Урок литературы в 6-м классе по рассказу К.М. Станюковича "Куцый"

Разделы: Литература


Оформление доски.

  1. Рисунки детей с изображением Куцего в разные моменты его жизни.
  2. План рассказа.
  3. Рисунок мачты парусного судна и карточки со словарными статьями.
  4. Таблички со словами: “справедливость”, “жестокость”, “доброта”, “себялюбие”, “педантизм”, “уважение”, “любовь”, “презрение”.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. - Определение темы урока;

    - Подумайте, по какому принципу ваши рисунки распределены по группам.

    - Каждая группа отражает один из этапов жизни Куцего:

    1. Куцый на берегу.

    2. Дружба с матросами.

    3. Куцый прячется от барона фон дер Беринга.

    4. “Снова зажил свободной жизнью”.

  3. Постановка проблемного вопроса.
  4. - Перечитайте пункты плана:

    1. Прибытие старшего офицера.

    2. Новые правила.

    3. Кочнев и Куцый.

    4. Барон Зуда.

    5. Команда матросов за жизнь Куцего.

    6. Победа!

    - Только ли о собаке идет речь в рассказе?

    - Обратите внимание на название последней главы. Кто и кого победил?

    Проблемный вопрос: “Что помогло матросам одержать победу, отстоять свои права в неравной борьбе со страшим офицером?”

    - На доске записываю вопрос: “Что помогло матросам отстоять свои права?”

  5. Анализ рассказа.

Слушаем ответы групп, дополняем, отвечаем на вопросы по углублению понимания содержания.

1 группа. Что рассказал К.М.Станюкович о службе на военном корабле?

    1. Обязанности матросов.
    2. Развлечения.
    3. Наказания за проступки.
    4. Права матросов.

- Почему автор называет службу на военном корабле “тяжелой морской жизнью”?

- Кто отвечает за жизнь команды и несение службы?

2 группа. Кого из своих командиров и за что уважали и любили матросы?

Ученики характеризуют капитана, бывшего старшего офицера Степана Степаныча, боцмана Акима Захарыча Гордеева, мичмана Кошутича.

- Назовите общие черты этих людей. (Они любили свой корабль, заботились о матросах, защищали их права, были добрыми).

3 группа. За что вся команда “Могучего” невзлюбила барона фон дер Беринга?

    1. За педантизм и равнодушие к интересам матросов.
    2. За консерватизм и презрение к людям низшего сословия.
    3. За жестокость и трусость.
    4. За себялюбие.

- Как воспринимают барона офицеры, капитан корвета и адмирал эскадры? Что их не устраивает в поведении и взглядах старшего офицера? (Он относится к матросам как к рабам; не умеет строить товарищеские отношения с офицерами; он усложняет жизнь всей команды).

4 группа. Почему барон фон дер Беринг списался с корвета?

    1. Не хотел признать свою неправоту.
    2. Считал унизительным идти на уступки матросам.
    3. Понял, что капитан не будет его поддерживать.
    4. Не нашел общего языка ни с матросами, ни с командным составом.
  1. Концептуальное осмысление.
  2. - Что помогло матросам спасти Куцего и отстоять свои права? (Дружба, взаимопонимание, помощь офицеров, поддержка боцмана, справедливость капитана, сплоченность и настойчивость в достижении цели).

    - О чём получился рассказ? (О взаимоотношениях людей).

    - Чему он учит?

  3. Художественное своеобразие рассказа.
  4. Произведение К.М. Станюковича “Куцый” входит в сборник “Морские рассказы”. Какая особенность речи связана с этим названием? (Много специальных морских слов – профессионализмов).

    5 группа объясняет значение слов: “ванты”, “нок”, “марс”, “линь (линёк)”, “бак”; отвечающие показывают, где эти предметы изображены на рисунке.

    - Почему мы заинтересовались именно этими словами?

    - При описании каких моментов из жизни команды употребляются эти термины?

    - Какие источники помогли определить лексическое значение слов? (Интернет, “Словарь иностранных слов”, схема корабля в художественной книге о путешествиях).

  5. Вопросы на внимательного читателя.

6 группа задает по три вопроса каждому ряду. Например:

    1. Вспомните описание внешности Куцего в рассказе. Обратите внимание, насколько вы точны в своих рисунках.
    2. Как матросы называли между собой барона фон дер Беринга?
    3. Назовите имя барона.
  1. Рефлексия.
  2. - Что помешало барону стать членом команды?

    - Что мы должны исключить из своей жизни? (Ученики убирают с доски таблички со словами: “жестокость”, “себялюбие”, “педантизм”, “презрение”.)

    - Что помогает нам сегодня жить в дружбе и согласии? (Остаются таблички: “справедливость”, “доброта”, “уважение”, “любовь”.)

  3. Оценки за урок.
  4. Домашнее задание (на выбор):
  1. Сжатый пересказ самостоятельно прочитанного произведения К.М. Станюковича.
  2. Выполнение одного из заданий по рассказу А.П. Чехова “Толстый и тонкий”, стр. 15, 16 (задания 1-7).