Урок литературы в 6-м классе по теме: "Своеобразие произведений Н.В. Гоголя на примере повести "Майская ночь, или Утопленница"

Разделы: Литература


Тема: Своеобразие произведений Н.В.Гоголя на примере повести “Майская ночь, или Утопленница”.

Цели:

  • познакомить учащихся с биографией писателя, с особенностями его повести;
  • развивать умение работать с текстом и в парах;
  • анализировать литературное произведение;
  • давать характеристику литературному герою;
  • находить приёмы изображения пейзажа;
  • воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя.

ХОД УРОКА:

I стадия – стадия вызова

Учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока.

1) Что знаем по теме урока?

  • Прочитали повесть.
  • Знакомы с определением жанра “повесть”.
  • Знакомы с понятием “пейзаж”.
  • Прочитали биографию Гоголя.

2) Что должны узнать?

  • В чём своеобразие повести “Майская ночь, или Утопленница” (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия повести, роль пейзажа).
  • Характеристика героев.

Работа со статьёй учебника (о писателе и его творчестве). Прочитав дома текст, учащиеся сделали на полях карандашом пометки в тексте:

? – непонятно,
V – основной материал,
! – удивило,
+ – уже знаю.

II стадия – осмысление

1. Беседа по прочитанному :

– Что было непонятно?
– Что удивило?
– Что уже знали о писателе?
– Что является основным?

В процессе беседы составляется кластер:

– Почему Гоголь обратился именно к украинскому фольклору?
– В чём своеобразие произведений Н.В.Гоголя?

2. Анализ текста повести “Майская ночь, или Утопленница”

Беседа, в процессе которой составляется кластер:

– Где происходит действие повести?
– Найдите описание украинской ночи. (Выразительное чтение.)
– Каким чувством проникнуто это описание?
– Какие средства художественной выразительности использует Гоголь в этом эпизоде? (Эпитеты, олицетворения, преувеличение, оксюморон.)
– Какова роль эпизода в повести?
– Кто герои повести?
– Найдите в тексте описание героев. (Выразительное чтение.)
– Что мы о них узнали?
– Какими качествами они обладают?
– В каком эпизоде впервые упоминается об Утопленнице?
– Кто и кому рассказывает эту историю?
– Почему именно Левко рассказывает историю о несчастной панночке?
– Какой приём использует автор, изображая мачеху и панночку? (Противопоставление, сопоставление.)
– Есть ли ещё примеры противопоставления в повести?
– Какие чувства мы испытываем по отношению к панночке?
– Только ли трагичные мотивы присутствуют в повести?
– Какие чувства у вас вызывает эпизод с пьяным Калеником? (Смешно, эпизод комичный.)
– Есть в повести ещё комичные эпизоды? Приведите примеры.
– Обратимся к названию повести. Что необычного в названии? (Май – начало жизни, когда всё пробуждается в природе, а утопленница – та, кого лишают жизни или кто лишает жизни себя.)

3. Работа в парах над заполнением таблицы:

    Какие черты украинского фольклора использует Гоголь в повести Украинская речь Традиции украинской деревни Фантастические события Элементы реальной жизни
     

     

           

Беседа по таблице, проверка.

III стадия – рефлексия

1. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры:

– Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой Н.В.Гоголь?
– Каковы особенности повести Н.В.Гоголя?

2. Приём “верное – неверное утверждение”.

– Я утверждаю… что в повести используется только украинская речь?
– Я утверждаю… что Гоголь использует элементы фантастики и реальной жизни?
– Я утверждаю…что в повести есть комические эпизоды?
– Я утверждаю… что Гоголь не использует пейзажные зарисовки?

3. Составление синквейна:

Какова повесть Н.В.Гоголя?

Повесть
Захватывающая, фантастическая
Завораживает, веселит, пугает,
Рассказывает об Украине.
Читай!

4. Итог урока.

5. Домашнее задание: напишите изложение о панночке так, если бы это была сказка.