Тема: Своеобразие произведений Н.В.Гоголя на примере повести “Майская ночь, или Утопленница”.
Цели:
- познакомить учащихся с биографией писателя, с особенностями его повести;
- развивать умение работать с текстом и в парах;
- анализировать литературное произведение;
- давать характеристику литературному герою;
- находить приёмы изображения пейзажа;
- воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя.
ХОД УРОКА:
I стадия – стадия вызова
Учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока.
1) Что знаем по теме урока?
- Прочитали повесть.
- Знакомы с определением жанра “повесть”.
- Знакомы с понятием “пейзаж”.
- Прочитали биографию Гоголя.
2) Что должны узнать?
- В чём своеобразие повести “Майская ночь, или Утопленница” (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия повести, роль пейзажа).
- Характеристика героев.
Работа со статьёй учебника (о писателе и его творчестве). Прочитав дома текст, учащиеся сделали на полях карандашом пометки в тексте:
? – непонятно,
V – основной материал,
! – удивило,
+ – уже знаю.
II стадия – осмысление
1. Беседа по прочитанному :
– Что было непонятно?
– Что удивило?
– Что уже знали о писателе?
– Что является основным?
В процессе беседы составляется кластер:
– Почему Гоголь обратился именно к украинскому
фольклору?
– В чём своеобразие произведений Н.В.Гоголя?
2. Анализ текста повести “Майская ночь, или Утопленница”
Беседа, в процессе которой составляется кластер:
– Где происходит действие повести?
– Найдите описание украинской ночи. (Выразительное
чтение.)
– Каким чувством проникнуто это описание?
– Какие средства художественной
выразительности использует Гоголь в этом
эпизоде? (Эпитеты, олицетворения,
преувеличение, оксюморон.)
– Какова роль эпизода в повести?
– Кто герои повести?
– Найдите в тексте описание героев. (Выразительное
чтение.)
– Что мы о них узнали?
– Какими качествами они обладают?
– В каком эпизоде впервые упоминается об
Утопленнице?
– Кто и кому рассказывает эту историю?
– Почему именно Левко рассказывает историю о
несчастной панночке?
– Какой приём использует автор, изображая мачеху
и панночку? (Противопоставление,
сопоставление.)
– Есть ли ещё примеры противопоставления в
повести?
– Какие чувства мы испытываем по отношению к
панночке?
– Только ли трагичные мотивы присутствуют в
повести?
– Какие чувства у вас вызывает эпизод с пьяным
Калеником? (Смешно, эпизод комичный.)
– Есть в повести ещё комичные эпизоды? Приведите
примеры.
– Обратимся к названию повести. Что необычного в
названии? (Май – начало жизни, когда всё
пробуждается в природе, а утопленница – та, кого
лишают жизни или кто лишает жизни себя.)
3. Работа в парах над заполнением таблицы:
Какие черты украинского фольклора использует Гоголь в повести | Украинская речь | Традиции украинской деревни | Фантастические события | Элементы реальной жизни |
|
Беседа по таблице, проверка.
III стадия – рефлексия
1. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры:
– Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой
Н.В.Гоголь?
– Каковы особенности повести Н.В.Гоголя?
2. Приём “верное – неверное утверждение”.
– Я утверждаю… что в повести используется
только украинская речь?
– Я утверждаю… что Гоголь использует элементы
фантастики и реальной жизни?
– Я утверждаю…что в повести есть комические
эпизоды?
– Я утверждаю… что Гоголь не использует
пейзажные зарисовки?
3. Составление синквейна:
Какова повесть Н.В.Гоголя?
Повесть
Захватывающая, фантастическая
Завораживает, веселит, пугает,
Рассказывает об Украине.
Читай!
4. Итог урока.
5. Домашнее задание: напишите изложение о панночке так, если бы это была сказка.