Урок литературы в 6-м классе по теме: "Проблема мести в рассказе В.Солоухина "Мститель"

Разделы: Литература


Цели:

  • обеспечить в ходе урока усвоение таких понятий, как внутренний монолог, внутренний конфликт;
  • продолжить формирование навыков работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения, передающими авторскую иронию;
  • совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли;
  • развивать самостоятельность и волю, используя для этого проблемные ситуации, вопросы, дискуссию;
  • содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее;
  • обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей.

Оборудование: книги “УМК “Вокруг тебя – Мир … 6 класс”, рисунки детей.

ХОД УРОКА

1. – Доброе утро, ребята. Посмотрите, доска-то закрыта. Ответив на мои вопросы, вы поможете ее открыть.

– Что вы прочитали к сегодняшнему уроку? (Рассказ В.Солоухина “Мститель”)

– О чем он? (Рассказ о том, как один мальчик обидел другого и тот решил отомстить, но передумал)

– Как вы думаете, какую проблему исследует автор рассказа? (Проблему мести)

– Итак, тема сегодняшнего урока так и звучит – “Проблема мести в рассказе В.А.Солоухина “Мститель”.

(Открывается доска, где написаны тема урока, два понятия – монолог и внутренний конфликт, а также располагаются рисунки детей).

– Посмотрите, ребята, на доску и сформулируйте цели урока:

  • посмотреть, как решается названная нами проблема;
  • поработать с текстом рассказа;
  • узнать, что такое внутренний конфликт;
  • повторить, что такое монолог.

2. – Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном произведении.

3. Аналитическое чтение рассказа

Слово учителя. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик, главный герой рассказа “Мститель”, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести?
Именно эти вопросы волнуют автора рассказа, и на них мы попытаемся сегодня ответить.
Давайте обратимся к тексту рассказа.
Какой эпизод можно считать завязкой? Какие чувства овладели повествователем? (Случай на картофельном поле, где Витька исподтишка ударил рассказчика, а он обиделся, разозлился и решил отомстить.)

– Дома я просила ответить на вопрос: знакомо ли тебе чувство, которое испытывает в начале рассказа его герой? Были ли в твоей жизни аналогичные ситуации? Каков был их финал?

(Слушаем ответы ребят и делаем выводы)

– Давайте вернемся к тексту рассказа.

– Автор вводит в повествование описание осеннего дня, когда случилось это “маленькое происшествие”. Сравните, какие краски преобладают при описании сентябрьского дня в начале рассказа и после “происшествия”. Действительно ли это происшествие “маленькое”, незначительное? (Светлые, яркие краски погасли, т.к. возникает тема мести, а она “застилает” глаза, закрывает все вокруг черной пеленой и в душе человека тоже; месть страшна и разрушительна – и не важно, какими причинами она вызвана).

– От чьего лица ведется повествование?

– Что мучает главного героя, о чем он размышляет?

– Найдите в тексте слова, отражающие переживания мальчика, его рассуждения.

(Дети зачитывают нужные отрывки из рассказа).

– Перед нами монолог мальчика. А что такое монолог? В чем необычность данного монолога? (Он – внутренний.)

– Внутренний монолог – это литературный прием, с которым мы еще не раз встретимся на страницах других художественных произведений.

– Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин использует внутренний монолог? (Он помогает писателю показать особенности того или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей).

– Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению, и нежеланием бить доверчивого приятеля. Мы становимся свидетелями внутренней борьбы, столкновения чувств, конфликта, который называется внутренним.

– Запишите определение в тетрадь. (На доске: внутренний конфликт – конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие).

– Как вы думаете, почему рассказчик оттягивал момент расплаты? (Доверчивость, искренность Витьки, который поверил в то, что обиженный им приятель не держит зла и не стремится отомстить, а также общие интересы, увлекательная для обоих прогулка).

– Интересно, а как бы об этой истории рассказал Витя Агафонов? Давайте послушаем краткий пересказ от его лица. (Это было индивидуальное домашнее задание).

– Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал большую радость от прогулки и почему? (Витя, конечно. Повествователю “мешала” внутренняя борьба, она омрачала ему прогулку. Здесь же обращаемся к рисункам, комментируем их).

– Почему повествователю “делается легко от принятого решения не бить Витьку”? Понятно ли вам это ощущение, или, скорее, оно вас удивляет?

Обсуждение в парах:

– Как вы относитесь к такому завершению рассказа, которое придумал В.Солоухин? Может быть, вас устроил бы другой финал? . (Писателю важно было не столько проследить зарождение и динамику мстительного чувства в душе мальчика, сколько показать сопротивление его доброй натуры им же придуманному “злодейскому замыслу”).

– Как вы думаете, почему такое название – “Мститель” – дает автор своему рассказу? (В нем отражается мягкая авторская ирония).

– Как вы думаете, почему именно рассказом о взаимоотношениях школьников (подростков) завершается в разделе “Порочный круг” разговор о мести? (Это чувство присуще человеку и часто проявляется в современной жизни; нужно думать о последствиях мести, нужно уметь прощать, так только мы разорвем порочный круг, куда нас втягивает месть).

4. Объяснение домашнего задания

Стр. 71 в 2 или зад.1 письменно, на выбор (по кн. “Вокруг тебя – мир... 6 кл.”).

– Как вы думаете, почему такое домашнее задание вы получили? (Оно итоговое по разделу и завершит наш разговор о мести).

5. Итоги урока, рефлексия

1. Вспомните, какие цели мы ставили, и подведите итог урока.

– Чему же учит этот рассказ?

– Что вы вынесете с сегодняшнего урока?

2. Слово учителя.

Месть – это не только явление минувшего, не только феномен, существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый. И я надеюсь, что вы сможете простить обидчика, остановить эстафету мщения.

3. Оценки за урок.

– Спасибо за работу, ребята.