассоциации.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Какое редкое, чудесное создание была эта старушка" (Л.Н. Толстой "Детство", глава "Наталья Савишна") 2009
Урок проводится в 7-м классе с целью обучения анализу текста и воспитания наивысших нравственных качеств. Основной метод урока: аналитический поиск путем характеристики героини (портретная характеристика, анализ поступков, подведение к выводу о непреходящих человеческих ценностях).
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Композиция стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога" 2010
Давно замечено, что уроки, проведенные в нетрадиционной форме, проходят более ярко, надолго запоминаются. Учащиеся с удовольствием готовятся к ним. Я хочу поделиться своими идеями по проведению урока-игры в 7-м классе по теме "Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога".
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Образ эпохи XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с героическим миром прошлого, с эпохой Ивана Грозного и тем самым подготовятся к культуроведческому восприятию поэмы Лермонтова. При этом они вспомнят лирические произведения поэта, факты его биографии, повлиявшие на характер творчества.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого" (А.С. Пушкин "Полтава") 2011
Урок литературы в 7-м классе проведен в форме ролевой игры. Чтобы обучающие правильно поняли произведение, на этом уроке, необходимо ввести их в мир исторических реалий поэмы, показать, что тема Петр I всегда вызывала особый интерес у поэта, познакомить учащихся с фактической стороной описания Полтавского боя и с его поэтическим воспроизведением. Материал урока объемный, поэтому форма ролевой игры, по-моему, самый оптимальный вариант для того, чтобы он был успешно усвоен.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон" 2009
Урок открывает для учащихся А.П. Чехова, как писателя-сатирика. Проблемные вопросы будут определять ход урока: как создаётся комический эффект, комическая ситуация в рассказе, как создаётся художественный образ в чеховском рассказе, почему мы можем назвать рассказ сатирическим и чем он будет отличаться от юмористического.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Природа родного края в стихотворениях М.П. Смирновой" 2009
В ходе урока учащиеся узнают, что творческая мастерская поэтессы богата лаконичностью, эмоциональностью, богатством духовного мира. Она наделена божественной творящей силой и в то же время это обычный земной человек. Дети показывают свое творческое мастерство, проникаются чувством любви к Родине, углубляя знания о творчестве поэтессы.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева "Кусака" 2010
Автор помогает учащимся осознать личностную значимость данного произведения. Создает содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст. Содействует развитию у ребят чувства милосердия, сострадания друг к другу, к ближним, уверенности в своих силах.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Разрушение личности человека" (по произведению "Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки") 2008
Урок литературы по программе «Школа 2100» на тему «Разрушение личности человека» (по произведению «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки») является заключительным по разделу «Я и Я». Использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, групповая работа, метод эвристической беседы, защита проектов. Это позволило создать условия для проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Своеобразие восприятия картины природы" 2009
Представленный урок является уроком внеклассного чтения. Направлен на развитие у учащихся навыка анализа пейзажных зарисовок, умения интерпретировать художественный текст.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "С.А. Есенин "Песнь о собаке" 2007
Урок посвящен анализу лирического произведения в единстве формы и содержания. Цели: показать разницу между эпосом и лирикой; ввести понятие "лирический герой"; учить пониманию смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Погружение в мир, созданный поэтом, осуществляется через анализ фактуального и подтекстового уровней благодаря наблюдению над цветом и звуком в контексте произведения.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Соотношение «внешней» и «внутренней» композиции в повести А.С. Пушкина «Метель» 2009
Урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности. При работе с текстом достигается творческий уровень качества знаний, умений, навыков. В ходе урока ребята размышляют над вопросами, которые волнуют любого молодого человека в его определении жизни и своего места в ней.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2010
Драматургу важно сконцентрировать внимание на самых значительных для развития действия сценах, поэтому некоторые эпизоды приходится относить за сцену, зрителю о них известно из разговоров действующих лиц, но они не показаны. Это внесценическое действие.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Тропа к Тургеневу" 2008
Форма проведения урока - творческая мастерская. Урок помогает ребятам приблизиться к миру И.С. Тургенева, увидеть истоки его духовной стойкости.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Ты в ответе за тех, кого приручил" (по произведению Л.Н. Андреева "Кусака") 2009
Конспект и презентация урока по рассказу «Кусака». Цели занятия: продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева (1871–1919); помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему – проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас; на основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе; воспитать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность; способствовать выработке навыков выразительного чтения.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка") 2009
На изучение рассказа А.П. Платонова «Юшка» отводится один час. В предлагаемом конспекте урока особое внимание уделяется групповой форме организации учащихся, что позволяет создавать партнерство в учении, развивает умение слушать и слышать друг друга, способствует формированию информационной, коммуникативной компетентностей.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Хамелеонство как социальное явление" (по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон") 2012
На примере рассказа "Хамелеон" выявляются стилевые особенности юмористических рассказов А.П. Чехова; расширяются литературоведческие понятия; формируется нравственная позиция учащихся. Урок сопровождается презентацией и аудиозаписью рассказа.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль" 2007
Проводится подробный анализ художественного текста по проблемным вопросам, учащиеся учатся определять роль средств художественной выразительности, составлять синквейны по ключевым словам.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина" 2007
Центральной эстетической проблемой курса 7-го класса является “Герой – характер – образ”. Раздел, посвященный лирике, построен на сопоставлении эпического героя с лирическим, выяснении художественно-выразительных средств, которые используются для создания этого образа. Роль курса литературы в 7-м классе в общей структуре программы А.Г. Кутузова заключается в обучении эстетическому анализу, а основным структурным принципом является жанрово-родовой. С этой точки зрения образ автора приобретает первостепенное значение. Тема “Лирический герой поэзии С. Есенина” продолжает разговор о любви к родным местам, к родной природе, начатый на предыдущем уроке стихотворением Глинки. У ребят появляется возможность проверить свои знания о лирическом герое и умение определять его характерные черты. Живая, красочная поэзия Есенина – хороший материал для закрепления таких понятий, как "эпитет", "сравнение", "олицетворение" и "метафора".
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Мир детства в повестях Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм" 2005
Проблемы взаимопонимания взрослых и детей, проблемы взросления близки подросткам. Благодатный материал для их нравственного становления можно почерпнуть в ярких повестях двух разных писателей: Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм".
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Наперсница волшебной старины" 2010
Урок помогает познакомить учащихся с жизнью Яковлевой Арины Родионовны, показать её значение в жизни и в творческой деятельности А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Образ помора-труженика в рассказах Бориса Шергина" 2009
Русский Север богат своими древними художественными традициями. В произведениях Б.В. Шергина мы видим спокойный, живой и самостоятельный образ помора, его характер. Вот почему при имени Шергина первая мысль не только о нём самом, а прежде всего о Севере, северном народе. И книгами, и примером своей жизни Шергин даёт нам урок памяти и любви.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2005
Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" 2007
Предлагаемые материалы можно использовать на уроках литературы в 7-х и 10-х классах при изучении творчества И.С. Тургенева. К уроку прилагается компьютерная презентация, содержащая интересные сведения о жизни и творчестве писателя, есть музыкальное оформление.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Хокку – жанр японской поэзии" 2010
В школьной практике зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Учебник литературы для 7-го класса (автор-составитель В.Я. Коровина) располагает достаточным количеством хокку, ребята могут получить представление о самых ярких поэтах Японии.
-
Урок литературы в 7-м классе. "В детях стараюсь разглядеть…" (Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник") 2008
Эхо детства слышится во многих произведениях Ю.Яковлева. Вот только некоторые из них: "Мальчик с коньками", "Реликвия", "Сын лётчика", "Рыцарь Вася", "Багульник". Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: "В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека". Перелистывая страницы рассказа "Багульник", поучимся друг у друга понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь, милосердие... Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.
-
Урок литературы в 7-м классе. "Последняя поэма" И.С. Тургенева 2010
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, с особенностями жанра. В ходе занятия расширяются знания учащихся о жизненном и творческом пути Тургенева, приводятся интересные факты из истории создания стихотворений, углубляются знания литературных особенностей стихотворений в прозе, а также расширяется материал программы.
-
Урок литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин. Вступление к поэме "Медный всадник" 2009
При проведении урока используются информационные технологии - презентация PowerPoint. Основная цель урока - показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I.