Литература
-
Москва старая и новое время в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 2013
Данная работа представляет собой методическую разработку первых уроков по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце". Урок проводится в форме аналитической беседы с параллельным просматриванием фрагментов одноименного фильма. Цель урока: расшифровка символики первых страниц произведения, что позволяет развить навыки анализа художественного текста. Составление кластера и изображение палитры эпохи позволяют добиться более полного понимания темы и разнообразить урок.
-
Мотив греха в детской литературе ХХ–ХХI века: «Хроники Нарнии» К.С.Льюиса и серия книг о Гарри Поттере Дж.К. Роулинг 2020
Данная статья посвящена выявлению христианской символики смерти в произведениях К.С.Льюиса и Дж.К.Роулинг; тому, каким образом тема смерти в них может быть репрезентирована через христианскую традицию, в данном случае ‒ на примере мотива греха.
-
Мотив дороги в произведении В.Быкова "Сотников" 2012
Цель занятия: актуализировать знания исследованием мотива дороги в повести «Сотников», выяснить, как связан мотив дороги с главной проблемой произведения. Урок развивает культуроведческую компетенцию, рефлексивную деятельность учащихся.
-
Мотив молчания в контексте культуры. 11-й класс 2012
Урок литературы по теме «Поэзия Серебряного века» ставит перед учащимися дискуссионные вопросы, заставляет самостоятельно искать ответ на вопрос. Ученики проявляют свои способности, возможности, интересы в творческих заданиях.
-
Мотив обмана в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Конспект урока-исследования 2005
Исследуется характерологическая функция мотива обмана в романе А.Пушкина "Капитанская дочка", рассматривается мотив обмана как средство раскрытия авторского отношения к вечным нравственным ценностям, формируется понятие слова ОБМАН как концепта русской культуры.
-
Мотив одиночества в лирике Лермонтова 2008
Данный материал – добротное методическое пособие к третьему уроку по творчеству М.Ю. Лермонтова в 6-м классе. Целью урока является расширение представления о творчестве поэта, формирование навыков анализа поэтического текста; развитие литературоведческого аппарата, декламационных навыков, наблюдательности; привитие любви к поэзии, ценностного отношения к слову.
-
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова 2008
Представлен конспект урока-семинара по литературе в 9-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" (2 часа).
-
Мотив подаяния в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского 2010
В рамках урока реализуется одна из актуальнейших идей современной педагогики – идея интеграции: это будет урок, на котором осуществится синтез знаний различных учебных дисциплин (литература, православная культура, изобразительное искусство).
-
Мотив преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
В данной статье анализируется роман Ф.М.Достоевского.
-
Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой 2007
В работе рассматриваются задачи переводчика художественной литературы, специфика перевода стихотворных произведений, особенности языка и стиля поэзии А.С. Пушкина. Представлен перевод стихотворений А.С. Пушкина учащимися старших классов.
-
Мотивированное чтение как технология приобщения обучающихся к литературным ценностям 2016
Мотивированное чтение нацелено на «погружение» в текст, обдумывание прочитанного, что напрямую связано с дефицитом урочного времени. Именно поэтому формы внеклассной работы по предмету - важнейшее средство мотивации учащихся при изучении литературы. Один из способов постижения мира учеником-читателем – познавательные поездки по литературным местам России и Зарубежья. Они будят желание взять в руки тексты, понять творчество не просто писателя, а личности, увидеть книгу как артефакт культуры.
-
Мотивы лирики А.С.Пушкина 2016
Данный урок посвящен изучению лирики А.С.Пушкина в 9-м классе. На уроке учащиеся анализируют лирические произведения поэта разной тематики. Главной целью урока является выявление основных мотивов лирики А.С.Пушкина. Результатом коллективной работы является кластер «Мотивы лирики Пушкина». В завершении урока проводится рефлексия о новом материале с урока.
-
Мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека (по творчеству Ф.И. Тютчева) 2015
Ф.И.Тютчев – певец природы. Через обращение к ней он нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний. Аналогии между явлениями внешнего мира и мира внутреннего часто проводятся поэтом изобразительными средствами. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека рассматриваются на примере стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…».
-
"Моя задача — служить русскому драматическому искусству". Вечер, посвященный творчеству А.Н. Островского 2008
Сцены из пьес Островского, подготовленные старшеклассниками, романсы, музыкальные отрывки из оперы "Снегурочка" помогают глубже и ярче понять эпоху Островского, почувствовать мир, в котором жили его герои, убедиться в том, что драматургия Островского - это огромная панорама правдиво и ярко зарисованных человеческих характеров и судеб, обогащающих наши представления о мире.
-
"Моя концепция урока литературы" 2013
Достоинство русской литературы – способность вызывать в читателе не только сильные эмоции, но и сострадание, сочувствие. Литература дает человеку нравственные ориентиры, которые помогают различать добро и зло, честь и подлость, искренность и лицемерие, формирует совесть. Без этих ориентиров невозможно нормальное становление личности ребенка, развитие общества. В статье представлена технология, используемая учителем на уроках литературы.
-
"Моя лирика жива одной большой любовью к Родине". 9-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с творчеством поэта, дает представление об особенностях его лирики. Развивает умение анализа поэтического текста, воспитывает любовь к Родине, любовь к природе, эстетический вкус.
-
«Моя малая родина. Москва и москвичи», посвящается Владимиру Алексеевичу Гиляровскому 2015
Эффективность патриотического воспитания зависит не только и не столько от количества проводимых мероприятий, но и от формирования единой системы, подхода в воспитании учащихся. Конечная цель работы – формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота.
-
Моя родословная 2023
Цели урока: воспитывать чувство любви, уважения, гордости за свою семью, уважения к родителям, предкам, прошлому своей родины; углубить представления об именах, их происхождении и назначении; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной; познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа; развивать речь учащихся; учить правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства.
-
"Мудрость жизни и сердца" в рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". 5-й класс 2012
Предлагаемый урок проводится как внеклассное чтение. Кратко знакомит учащихся с биографией и творчеством Ф.М. Достоевского. Рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" доступен пятиклассникам для восприятия. Познакомившись со второй частью рассказа, учащиеся анализируют его содержание и, основываясь на чувственном восприятии текста, приходят к выводу, что произведения Достоевского учат состраданию, милосердию.
-
Мудрость старца. А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". 7-й класс 2012
В литературоведческих комментариях к стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге» подробно освещаются вопросы об источниках этого произведения, исторической правдивости характеров баллады и деталей пушкинского повествования, важной роли в творчестве великого поэта. Знание этих историко-культурных сведений предусматривает действующая в пушкинской школе программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
-
Муза А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта 2012
Урок знакомит учащихся с судьбой и творчеством Афанасия Афанасьевича Фета. Изучается тематическое своеобразие лирики поэта и анализируются его стихотворения.
-
"Муза дальних странствий" Н.С. Гумилева 2009
Данный урок литературы - урок-размышление о нравственных ценностях, о любви к родине и к прекрасному, о добре и зле, о смысле жизни. Урок формирует интерес к стихам как к жанру литературы, развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать.
-
Муза естественных наук 2018
Цель урока: показать гармонию и единство мира науки и искусства, силу и многозначность слова, доказать это на конкретных примерах с помощью интеграции астрономии, химии и литературы.
-
Музейная экспозиция, посвященная поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2013
Урок литературы обозначает основной конфликт поэмы М.Ю. Лермонтова; определяет роль художественной детали в характеристике личности героев и оценке эпохи. Результат работы на уроке – схема возможной музейной экспозиции, посвященной произведению, которая позволит учащимся увидеть художественную и историческую ценность поэмы, а также создание словаря эпохи правления Ивана Грозного.
-
Музейный урок литературы "Отражение истории Ставрополького края в ромне А.Губина "Молоко волчицы" 2011
Урок с использованием экспозиции школьного музея помогает вызвать интерес учащихся к творчеству ставропольского писателя А.Губина, научить их собирать и анализировать информацию музейных экспозиций, соотносить ее с прочитанным текстом романа.
-
Музейный урок по рассказу А.П. Чехова "Свидание хотя и состоялось, но…" (в рамках общешкольного проекта "В гости к А.П. Чехову") 2010
Вступление знакомит читателей с предысторией подготовки музейного урока. Описание урока содержит традиционную формулировку темы, целей, задач урока, предлагает вниманию читателей конспект проведенного в музее урока. Заключение отмечает выигрышные достоинства подобной формы урока по сравнению с традиционным.
-
Музейный урок по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова" 2010
Вступление знакомит читателей с предысторией подготовки музейного урока, его авторами и участниками. Описание урока содержит традиционную формулировку темы, целей, задач урока, предлагает вниманию читателей конспект проведенного в музее урока. Выводы указывают на преимущества новой формы урока.
-
Музы Н.А. Некрасова. Системы счисления и кодирование информации 2013
На уроке у учащихся расширяется представление о творчестве Н.А. екрасова. Ребята знакомятся со стихотворениями Некрасова о любви. Узнают, кому поэт посвящал стихотворения о любви.
-
"Музы Сергея Есенина". Литература в 11-м классе 2008
Вступление учителя о любви Есенина к Родине, к матери. Основная часть урока - о музах Сергея Есенина: Лидии Кашиной («Зелёная причёска»), Айседоре Дункан (цикл «Москва кабацкая»), Августе Миклашевской («Заметался пожар голубой»), Шаганэ Тальян («Шаганэ ты моя, Шаганэ!»), Галине Бениславской («Собаке Качалова»). Анализ стихотворений, посвящённых им.
-
"Музыка в жизни и творчестве И.С. Тургенева". Интегрированный урок литературы и музыки 2009
В предлагаемой разработке урока «Тургенев и музыка», проведенного учителями литературы и музыки совместно, отрывки художественных произведений писателя чередовались с музыкальными произведениями, которые упоминались в текстах. В системе изучения творчества писателя интегрированный урок был итоговым по литературной теме.