Цели урока:
1. Расширить и углубить знания учащихся о мифологии; на основе сопоставления с древнегреческими мифами и русскими народными сказками показать национальное своеобразие мифологии и фольклора ненцев.
2. Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом и справочной литературой, а также творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся.
3. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.
Оборудование:
1. Фотовыставка, иллюстративный материал “Ямалу-75”.
2. Выставка творческих работ учащихся “Мой край”.
3. ТСО: мультимедийный компьютер для демонстрации слайд - фильмов “Уренгой” и “Северные узоры”; магнитофон с записями национальных песен.
4. Сборники текстов, информационные листы (№1 “Словарь терминов”, №2 “Глоссарий”).
Предварительная подготовка к уроку:
Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) текста с представлением собственных рисунков- иллюстраций.
Вторая группа. Сообщения учащихся (“Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”).
Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” о нравственных представлениях ненцев, символически выраженных в орнаменте.
Эпиграф:
Кто знает одну культуру - не знает ни одну.
Макс Мюллер
(На перемене, до начала урока, демонстрируется слайд-фильм “Уренгой”, звучат национальные мелодии)
Ход урока:
Слово учителя.
Содержанием вступительного слова учителя являются: определение целей и этапов урока; экспресс - беседа по формулировке темы и эпиграфа. (Откуда взята строчка, которой обозначена тема урока? Зачем нам “преданья старины глубокой”? Как понимаете смысл эпиграфа? Согласны с учёным - этнографом?).
Беседа. Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с мифами древних греков и североамериканских индейцев. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Что такое миф? Как рождались мифы? Чем сказка и легенда отличаются от мифа? Каким было мышление древнего человека? Если трудно ответить сразу, загляните в свои тетради и словари (информационный лист №1).
Тезисный план ответов учащихся
- Древний человек был язычником, поклонялся множеству богов. Он одушевлял всё, что его окружало: небо и землю, моря и горы, леса и поля.
- В эту же эпоху человек создал истории, в которых объяснял мир и его законы,- мифы. Мифы повествуют о деяниях богов и героев. Мифы складывались не для развлечения, рассказчик и слушатели верили в рассказываемое. Мифы часто разыгрывались перед слушателями- зрителями или приобретали облик обряда.
- Сказка повествует об обычных людях (“благородного” или “низкого” происхождения); воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь. В отличие от мифа (тайного знания) сказка общедоступна.
- Легенда исторически и географически “привязана”, персонажами являются конкретные люди. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифологические мотивы и образы сохраняются.
Работа групп
Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) произведения с представлением собственных рисунков- иллюстраций.
Вопросы для обсуждения:
- Почему выбрали именно это произведение? Что вы услышали и увидели в нём? Что, может быть, поразило или вызвало недоумение?
- Ваше мнение о героях? Как построено произведение?
- Сравните их с русскими народными сказками, мифами Древней Греции. В чём сходство и различие?
Делаем совместные выводы
1. В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое: два брата и сестра (“Каллаха - богатырь”), три охотника (“О невесте и снежном человеке”) и т.д.
2. Ребята отмечают увлекательность сюжета, его неожиданные повороты. Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил, соединяются или борются с ними, приобщаются к тайнам, что-то теряют или приобретают на этом пути (огромное стадо оленей, нарты с хлебом, сахаром, маслом и “всякой необходимой всячиной для безбедной и счастливой жизни стойбища”).
3. Как общее в поэтике сказок разных народов ребята отметили контрастное построение сказки, деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством. Обращаю внимание ребят на то, как организовано мифологическое пространство. В нём всегда выделены центр, верх, низ. В славянской мифологии таким центром является Мировое древо. В ненецкой мифологии идею вертикали помогает выразить образы горы, холма, дерева. Они помогают героям разделять добро и зло, жизнь и смерть. На холме ставит свой чум первый человек из рода Вэлло, ставит ближе к небу, к солнцу. В корнях дерева (Нижнего мира) находят дочки Оленнего хозяина героя сказки “Как Вылка на море ездил”.
Пространство в мифах и сказках не бездушно и не нейтрально: оно расценивается как своё или чужое, доброе или враждебное для людей. Они же, в соответствии с выбранным направлением, попадают в зоны дурных или добрых сил. Переправившись через большую реку с крутыми берегами, два брата-охотника попадают в царство лесной женщины Палснэ (“Жила в лесу кикимора”). Нарушил запрет бабушкин внук по имени Тункевхи, спустился в низовья реки и чуть не оказался в руках колдуна. Пройдя через нелёгкие испытания, понимает молодой человек цену дружбы и взаимопомощи. Охотник вернулся в чум своей бабушки и предложил ей: “Давай поищем добрых людей, с которыми не надо будет бояться колдунов и людоедов”. Долго ходили они по тайге и тундре и наконец нашли стойбище Айваседо. Там их приняли с радостью.
4. В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия – дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие.
5. Обратившись к древнейшим пластам мифологии, мы видим, что разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу. Древние народы полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная. У ненцев особенно почитаются Земля, Огонь и Вода: плюнуть в воду, в огонь считается непростительным кощунством. Огонь часто представляется женщиной в красном халате, она может предсказывать будущее, разговаривая треском, писком. Итак, центральный образ ненецкой мифологии – образ Природы.
6. Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека, о взаимосвязи всего сущего. Вселенная, Земля, Человек, животный и растительный мир представляются неразделимыми. Поэтому так легко (и очень часто) совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка - в ягоду (сказка “Голубика”), несчастная мать - в кукушку (сказка “Кукушка”), парень- в гагару (“Девушка и гагара”), ветер- в щуку (“Синяя щука”), шаман- в оленя (“Ваханде и Нойсама”).
В этом мире даже смерть маленького и злого комара имеет страшные последствия, остановить которые сможет только шаман, совершивший жертвоприношение (“Смерть комара”).
Вторая группа. Сообщения учащихся: “Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”. ( Остальные учащиеся в это время по желанию рисуют портреты богов или план- схему строения мира).
Вопросы для обсуждения
- Как представляли ненцы строение мира? Сотворение земли и человека?
- Какова иерархия ненецких богов?
- Сравните мифологические воззрения ненцев и древних греков.
Краткие тезисы сообщений учащихся
Миф о создании Вселенной в каждом регионе Ямало – Ненецкого автономного округа имеет свою трактовку. Мы познакомим вас с легендами тундровых ненцев. Согласно их представлениям, мир состоит из трёх уровней: Верхнего, Среднего, Нижнего, между которыми распределён весь пантеон ненецких богов. Земля изображалась плоской, немного взгорбленной посредине, окружённой морем. Над нею простираются семь небес (у ненцев понятие о многослойном небе существовало задолго до того, как они познакомились с христианством). Небо имеет выпуклую форму и упирается краями в землю наподобие опрокинутой чаши. Внизу находятся семь земель. Для подземных жителей наша земля является небом.
Творцом Вселенной является Нум, ему помогал Нга. Они были родными братьями. Между ними происходили ссоры, но они быстро мирились. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил тёмное.
Легенда гласит, что сначала была вода. Нум, глядя на безбрежные воды, решил создать землю. Нга стал помогать. Нум вызвал к себе гагару, повелел ей нырнуть глубоко в воду и принести из глубин землю. Три раза ныряла гагара. На третий раз в клюве принесла немного ила, из которого была создана суша. Населил Нга землю большими и малыми животными, а воды – рыбами, небо – птицами. Земля была прекрасной. Нум не захотел отдать её во владение брату, несмотря на его просьбы. Нга обиделся на Нума, и там, где ступала его нога, появлялись болота. В гневе Нум ударил своего брата посохом так, что земля содрогнулась. Рассердился Нга и дохнул на землю своим холодным дыханием. Вся земля покрылась льдом и снежными сугробами, деревья замёрзли, погибли растения. Над землёй пронеслись холодные северные ветры.
Долго братья были в ссоре, никто не решался подойти первым. Когда братья помирились, то решили они сделать Солнце и Луну. Нум взялся за создание Солнца, а Нга он доверил делать Луну. В руках Нума Солнце получилось ярким и горячим, так что осветило всю землю своими животворными лучами. Расцвела земля, проснулись животные и птицы. Но деревья от холода остались маленькими и искривлёнными. Нга увидел, что у Нума получилось красивое и горячее Солнце, решил сделать ещё лучше. Но от его холодного дыхания Луна замёрзла. Нум посоветовал брату не расстраиваться: так как ночью бывает темно, то его Луна будет освещать землю в этот период времени.
Потом они приступили к созданию человека. Нум, взяв в руки глину, стал лепить тела людей. Нга ушёл, чтобы принести ещё глины, а когда вернулся, то увидел, что человек сделан и Нум готовится вдохнуть в него жизнь. Обиделся Нга, и снова братья поссорились. Прошло время, и договорились они так: оба они вдохнут жизнь в человека, чтобы боролись в нём добро и зло. Одно из них должно было победить. И хозяином души становился тот, чьё начало побеждало. Чтобы быть ближе к человеку, Нга попросил Нума отдать ему подземный мир. Нум согласился, а сам остался жить на небе.
Самые почитаемые ненецкие божества: Нум – верховный бог; Я-мал Вэсоко – хозяин земли, ему подчиняются Илебямпертя – даритель дичи и помощник человека в его трудовой деятельности; Ту - Хада – хозяйка огня; Олений хозяин; Мяд – Пухуця - хозяйка чума. Нга – властелин Нижнего мира, повелитель холода и мрака, его называют ещё Нга – смерть. Верхний мир признаётся страной, подобной во многом Среднему миру - Земле. Там существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Над ним сияет своё небо, так же светят солнце, луна и звёзды. Здесь живут небесные люди, каждый из них имеет свою семью, чум, пасёт оленей. Льющийся с неба дождь – это снег, тающий на нижней небесной земле. Гром – шум полозьев нарт, на которых разъезжают небесные люди. Не менее интересна жизнь людей Нижнего мира. Важнейшим связующим звеном между тремя мирами являются шаманы.
(Чтобы проверить внимательность слушателей, докладчики задают несколько вопросов по содержанию. Как появились болота? Почему Луна холодная, а Солнце горячее? Почему человек может быть и добрым, и злым? Докладчики собирают с парт схемы строения мира, нарисованные ребятами, а также портреты богов, и лучшие изображения вывешиваются на доску).
Делаем совместные выводы
Мифы разных народов очень похожи: та же концепция “трёх миров”, то же движение от первобытного хаоса к упорядоченному космосу (гармонии), та же борьба добрых и злых сил и участие богов в жизни людей.
Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” с образцами национальной ненецкой одежды, крупным планом – детали орнамента и узоров. Синхронно с демонстрацией фильма читаются отрывки из мифа “Правила старика Нума”.
Вопросы для обсуждения
- Что же рассказал нам миф о своих современниках?
- О чём мечтали люди? По каким законам жили?
Выборочное чтение мифа “Правила старика Нума”.
“…Небесный бог Нум сказал своему старшему сыну: “Посели всех людей на земле”. Тот увёл людей на землю и оставил там. Прошло три года, и старик Нум попросил его посмотреть, как они живут. Сын спустился с небес и увидел, что порядка на земле нет. Над всеми издевается человек, худой, как олень -самец осенью. Он всех женщин согнал в свой чум и других мужчин не подпускает. Услышав рассказ сына, опечалился Нум: “Так не годится. Иди и подели их по двое, то есть каждой женщине по мужчине. Так и сделал сын небесного бога, а того самого мужчину, который нарушил порядок, убил из лука”.
“…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум.- Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов- это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…”
“…А теперь пойдёт речь об орнаменте на твоей одежде,- повернулся Нум к мужчине.- Поперечные полоски ниже колен, как и у женщины, означают запреты. Дальше… Полоски в четырёхугольнике на коленях надо понимать как сиденье на нарте. А уходящие продольные полосы – ремни упряжки. Узоры на ноге, по верху ступни,- это головы людей. И напоминают они о том, что ты на земле не один”.
Делаем совместные выводы
Нравственные идеалы, воплощённые в мифах, легендах и сказках, универсальны, едины для человека, независимо от того, когда и в какой стране он жил или живёт. Любовь, красота, дом, семья – для него безусловные ценности. Не быть обманщиком, любить людей учит сказка “Месть”. Герой сказки - обиженный Панхи - весной поехал на своё священное место. Сделал из железа образ своего врага и повесил на святилище. И вот едет Панхи обратно, а над его головой вдруг раздаётся голос: “От того, что ты сделал, в будущем твоим потомкам не будет плохо?” Люди должны знать: пожелания зла кому-то, сделав круг, ударят по тому, кто первым их произнёс.
Подведение итогов урока
Мифами охвачены едва ли не все стороны жизни человека тундры: имена, фамилии, жилище, его внутреннее убранство и внешнее расположение. Орнамент одежды и обуви, различные эмблемы, географические названия, государственная символика, праздники, обряды, ритуалы и многое другое – всё имеет особый смысл. Вы можете прочитать об этом в книгах Е.Г. Сусой “Из глубины веков”, П.Г. Турутиной “Дом ветров”. Зачем современному человеку древние сказания? Они дарят ощущение гармонической слитности всего видимого, сущего. Человек, гора, болото, дерево, небо – всё напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то неведомой воле. И рядом с этим переживанием – другое: мир продуман до последней мелочи. Кто-то Невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Миф развёрнут не только в прошлое, но и в будущее, потому что он убеждает: законы красоты и любви неизменны.
Домашнее задание
Письменная работа на тему: “Моё впечатление об уроке”.
Список использованной литературы
- Беспалова Л.Г., Беспалов Ю.М. Тюменский край и писатели 18-19 вв. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998.
- Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Сыктывкар, 1995.
- Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
- Турутина П.Г. Дом ветров. М., Вилад, 2000.
- Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.