Урок литературы в 6-м классе по теме "Знакомство с зимними календарными обрядами как подготовка к изучению повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • продолжить знакомство учащихся с календарными обрядами;
  • заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией;
  • показать образность и поэтичность зимних праздников;
  • посмотреть отрывок из кинофильма “Ночь перед Рождеством”.

Оборудование: учебник литературы 6 класса; листы с заданиями; кинофильм по мотивам повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”; репродукция картины А.П. Бубнова “Ночь перед Рождеством”; “Русский народ” 1 том, изд – во “Москва”, 2005, с. 175; “Русские обряды и обычаи”, изд – во “Москва”, 2005, с. 320.

Ход урока

Эпиграф к уроку: (Слайд № 2).

“Глубокое проникновение в культуру прошлого
и культуры других народов сближают времена и страны”.

Д.С. Лихачев

I. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с календарными обрядами и подготовимся к чтению повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

II. Слово учителя.

– Посмотрите на название повести. Чем же интересна и необычна эта ночь? А тем, что в Рождественскую ночь на Руси всегда колядовали. Это один из обрядов.

Самое лучшее средство войти в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования. Вспомним, что такое календарный обряд.

– Это неотъемлемая часть народного празднества, символические действия, имеющие логический смысл.

III. Беседа по вопросам.

– На какие два цикла делили обряды и почему? (Ученые делили обряды на 2 цикла: зимние и летние. Но к единому мнению ученые так и не пришли)

– Вот что пишет в своей книге В. Белов о зиме: “Зимний труд не то, что летний: торопиться необязательно. Малина как говорится, не опадет. Погода не поторапливает”

-.Почему он так написал, что он этим хотел сказать?

– Зимние праздники любили больше. Работа вся сделана. Поля убраны. Погреба полные всякой еды. Люди только ткали, пряли, вязали да вечерами собирались вместе и обсуждали планы на лето.

– А какие зимние праздники вы знаете?

– Запишем даты календаря, связанные с народными празднествами. (Слайд № 3 )

(Учащиеся работают в тетрадях)

– Посмотрите на репродукцию картины художника А.П. Бубнова “Ночь перед Рождеством”. Что изобразил художник на картине? Как он это показал? Какие краски использовал?

IV. Сообщения учащихся.

(Дежурный по словарю читает значение слова Рождество.)

1 ученик рассказывает о Рождестве Христове:

Рождество Христово – это один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. До 1917 года отмечался 25 декабря. Сейчас отмечается 7 января.

2 ученик рассказывает о святках: (Слайд № 4)

Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением (19 января). В Малороссии святки называют Колядою. С 22 января (самый короткий день в году) начинается постепенное “воскресение” солнца. Праздники в честь нарастания силы солнца славяне называли колядой и праздновали в конце декабря – начале января. В эти дни, когда солнце начинает свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с земледелием, естественно было задуматься о том, каким он будет, что принесет с собою. В предугадывании будущего ( погоды, урожая, судьбы) проходили святки.

(дежурный по словарю читает значение слова Колядки)

3 ученик рассказывает о колядовании: (Слайд № 5)

Колядование – одно из центральных магических действий, производимых в период Святок. Ряженые ходили из хаты в хату, пели колядки, небольшие песенки, в которых славили Христа, хозяина, хозяйку, желали добра. Того, кто колядует, всегда угощали, клали в мешок сладости, пироги. После принятия христианства древний языческий праздник коляды сливается с христианским праздником Рождества.

V. Инсценировки.

– Между Рождеством и Крещением проходили новогодние празднества – Святки. Первая неделя Святок называлась “святые”, а вторая –“страшные” вечера. По улицам ходили ряженые и колядовали. Давайте побываем на одном таком гулянье.

1. Выходят ряженые, поют, читают колядки.

2. Гаснет свет. Выходят девушки. Зажигают свечу. Тихо разговаривают. Начинают гадать.) (Слайд № 6)

– Особенно действенными считались гадания в ночь под Рождество, под Крещение. (Слайд №7)

Гадание сопровождалось пением подблюдных песен, которые предсказывали будущее: счастье – несчастье, здоровье – болезнь, замужество, богатство – бедность, разлуку, радость, вдовство и т. д. (Слайд № 8)

В основном гадали о любви и урожае. (Слайд № 9)

VI. Просмотр отрывка из фильма.

– А сейчас посмотрим отрывок из фильма по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Понаблюдайте за обрядами в этом отрывке.

(Просмотр отрывка).

– Какие праздничные обряды вы увидели?

VII. Проверка знаний.

– Ребята, сегодня мы с вами говорили о зимних праздничных обрядах и обычаях.

Давайте закрепим знания. У каждого из вас есть карточка с заданиями. Ответьте на вопросы.

Задание

  1. Назовите зимние праздники.
  2. Какие зимние обычаи, традиции вы знаете?
  3. Запишите текст известной вам колядки.

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание. (Слайд №10)

Презентация