Урок литературы в 6-м классе по теме "Образ грозы в стихотворении Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело…"

Разделы: Литература


Тема: «Образ грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»

 Цели:

  • Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся  умения анализировать стихотворный текст.
  • Содействовать развитию способности школьников к рефлексии, стимулировать развитие коммуникативной культуры учащихся.
  • Создать условия для развития положительной мотивацию к учению, стимулировать раскрытие творческих способностей учащихся.
  • Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимовыручки.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Рапорт дежурных

(Участников мастерской  рассадить по группам заранее)

У. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я слушаю рапорт дежурных. Спасибо. Итак, мы начинаем урок. Я попрошу вас открыть тетради, записать число, классная работа.

2. Выведение темы, постановка задач для учащихся

– А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и прослушать музыку (звучит музыка Чайковского «Времена года» («Весна»), затем слышны шум дождя и раскаты грома). Теперь посмотрите на репродукции картин на доске. (Подобрать любые репродукции с изображением весенней природы, дождя и т.д.) С какими словами у вас ассоциируется музыка и репродукции?
Д. Природа, весна, дождь, гроза и т. д.
У. Верно. Сегодня мы с вами рассмотрим образ грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…». А что нам для этого нужно сделать?
Д. Прочитать стихотворение.
Д. «Оживить» слово «гроза».
У. А для чего это нужно?
Д. Чтобы проследить, как грозу изображает автор, и приблизиться к чувствам лирического героя
У. Верно, мы с вами должны проследить образ – настроение лирического героя
Д. Выразить своё настроение в творческой работе
У. А теперь, когда цели поставлены. Я приглашаю вас в творческую мастерскую.

3. Мотивация познавательной активности (Индуктор)

1) У. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Представьте это себе . Итак, начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния… Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент (индивидуально)
2) У. Прочитайте свои ассоциации в группе, дополните, приготовьте общий ответ от группы. (Группы зачитывают свои ассоциации)
У. У какой группы ассоциации вам больше понравились? (Учащиеся обосновывают свой выбор)

4. Актуализация известной информации (Самоконструкция или деконструкция)

У. А теперь пусть каждый индивидуально запишет, какие значения и оттенки значения слова «гроза» вам знакомы (как в прямом, так и в переносном  смысле) (2-3 мин), затем пусть каждый проследит и запишет, какие встретились в тексте (для этого прочитать текст)

5. Социоконструкция или реконструкция

Учащиеся работают в парах, обмениваясь тетрадями и приходя к общему мнению.

6. Социализация и «афиширование»

У. Обсудите в группе и приготовьтесь выступить от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза» (значения выписать на отдельный лист, т. е. создать творческий продукт)

Заслушать выступления групп (вывесить на доску «творческие продукты групп»).

7. Промежуточная рефлексия и самокоррекция

У. Какие  значения и впечатления ближе к тексту? (Сделать общую запись на доске)

8. Новая информация и её обработка (Применение знаний)

Раздать группам листочки с заданиями.

У. Перечитайте текст и обсудите в группе, правы ли критики, говоря, что       « Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне…В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы» Для того, чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам пронаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие « тайны» вам открылись (На доске изобразить таблицу)

Что услышали Что увидели Что почувствовали
 

 

 

 

 

 

  • 1 группа: выписать опорные слова, указывающие на то, что услышал лирический герой и мы.
  • 2 группа: выписать опорные слова, указывающие на то, что увидел лирический герой и мы.
  • 3 группа: выписать опорные слова, указывающие на то, что почувствовал лирический герой и мы.

Группы обрабатывают информацию и поочерёдно представляют свои «открытия». По ходу выступлений групп учитель заполняет таблицу на доске, а учащиеся в своих тетрадях.

Что услышали

Что увидели

Что почувствовали

«дальний гром»,
«за тучей прогремело», «ветра тёплого порывы»,
«раскаты громовые»
«солнце смотрит»,
«принахмурилась земля»,
«дождь порой», «зеленеющие нивы зеленее под грозой»,
«синей молнии струя», «пламень белый», «чаще капли грозовые», «вихрем пыль летит с полей», «солнце раз ещё взглянуло», «смятенная земля»
«ветра тёплого порывы», «дождь порой», «чаще капли дождевые»

У. Ребята, а теперь ещё раз обратитесь к заданию и скажите, пожалуйста, правы ли критики или нет?
Д. Да, правы, ведь мы в этом убедились, заполнив таблицу.
У. А теперь подумайте и ответьте, подтверждая свой ответ цитатами из текста, каким  настроением проникнуто стихотворение? Другими словами,  проследим образ – настроение лирического героя.
Д. Настроение у лирического героя сначала грустное, но потом по мере завершения грозы становится хорошим, даже «солнечным», так как после грозы природа предстаёт обновлённой.  Так же, как и вся земля «потонула в сиянье», лирический герой тоже «в сиянье» от радости, что пришла весна и что победа её очевидна, так как она снова обретёт гармонию. А в жизни человека не всегда происходит обновление, но он черпает силы в матери – природе, обновляющейся каждой весною.
У. А благодаря чему победа весны очевидна?
Д. Благодаря весенней грозе.
У. Ребята, страшной ли оказалась гроза в стихотворении?
Д. Нет, гроза не страшная, она нарушила лишь нетерпимое для природы однообразие жизни.
У. Правильно. Именно очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной и сама в смущении удивляется этому чудному преображению. Так какой же образ оказался главным в стихотворении?
Д. Образ грозы.

9. Корректировка творческого продукта или создание нового

У. А теперь я предлагаю вам ещё раз обратиться к своим записям, перечитать весь накопленный материал, связанный с образом «грозы» и, опираясь на опорные слова, на отдельном листе создать текст – миниатюру (индивидуально или группой) по теме «Весенняя гроза». Форма написания может быть разной: сочинение – описание о весенней грозе, гимн грозе, интервью, дневниковые записи от лица грозы и т. д. Ваше сочинение может сопровождаться рисунками.

10. «Афиширование» творческих работ

У. Желающие могут прочитать свой текст вслух. (Остальные работы развешиваются на доску, чтобы можно было подойти и прочитать)
У. После прочтения нескольких работ мы увидели, что гроза во всех работах разная. И это действительно так. Ведь мы её воспринимаем  в зависимости от нашего настроения.

10. Рефлексия

У. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Барометр настроения». Так как  сегодня на уроке мы с вами говорили о природе, то и критерии настроения будут природными. На партах у вас лежат картинки с изображением солнца, тучи, дождя.

– Посмотрите и выберите ту картину, которая соответствовала вашему настроению в начале урока, а затем ту, которая соответствовала вашему настроению в конце урока. По желанию можно прокомментировать свой выбор. Спасибо, я рада тому, что у многих настроение к концу урока стало «солнечным».

11. Подведение итогов

Учитель объявляет оценки. Домашнее задание дифференцированное.

– Ребята, вы можете выбрать то задание, которое вам больше всего понравилось, и которое вы сможете выполнить (озвучить задания).

1. Выучить одно из стихотворений Ф. И. Тютчева по выбору.
2. Докажите, иллюстрируя примерами из изученных стихотворений, что «природа у Тютчева – живое существо».
3. Мини-сочинение-размышление «Чем нам близок и современен Тютчев?»