Тип урока: внеклассное чтение.
Цели:
- Знакомство с рассказом Ф.И.Достоевского;
- Развитие устной и письменной речи учащихся;
- Развитие умений анализа художественного текста;
- Воспитание у учащихся нравственных качеств.
Оборудование: записи на доске, текст, иллюстрации к тексту, мультимедийная установка, репродукция триптиха Иеронима Босха “Поклонение волхвов”.
Предварительная подготовка:
В качестве домашнего задания к данному уроку предлагалось познакомиться с текстом рассказа Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на елке”, желающие могут нарисовать иллюстрации к данному произведению, а также устное сочинение по стихотворению Б.Пастернака “Рождественская звезда” (стихотворение анализировалось в классе ранее на уроках, посвященных Библии)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово.
- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с Библией. Более подробно останавливались на отрывке, который рассказывает о рождении Христа, говорили о том, что слова “рождество” и “рождение” - это однокоренные слова. От рождественской ночи мы ждем радости и волшебства. Именно о волшебстве рождественской ночи писал в своем стихотворении “Рождественская звезда” Б. Пастернак.
3. Проверка домашнего задания
Выр. чтение стихотворения Б.Пастернака “Рождественская звезда”. Устное сочинение по нему (следует отметить, что в силу возраста учащихся глубоких работ ждать не приходится, но настроение стихотворения дети, как правило, улавливают). Приложение 1
4. Знакомство с триптихом И.Босха “Поклонение волхвов”
- С рождественской темой мы встречаемся не только в художественной литературе, но и в живописи. На предыдущих уроках мы знакомились с репродукциями картин на библейские сюжеты. Сегодня я хочу вас познакомить с одной из лучших картин, созданных на тему Рождества во всей истории мировой живописи. Ее автор – голландский художник XVI века Иероним Босх.
(показ репродукции. Ответ на вопрос:
- Каким настроением, чувствами проникнута эта работа? (Величественность)
Итог: Рождество – это величественность, радость, ожидание чуда.
- А теперь другое Рождество в рассказе Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на елке”.
5. Анализ рассказа (беседа по прочитанному)
- Сегодня мы впервые читаем Достоевского. Его считают самым “трудным” русским писателем. Почему? Чем так труден Достоевский?
Он заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами жизни человека.
Труден жизненный путь этого писателя. В молодости он был осужден за революционную работу, приговорен к смертной казни, а потом смертную казнь заменили каторгой. Но тяжкие испытания не сломили Федора Михайловича.
Давайте теперь обратимся к тексту рассказа “Мальчик у Христа на елке”.
- Расскажите о своих впечатлениях после прочтения текста.
- какие эпизоды вас наиболее поразили, показались особенно грустными?
- Давайте разделим этот рассказ на части. Просмотрите текст с карандашом в руках, отметьте границы частей.
(пока учащиеся работают, на доске появляются названия частей в произвольном порядке. Например,
А) мальчик у Христа на елке,
Б) мальчик выходит на улицу,
В) мальчик в подвале,
Г) красивая елка в богатом доме)
- Сколько частей у вас получилось? Посмотрите на доску и восстановите хронологическую последовательность событий рассказа.
- Пересказ каждой части.
- Вернемся ко 2 части рассказа. Какова ее роль?
- В каком еще произведении мы встречались с похожими строками? Люди шли и не замечали страдания человека. (Притча о добром самарянине)
- Вспомните, чему учит эта притча? (Возлюби ближнего своего)
- Почему так необычно заканчивается рассказ?
Итог: дети из бедных семей не счастливы на земле. Они находят свое счастье у Христа. Рождественская ночь кому-то приносит радость, а кому-то горе. Надо об этом помнить.
6. Анализ рисунков учащихся, подготовленных дома.
7. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.