Урок литературы в 6-м классе по теме "Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор"

Разделы: Литература


Цели: познакомить с личностью А.И.Куприна; развитие умения анализировать текст художественного произведения, вычленять главное.

Оборудование:

  • портрет Куприна;
  • выставка книг Куприна;
  • задание «Верные или неверные утверждения»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс разделен на 2 группы.

II. Стадия вызова

1. Вступительное слово учителя

– Ребята, сегодня на уроке мы приступаем с вами к изучению творчества А.И.Куприна. Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с биографией Куприна. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием, для этого выполним задание «Верные или неверные утверждения». Вы отвечаете да или нет, если ответ отрицательный, то дайте правильный, учебником пользоваться нельзя.

2. Задание «Верные или неверные утверждения»:

1) Действительно ли, что Александр Иванович Куприн учился в кадетском корпусе?
2) Верно ли, что Куприн был слабым, физически неразвитым человеком?
3) Правда ли, что у Куприна был острый, сверлящий, холодный и жестокий взгляд?
4) Александр Иванович Куприн был одним из самых популярных писателей начала 20 века?
5) Куприн любил пышные приёмы?
6) Правда ли, что Куприн обладал большим чувством юмора?
7) Действительно ли, что номер телефона у Куприна был 0180?

Ответы: 1) – да, 2) – нет, 3) – да, 4) – да, 5) – нет, 6) – да, 7) – да.

Проверка осуществляется по очереди.

3. Слово учителя

– Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Куприне. Запишите число, тему урока, годы жизни писателя. (Портрет)
– Что вы узнали самостоятельно о Куприне?

(Выступления учащихся)

4. Выставка книг

– Творчество Куприна многообразно, несколько романов, рассказов. Вот некоторые из них.

III.Стадия осмысления

1. Работа с текстом

– В рассказе «Чудесный доктор» автор-повествователь рассказывает историю, которая действительно произошла в Киеве в одном семействе. О ком идёт речь? (О Мерцаловых)
– Я говорю вам ключевые слова, а вы по содержанию текста рассказываете о чем идет речь:

  • Огромное окно гастрономического магазина
  • Покосившийся ветхий дом
  • Машутка больна
  • Письмо
  • Общественный сад
  • Подарочки знакомым ребятишкам
  • Едемте!

– Таким образом, о ком повествует здесь автор? (О семье Мерцаловых)
– А сейчас мы составим с вами кластер. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:

1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» (Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…» (Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..» (Машутка)
6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)

 

2. Проверка домашнего задания

Дома вы должны были, прочитав рассказ, сделать к нему иллюстрации. Расскажите о них.

IV. Стадия рефлексии

1. Напишите резюме, его можно начать со слов

– Я понял, что…
– Оказывается…
– Меня удивило…

2. Выставление оценок за работу на уроке.

3. Домашнее задание

1. Сообщение о Пирогове.
2. Задания на с.150 1 уровень вопрос 2.