Урок литературы в 6-м классе по теме: «"Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком…"»

Разделы: Литература


Тема: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком…”

Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ).

Цели:

  • обучить анализу лирического произведения;
  • воспитать эстетический вкус учащихся;
  • развить устную речь, воображение учащихся.

Оборудование: доска, учебники, тетради.

Урок строится по технологии “Обучение в сотрудничестве”. В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по “вертушке”. Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Запись темы урока.

III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?

“Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…” (дети называют).

Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком…”

Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня.

IV. Чтение стихотворения учителем.

V. Выявляется первичное восприятие текста.

Далее задание распределяется по группам.

VI. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя.

VII. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения.

Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):

Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.

Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.

VIII. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении.

Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;

Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;

Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));

Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

IX. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:

…на холодной вершине …на голой вершине

(сильнее выражена бесприютность, обездоленность)

белым покрывалом …снегом сыпучим
Окутывают её лёд и снег Одета, как ризой, она

(усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)

На пылающей скале …на утёсе горючем

(эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”)

X. Заслушиваются выступления групп, учащиеся дополняют ответы.

6-я группа (“эксперты”) делает общий вывод о том, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

XI. Общее задание. Рефлексия.

А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова? Ответы даются письменно.

Зачитываются некоторые работы.

XII. Учитель ещё раз читает стихотворение “На севере диком…”. Выявляется восприятие текста.

Итоги урока: оценки суммируются по группам, и выставляется общая оценка каждой из групп, оценивается “вклад” каждого участника.

На дом может быть дан анализ стихотворения “Три пальмы”.