Оформление доски.
- Рисунки детей с изображением Куцего в разные моменты его жизни.
- План рассказа.
- Рисунок мачты парусного судна и карточки со словарными статьями.
- Таблички со словами: “справедливость”, “жестокость”, “доброта”, “себялюбие”, “педантизм”, “уважение”, “любовь”, “презрение”.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация.
- Постановка проблемного вопроса.
- Анализ рассказа.
- Определение темы урока;
- Подумайте, по какому принципу ваши рисунки распределены по группам.
- Каждая группа отражает один из этапов жизни Куцего:
1. Куцый на берегу.
2. Дружба с матросами.
3. Куцый прячется от барона фон дер Беринга.
4. “Снова зажил свободной жизнью”.
- Перечитайте пункты плана:
1. Прибытие старшего офицера.
2. Новые правила.
3. Кочнев и Куцый.
4. Барон Зуда.
5. Команда матросов за жизнь Куцего.
6. Победа!
- Только ли о собаке идет речь в рассказе?
- Обратите внимание на название последней главы. Кто и кого победил?
Проблемный вопрос: “Что помогло матросам одержать победу, отстоять свои права в неравной борьбе со страшим офицером?”
- На доске записываю вопрос: “Что помогло матросам отстоять свои права?”
Слушаем ответы групп, дополняем, отвечаем на вопросы по углублению понимания содержания.
1 группа. Что рассказал К.М.Станюкович о службе на военном корабле?
- Обязанности матросов.
- Развлечения.
- Наказания за проступки.
- Права матросов.
- Почему автор называет службу на военном корабле “тяжелой морской жизнью”?
- Кто отвечает за жизнь команды и несение службы?
2 группа. Кого из своих командиров и за что уважали и любили матросы?
Ученики характеризуют капитана, бывшего старшего офицера Степана Степаныча, боцмана Акима Захарыча Гордеева, мичмана Кошутича.
- Назовите общие черты этих людей. (Они любили свой корабль, заботились о матросах, защищали их права, были добрыми).
3 группа. За что вся команда “Могучего” невзлюбила барона фон дер Беринга?
- За педантизм и равнодушие к интересам матросов.
- За консерватизм и презрение к людям низшего сословия.
- За жестокость и трусость.
- За себялюбие.
- Как воспринимают барона офицеры, капитан корвета и адмирал эскадры? Что их не устраивает в поведении и взглядах старшего офицера? (Он относится к матросам как к рабам; не умеет строить товарищеские отношения с офицерами; он усложняет жизнь всей команды).
4 группа. Почему барон фон дер Беринг списался с корвета?
- Не хотел признать свою неправоту.
- Считал унизительным идти на уступки матросам.
- Понял, что капитан не будет его поддерживать.
- Не нашел общего языка ни с матросами, ни с командным составом.
- Концептуальное осмысление.
- Художественное своеобразие рассказа.
- Вопросы на внимательного читателя.
- Что помогло матросам спасти Куцего и отстоять свои права? (Дружба, взаимопонимание, помощь офицеров, поддержка боцмана, справедливость капитана, сплоченность и настойчивость в достижении цели).
- О чём получился рассказ? (О взаимоотношениях людей).
- Чему он учит?
Произведение К.М. Станюковича “Куцый” входит в сборник “Морские рассказы”. Какая особенность речи связана с этим названием? (Много специальных морских слов – профессионализмов).
5 группа объясняет значение слов: “ванты”, “нок”, “марс”, “линь (линёк)”, “бак”; отвечающие показывают, где эти предметы изображены на рисунке.
- Почему мы заинтересовались именно этими словами?
- При описании каких моментов из жизни команды употребляются эти термины?
- Какие источники помогли определить лексическое значение слов? (Интернет, “Словарь иностранных слов”, схема корабля в художественной книге о путешествиях).
6 группа задает по три вопроса каждому ряду. Например:
- Вспомните описание внешности Куцего в рассказе. Обратите внимание, насколько вы точны в своих рисунках.
- Как матросы называли между собой барона фон дер Беринга?
- Назовите имя барона.
- Рефлексия.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание (на выбор):
- Что помешало барону стать членом команды?
- Что мы должны исключить из своей жизни? (Ученики убирают с доски таблички со словами: “жестокость”, “себялюбие”, “педантизм”, “презрение”.)
- Что помогает нам сегодня жить в дружбе и согласии? (Остаются таблички: “справедливость”, “доброта”, “уважение”, “любовь”.)
- Сжатый пересказ самостоятельно прочитанного произведения К.М. Станюковича.
- Выполнение одного из заданий по рассказу А.П. Чехова “Толстый и тонкий”, стр. 15, 16 (задания 1-7).